Прошлое и современность от журнала "Бич"
Leonsija — 05.05.2011
Талантливо выполненная карикатура не стареет даже спустя века. Тем
более политическая, которая может оказаться
актуальной даже и сегодня. После 1917 года в Европе издавалось
множество эмигрантских журналов, среди которых был парижский
еженедельный журнал политической сатиры "Бич" под редакцией
М.С.Линского. Издание вполне можно назвать одесским,
т.к. авторы материалов в основном были эмигрантами из
Одессы. Литературная же часть - памфлеты, короткие рассказы,
загадки - была отдана на откуп Аркадию Аверченко.
Михаил Дризо Постройка новой России Карикатура из журнала "Бич"
Новая Россия все строится и строится, скоро будет уже сто лет, как
большевики решили создать свой новый мир, но к сожалению, ни им, ни
нынешним "строителям", так и не удалось построить что-то вечное...
Карикатуры из журнала "Бич" - это картинки дня сегодняшнего, да
плюс исторические личности и параллели. Есть довольно
любопытные экземплярами с подтекстами и намеками...
Шаржи на известных личностей М.С.Линского
Карикатуры М.С.Линского из журнала "Бич"
Вот, что удалось найти о редакторе журнала "Бич" М.С. Линском
(сведения из статьи О.Барковской Классики
одесской карикатуры: "Михаил Семенович Линский (Моисей Симович
Шлезингер) — уроженец Николаева, в 1890-е учился в Одесской
рисовальной школе, имя его несколько раз встречается в протоколах
художественного совета школы в части В«об учениках школы, не
посещавших классы и не представивших работВ». Школу он явно не
закончил. В Одессе имя Линского вновь возникает в начале 1900-х
годов, и с этих пор его рисунки, остроумные и точные, регулярно
появляются на страницах популярнейших местных изданий — газет
В«Одесский листокВ» и В«Одесские новостиВ», журналов В«КрокодилВ»,
В«БомбаВ», В«Театр и киноВ». Это были отклики на политические
события, на злобу дня, серии зарисовок В«Провинциальные силуэтыВ»,
В«Вся ОдессаВ», В«Муниципальная ОдессаВ», В«Финансовая ОдессаВ» и
другие. Художник, автор скетчей, пародий, киносценариев, журналист,
художественный критик, театральный антрепренер — всеобщий
любимец, талантливый, обаятельный, небрежно элегантный. Даже
ехидные одесские газетчики отзывались о нем с неизменной симпатией.
В«М. Линский. Известен как карикатурист, но и пишет очень
недурно. По внешности вполне европеец, чем (вместе еще кое с кем)
заметно выделяется в среде одесских журналистовВ», —
отмечал, к примеру, Ефим Зозуля. В 1915 г. Линский уезжает в
Петроград, сотрудничает в журнале В«Новый сатириконВ», пишет сценки
для театров миниатюр, пробует себя в кино. Работает в московских
изданиях, не порывает связи и с Одессой. А в 1918 г. возвращается
на юг, бежит от новой, большевистской власти, против которой резко
выступал на страницах собственного журнала В«БарабанВ» (журнал,
кстати, закрыли не сразу, он выходил в Петрограде с мая 1917 — до
весны 1918 г.). В конце 1919 г., когда иллюзии о возможности
возвращения прежней жизни исчезают, Линский эмигрирует — по
В«классическомуВ» маршруту: через Константинополь — в
Париж.
В эмиграции он по-прежнему деятелен: сотрудничает в русских и
французских газетах, выпускает журнал В«БичВ», пишет киносценарии.
О последних днях художника рассказал Дон-Аминадо в книге
воспоминаний В«Поезд на третьем путиВ»: В«...во время оккупации
Парижа бывший балетный фигурант и немецкий наймит, по фамилии
Жеребков, с удивительной прозорливостью докопался и открыл, что
бывший принц де Линь был всего-навсего уроженец города Николаева
Шлезингер, на основании чего и по приказу генерала фон
Штульпнагеля, в одно прекрасное последнее утро, за крепостными
валами Монружа, уже не с легкой проседью в подстриженной бородке, а
белый как лунь и белый как полотно, Михаил Семенович Линский был
расстрелян и зарыт в братской могиле в числе первых ста
заложниковВ»."
Карикатуры М.С.Линского из журнала "Бич"
И далее... В статье Л.Гроссма на "Исторический музей Одессы",
опубликованной в "Одесском листке" 13 марта 1916 г., есть строки
посвященные библиотечной коллекции: "Здесь имеется целый альбом
оригинальных рисунков М.С.Линского, которые со временем несомненно
войдут в историю не только одесской, но и общерусской
карикатуры".
Карикатуры Михаила Дризо из журнала "Бич"
Вместе с М.С. Линским в журнале работал и художник-карикатурист
Михаил Дризо, подписывающий свои работы, как Mad. Его жизнь похожа
на жизнь Линского. Опять слово О. Барковской: "Мад, он же Михаил
Александрович Дризо, родился в 1887 году, в семье одесского врача.
Еще студентом юридического факультета Новороссийского университета
он начал публиковать свои рисунки в одесских газетах и журналах. Ко
времени окончания университета Дризо приобрел опыт карикатуриста,
псевдоним Мад (МАД, MAD) — и популярность. В итоге, вместо
респектабельной карьеры юриста он выбрал ненадежную судьбу
газетчика. С тех пор рисунки Мад'а регулярно появлялись на
страницах одесской прессы вплоть до конца 1919
года.
В 1918 году вышла книга Мад'а В«Так было...В». В 60 рисунках
художник рассказал о жизни России с марта 1917 по март 1918 года.
Здесь война с Германией, революции — февральская и октябрьская,
бедная Россия, у которой В«много товарищей и так мало друзейВ»,
Керенский, Троцкий, Ленин (кстати, хороших фотографий Ленина в
Одессе тогда еще не было, Мад делал рисунки, в основном, опираясь
на рассказы очевидцев) и прочее. Книга была конфискована
германскими военными властями, большая часть тиража пропала.
Сегодня доподлинно известны два сохранившихся экземпляра — в
Бахметевском фонде Иллинойского университета в США и в Одесской
научной библиотеке им. М. Горького.
События, связанные с книгой, подтолкнули художника к отъезду из
Одессы. Он отплывает в Константинополь, потом ненадолго
возвращается, рассказывает в газетном интервью о трудностях
эмигрантской жизни — и опять уезжает, уже навсегда, в Берлин, а
затем в Париж. Так же, как и Линский, Мад сотрудничает в
эмигрантских и французских изданиях, достаточно уверенно находит
свое место в новой обстановке. После оккупации Франции в 1942 г.
Мад был арестован за ранее опубликованные карикатуры на Гитлера,
Геббельса и других В«героевВ» рейха. Чудом было то, что военный суд
не счел возможным осудить художника за рисунки, сделанные до
капитуляции Франции — несмотря на еврейское происхождение автора.
Но вскоре Мад'ом заинтересовалось гестапо. Буквально за два часа он
вместе с женой успел покинуть Париж и до конца войны они скрывались
в провинции по поддельным документам. В послевоенное время Мад
продолжал работать во французских изданиях. Он дожил до 1953
года."
Карикатуры Михаила Дризо из журнала "Бич"
P.S. Все представленные изображения кликабельны и увеличиваются до
большого размера.
Серия сообщений "Старые журналы":
Часть 1 - Кто там в малиновом берете?
Часть 2 - Женщина на страницах журналов 1900-1950 гг.
...
Часть 6 - Карнавально-фривольная жизнь эпохи модерна от журнала Simplicissimus
Часть 7 - Французская мода за 40 лет - с 1830 по 1870 годы
Часть 8 - Прошлое и современность от журнала "Бич"
|
</> |