«Ученик» Кирилла Серебренникова
o-de-sy — 27.11.2016 «Ученик» - драма известного российского режиссера театра и кино Кирилла Серебренникова, снятая по пьесе Мариуса фон Майенбурга «(М)ученик».Картина, представленная в программе «Особый взгляд» кинофестиваля в Каннах в 2016 году, удостоена «Приза независимой французской прессы имени Франсуа Шале».
«Ученик» - история о том, как идеалы, в основании своем имеющие возвышенные морально-этические установки, трансформируясь в сознании отдельно взятого человека, обращаются в трагедию, которая, преимущественно, остается незамеченной обществом, прощенной и поощряемой людьми.
В центре сюжета киноленты ученик Вениамин Южин, чье страстное и фанатичное увлечение религией, приводит героя к столкновению с обществом, мораль и устои которого вызывают у него неприятие и активное им противление.
Оказываясь неспособным принять во внимание какое-либо иное мнение окружающих (матери, учителей, одноклассников, священника), отличное от собственного, Вениамин обличает себя властью и становится единственным провозвестником истины.
«Односторонние люди и притом фанатики – язва для общества, беда той земле и государству, где в руках таких людей очутиться какая-либо власть. У них нет никакого смиренья христианского и сомненья в себе; они уверены, что весь свет врет, и одни они только говорят правду», писал Н.В. Гоголь, изречение которого уместно употребить в контексте картины Серебренникова.
«Ученик» Кирилла Серебренникова – отнюдь не упрек религии и, в частности, христианству, но фильм полемичный, обращенный, прежде всего, к человеку, пытающийся проследить в какой момент времени мы, убежденные в правильности наших взглядов, можем перейти грань дозволенного и с какой пугающей легкостью стать теми, против кого так яро проповедовали.
«Кровь и власть пьянят», говорил Ф. М. Достоевский и, кажется, в очередной раз писатель был прав.
В лице главного героя, роль которого исполнил молодой актер Петр Скворцов, воплощаются те пороки, присущие человеку, о которых когда-то говорили классики и наличие которых режиссер фильма остро ощущает в современном мире.
Оттого возникает невольное непринятие главного персонажа фильма, где привязанность и симпатию зритель скорее испытывает по отношению к учителю биологии, роль которого исполнила актриса Инга Южина, в одиночку, «с позиции разума», противостоящая как Вениамину, так и обществу, потакающему ученику (однако, в полной мере, мы не можем принять ни одно мнение героев за единственно и решительно верное – каждый в фильме – пример «фанатика» дела, каждый преступает грань).
«Ученик» - картина нестандартная и провокационная, одно название которой говорит как о фактической принадлежности Вениамина к общеобразовательной школе, так и о том, что герой - ученик Бога (по крайней мере, Южин считает себя таковым).
Оттого цитаты из библии, появляющиеся на экране и которыми оперирует в разговорах Вениамин, кажутся вырванными из контекста; не отдавая себе в том отчета, герой разбрасывается ими, отчего ты не веришь ни словам (трактовать которые он берется в меру сил и способностей), ни человеку, их произносящему.
Также следует понимать, что именно за счет своей провокационности, актуальности выбранной темы, картина захватывает внимание зрителя и позволяет автору заговорить с нами на интересующие его вопросы и проблемы, главная из которых – человек и идеал, в достижении которого он не остановится ни перед чем.
Открытый финал «Ученика» трагичен, автор не разрешает конфликта и, несмотря на всю нарочитость ленты, режиссер предпочитает остаться в стороне, предоставив возможность зрителю вынести свой вердикт.
«Ученик» - фильм яркий и неординарный, визуально эффектный, говорящий со зрителем открыто, изобличающий определенный тип поведения, указывающий на проблемы не только религии, этики и морали, но нынешнего общества в целом.
|
</> |