От Ставрополя до Тольятти

топ 100 блогов chronograph13.03.2012 Яркая страница летописи ничем не примечательного, кроме уникальной природы городка Ставрополя открылась в 1950 году, когда он стал центром строительства Волжской ГЭС имени Ленина. В связи с заполнением ложа Куйбышевского водохранилища город "переехал" на новое место. На проектную мощность ГЭС была выведена в 1957 году. Сооружение в Жигулях гигантской "фабрики" электричества, по существу, привело к рождению нового города - индустриального Ставрополя, который со временем стал крупным центром химической промышленности, машиностроения и стройиндустрии.

От Ставрополя до Тольятти

01. Волжская ГЭС имени Ленина (ныне Жигулевская ГЭС) была построена в рекордно короткие сроки с 1950 по 1957 год.
От Ставрополя до Тольятти

02. Новый город, с прежним названием "Ставрополь" стал быстро расти благодаря тысячам прибывших на всероссийскую стройку специалистов и строителей. Комсомольский район возводился практически одновременно с Волжской ГЭС. До сих пор здесь сохранились малоэтажные здания, сталинского и хрущевского периодов. Только в Комсомольске есть парк, где нет ни одного посаженного дерева, так как он создан прямо на участке соснового бора. На фото- верхние шлюзы, строящийся элеватор и комсомольский район, который первоначально назывался Кунеевка, по названию бывшей на этом месте деревни.
От Ставрополя до Тольятти

03. Для празднования успешного завершения строительства Волжской ГЭС 9 августа 1958 года в Ставрополь прибыл Н. Хрущев с правительственной делегацией.
От Ставрополя до Тольятти

04. Еще один поселок, возникший при строительстве ГЭС носит название Шлюзовой, по расположению рядом с верхними шлюзами. Поселок начинался с временной застройки. Силами Куйбышевидростроя в 1950 году были построены казармы. Через год в районе Шлюзового посёлка были построены 5 000 кв. метров общежитий. Проект застройки поселка Шлюзового разрабатывался институтом «Ленгипрогор» в несколько этапов. 5 июня 1951 года была выбрана площадка для посёлка. В 1951 году был представлен первый проект, автором которого был И.Г. Ромм. 10 сентября 1951 года проект был рассмотрен на заседании у заместителя начальника по делам архитектуры Совета Министров РСФР.

Проект предусматривал 3-4-х этажную застройку, две площади – с клубом и зданием управления шлюзов. Вдоль берега канала должна была проложена набережная с красивым видом с воды, перпендикулярно ей – главная улица. Её начало обозначало высотное здание с башней. Застройка кварталов предполагала здания сложной конфигурации, особенно в прибрежной части. На въезде в посёлок со стороны города Куйбышева (ныне Самара) были запроектированы два симметрично расположенных здания с полукруглыми фасадами. Концевые участки улиц, являющиеся въездом в посёлок, предусматривали здания с более богатыми архитектурными формами. Всего в первой очереди посёлка должны были построить 42 жилых каменных строения. Магазины и предприятия сферы обслуживания предполагалось размещать на первых этажах жилых домов.

Посёлок проектировался на 7200 жителей. Согласно нормам тех лет, в посёлке должны быть построены школа на 960 мест, 3 яслей и 3 детских сада, больница на 70 коек, амбулатория, баня, гостиница.

В феврале 1952 года проект был ещё раз рассмотрен в Москве, и в апреле был утверждён с дополнениями. На заседании было рекомендовано облегчить конфигурацию зданий и выработать более упрощённый тип, уменьшить размеры площади за счёт смещения здания клуба к управлению шлюзов. В 1953 году проект был доработан. В этом же году для поселка Шлюзового был принят проект клуба на 320 мест.

В 1952 году в Шлюзовом были сданы в эксплуатацию около 3 тысяч кв. метров жилья, в 1953 году – ещё 3 тысячи. К январю 1955 года здесь было построено 11 тысяч кв. метров жилья. В октябре 1956 года в поселке Шлюзовой были приняты Государственной комиссией несколько зданий, в том числе школа на 880 учащихся. Эта школа была самой крупной в Ставрополе. На здании до сих пор сохранилась надпись «Средняя трудовая школа №2» (ул. Ставропольская,1).
От Ставрополя до Тольятти

05. Микрорайон Портпосёлок начал свою историю как самостоятельный рабочий городок гидростроителей и работников будущего порта. 3 февраля 1953 года Ставропольский Горисполком обратился в Куйбышевский облисполком с просьбой включить территорию Портпосёлка в черту нового Ставрополя. В Портпоселке были построены деревянные финские домики на 2 хозяев с водопроводом, канализацией, ваннами и водяным внутренним отоплением предназначенные для инженерно-технических работников, в таких жили И.В. Комзин (начальник КГС во время строительства ГЭС), Разин (главный инженер), Мурысев (парторг КГС) и многие другие. Количество благоустроенных финских домиков было ограничено, поэтому даже для руководителей было большой удачей, если им удастся поселиться в них. В двухэтажных восьмиквартирных щитовых домах получали квартиры «простые» строители. У каждого дома строились 8 сараев не более 8 метров квадратных каждый. Однако и здесь селилось не 8 семей, как предполагалось, а 12-15. Иметь отдельную квартиру считалось роскошью. На фото- пельменная, снесенная в начале 2000-х.
От Ставрополя до Тольятти

06. Автором проекта Центрального района стал архитектор Ю.М. Киловатов. В центре района были спроектированы площадь и парк. От них тремя лучами шли главные улицы (Сталина, Ленина, Химиков). Их ширина, с учётом численности населения, составляла всего 25 метров. По фронту главных улиц должны были строиться 2-х и 4-х этажные здания. В глубине кварталов располагался частный сектор. Проект был одобрен с замечаниями областного отдела по делам архитектуры. Самое интересное, что первоначальный вариант застройки города был рассчитан всего на 16 тысяч жителей.
От Ставрополя до Тольятти

07. В январе 1953 года Ю.М. Киловатову было дано указание переделать проект застройки на новый – с расчётом на 100 тысяч человек. Дело в том, что к городу «привязали» строительство нескольких крупных предприятий и первоначальных объёмов застройки уже не хватало. На фото- стадион "Труд" и площадь Свободы.
От Ставрополя до Тольятти

08. Постепенно город благоустраивался. В ноябре 1953 года в Центральном районе была принята первая очередь водопровода – 13 колонок. В декабре этого же года был проведена первая высоковольтная электролиния по улицам Садовой, Советской и Лесной. На фото- жители вскапывают центральный парк.
От Ставрополя до Тольятти

09. Площадь свободы.
От Ставрополя до Тольятти

10. Новый толчок в развитии город получил благодаря начавшемуся в 1974 году строительству крупнейшего в СССР завода по производству минеральных удобрений "ТольяттиАзот".
От Ставрополя до Тольятти

11. Также в Тольятти были построены другие крупные химические заводы- КуйбышевФосфор, КуйбышевАзот, Тольяттикаучук.
От Ставрополя до Тольятти

12. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 августа 1964 года город Ставрополь Куйбышевской области был переименован в Тольятти, в честь генерального секретаря Итальянской коммунистической партии Пальмиро Тольятти.
От Ставрополя до Тольятти

13. В 1966 году началось строительство крупнейшего в СССР Волжского автомобильного завода по производству легковых автомобилей, площадью более 900 гектаров.
От Ставрополя до Тольятти

14. Паралельно со строительством завода начал возводиться и жилой район для работников ВАЗа- Автозаводский. Историки называют это "третьим рождением города".
От Ставрополя до Тольятти

15. ВАЗ 2101 на старом советском плакате.
От Ставрополя до Тольятти

16. Особенность Автозаводского района, или, как говорят местные "нового города" в том, что он был построен , впервые в СССР, без единого барака. На новом месте предполагалось обойтись без временного жилья и сразу строить благоустроенные дома и объекты соцкультбыта. Это эталон «города-мечты», города будущего в представлении архитекторов периода конца 60-х - начала 70-х годов.
От Ставрополя до Тольятти

17. Строящаяся гостиница около современного ТЦ "Вега", около 30 (!) лет оставалась недостроенной в связи с какими-то ошибками в проектировании, её достроили только в 2010 году.
От Ставрополя до Тольятти

18. Не обошлось без помощи стройбата.
От Ставрополя до Тольятти

19. Район строился в чистом поле практически с “нулевой” отметки: с устройства инженерных коммуникаций: дорог, коллекторов, линий водоводов. За короткие сроки необходимо было ввести в пользование и освоить 80 кв. км земли.
От Ставрополя до Тольятти

20. Первые годы район буквально утопал в грязи.
От Ставрополя до Тольятти

21. Над его проектированием работало 27 научно-исследовательских и проектных организаций, генеральным проектировщиком стал институт ЦНИИЭП жилища. Руководствуясь теорией функциональных зон, архитекторы-проектировщики сразу выделили в Новом городе 4 планировочных района, два из которых предназначены преимущественно для рабочих и специалистов автомобильного завода, третий (восточный) – для трудящихся предприятий существующей части города, четвертый – резервный. Четкое определение зон позволило определить застройку нового района в две очереди, что позволило ускорить возведения жилья и объектов инфраструктуры.
От Ставрополя до Тольятти

22. Фундамент первого дома в Новом городе заложили еще в 1967 году. 31 октября бригада “Жилстроя” № 1 под руководством Валентина Павлова провели закладку фундамента первого дома со строительным индексом 1-Д (ныне это дом по ул. Свердлова, 37) в первом квартале будущего Автозаводского района города Тольятти. Символичным моментом стало послание к жителям города 2017 года, помещенное в стальную капсулу и уложенное Героем Социалистического Труда Марфой Трофимовной Шубиной в фундамент дома.
От Ставрополя до Тольятти

23. Большой вклад в жилищное и культурно-бытовое строительство Автозаводского района внесли “вазовцы”. Это приехавшие из 28 областей, краев и республик Советского Союза молодые люди, комсомольцы – будущие работники Волжского автомобильного завода, профессиональная деятельность которых, как правило, не была связана со строительством. Целыми специализированными подразделениями им надолго приходилось переквалифицироваться в строителей. Обучение возведению крупнопанельных домов проводилось прямо на рабочих местах. Для этого из Москвы в Тольятти были направлены 400 квалифицированных рабочих.
От Ставрополя до Тольятти

24. Строящийся спорткомплекс "Волгарь".
От Ставрополя до Тольятти

25. 6 мая 1969 года началось строительство кинотеатра "Сатурн", которое было окончено в феврале 1972 года. На момент сдачи это был крупнейший кинотеатр Куйбышевской области на 1200 зрительских мест, оборудованный кондиционерами.
От Ставрополя до Тольятти

26. Проектированием кинотеатра занимались специалисты Московского центрального научно-исследовательского института экспериментального проектирования зрелищных зданий Э. Б. Тер-Степанова, М. П. Бубнов, К. В. Лазарева, И. В. Семейкина и конструктор В. Г. Немировский.
От Ставрополя до Тольятти

27. Такси (?) около "Сатурна".
От Ставрополя до Тольятти

28. Жилая застройка проведена домами самой различной конфигурации и высоты. В первых кварталах застройка состояла в основном из пятиэтажных домов. Затем основными стали 9-ти этажные дома, которые дополнялись 12-ти и 16-ти этажные. Автоград был вторым в Советском Союзе после Зеленограда городом, где дома подготавливали под электроплиты.
От Ставрополя до Тольятти

29. В первые годы на окраинах Тольятти можно было увидеть лосей.
От Ставрополя до Тольятти

30.
От Ставрополя до Тольятти

31. Около кинотеатра Сатурн в первые годы часто проводили массовые мероприятия.
От Ставрополя до Тольятти

32. Также, долгое время здесь сидели фотографы со своим инвентарем- персонажами из мультфильмов, велосипедами и машинками. На фото- я в детстве :)
От Ставрополя до Тольятти

33. Строится детский парк автозаводского района.
От Ставрополя до Тольятти

34. Погрузка на корабль первых "Жигулей" в порту Комсомольского района.
От Ставрополя до Тольятти

35. Пассажирские перевозки осуществляли вот такие "Метеоры" (или "Ракеты").
От Ставрополя до Тольятти

36. Речной порт Комсомольского района.
От Ставрополя до Тольятти

37. Стелла на площади Свободы.
От Ставрополя до Тольятти

38. Кинотеатр "Космос" в Центральном районе.
От Ставрополя до Тольятти

39. Он же, 1968 год.
От Ставрополя до Тольятти

40.
От Ставрополя до Тольятти

41. Парк Центрального района.
От Ставрополя до Тольятти

42. На Центральной площади когда-то работали небольшие фонтанчики. Фото Алексея Потапова От Ставрополя до Тольятти [info]potapov_tlt
От Ставрополя до Тольятти

43. Площадь свободы.
От Ставрополя до Тольятти

44. Ул. Горького в сторону к/т "Буревестник".
От Ставрополя до Тольятти

45. Вид с колеса обозрения в центральном парке на ул. Ленина. Внизу небольшой домик с игровыми автоматами, я часто бывал там в детстве.
От Ставрополя до Тольятти

46. Ул. Карла Маркса около к/т "Космос". Раньше движение здесь было двухсторонним.
От Ставрополя до Тольятти

47. Ул. Ленина в сторону Центрального парка.
От Ставрополя до Тольятти

48.
От Ставрополя до Тольятти

49. В парке Центрального (?) района.
От Ставрополя до Тольятти

50. Сооружение Автозаводского района Тольятти проводилось с учетом его предназначения – автомобильная столица. В связи с этим планирование и проектирование внутренней транспортной сети Нового города строилось на новейших подходах, с расчетом на массовое скоростное движение и стремительное увеличение численности транспорта.
От Ставрополя до Тольятти

51. Развитая система дорог стала важным отличительным признаком Автограда от Центрального и Комсомольского районов города с их небольшими шоссейными дорогами, нерассчитанными на большой поток машин.
От Ставрополя до Тольятти

52. Основной территориальной единицей Автозаводского района являются укрупненные жилые кварталы. Население Автозаводского района в 1972 году составило 118 тысяч жителей, 3 млн. кв.м жилищного фонда, 10 общеобразовательных школ, 16 детских садов, 6 торговых центров.
От Ставрополя до Тольятти

53. Праздничная демонстрация на улицах Центрального района.
От Ставрополя до Тольятти

54. Современный город резко отличается от своего прародителя. Энергичный, спортивный, деловой, Тольятти- один из самых стабильных и активно развиващихся городов России. Его по праву считают крупным современным промышленным центром Поволжья.
От Ставрополя до Тольятти

Другие мои исторические обзоры:
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СТАВРОПОЛЯ (НА ВОЛГЕ)
КАК СТРОИЛАСЬ ЖИГУЛЕВСКАЯ ГЭС
КОМСОМОЛЬСКИЙ РАЙОН ТОЛЬЯТТИ 1960-70 ГОДОВ
ИСТОРИЯ САНАТОРИЯ "ЛЕСНОЕ"

посмотрите также КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙ

Оставить комментарий

Alexey Lyovin 30.01.2013 10:03
супер
светлана 18.07.2015 08:20
фото 49 да, это правда парк центрального района.в нем в какой-то 70-й год стояли деревянные скульптуры зверей. такие большие, что дети лазали по ним, а родители фотографировали. у меня была фотка- моя кузина верхом на каком-то звере.
Архив записей в блогах:
Игра на сегодня закончена. Это была репетиция. Завтра попробуем иначе, с более жесткими правилами. А пока разбираем все ошибки. Начните сами. Все, что бросилось в глаза. Но приводите ссылку на подветку диалога, который разбираете. И цитируйте. Чтобы другие могли понять, о чем ...
Эх, много у меня тут было белопальтового народа, кто возмущался, что врачи не выходят на митинги против оптимиздеца здравоохранения! Сидят, дескать, белохалаточники и в бложиках фуфуфу строчат. Посмотрим, как москвичи против домогуляний выступят. Если что - возьмём на вооружение. ...
В связи с тем, что вчера к первой части возникло множество недоуменных вопросов по теме поста, решил выложить несколько старых ссылок, еоторые за 10 минут нашлись в Сети или у меня в журнале. Самое любопытное, что некоторые первоисточники оказались уже снесены, но при должном усердии, ...
Если речь шла об обмене, как утверждаете вы, почему все это время, вы продолжали вести активную политическую агитацию, связанную с "выборами" от своего имени и от имени Попикова? Прекрасно отдавая себе отчет как давно обезумевший от безнаказанных преступлений Путин отреагирует на такой ...
Игрушки и гирлянды южак до 45м\сек ободрал, но всё остальное устояло. Ждём "Арктику" с "Полярным Королём" завтра. Погода чудная, -10 и после южака любой ветер штилем кажется. ...