рейтинг блогов

Об одной попытке угона такси в Турцию

топ 100 блогов oadam10.09.2013
   Сейчас мало кто помнит, что в СССР, при довольно умеренной цене на билеты, существовали воздушные маршрутные такси. В 60-х годах это были, в основном, самолеты «Як-12А» с четырехместной кабиной, и они использовались для перевозки трех пассажиров, почты и грузов на коротких местных воздушных линиях.
     После окончания Краснокутского летного училища, молодой летчик Эдик Бахшинян был направлен в малую авиацию и три с половиной года пролетал на «Як-12» различных модификаций над Арменией, распыляя удобрения, перевозя пассажиров, почту, продукты, медикаменты. И мечтая о штурвале настоящего большого лайнера и настоящей, большой авиации.
     Ну совсем как Мимино в одноименном фильме Георгия Данелия.
Об одной попытке угона такси в Турцию Hijacking_1
«Як-12» на взлёте

     И вот 52 года назад, 10 сентября 1961 года, 25-летний Эдик Бахшинян рано утром вылетел в свой очередной рейс «Ереван–Ехегнадзор» с тремя пассажирами на борту: ровесником пилота Генрихом Секояном, 18-летним студентом-первокурсником Ереванского университета Сержем Туманяном и 27-летним фарцовщиком Гарегином Мовсесяном.
     Эти люди не были диссидентами, им просто надоел Советский Союз, и они решили захватить воздушное такси и угнать его в Турцию – благо расстояние от Еревана до турецкой границы составляет всего около 15-ти километров.
     План захвата самолета был прост. По сигналу Секояна (он должен был снять солнцезащитные очки) Туманян и Мовсесян нападают на пилота, а Секоян, прошедший до этого курсы пилотирования при ДОСААФ, перерезает провода радиосвязи и садится за штурвал.
Об одной попытке угона такси в Турцию Hijacking_2
«Як-12» в полете

     Самолет взлетел в сторону границы, набрал высоту и должен был сделать разворот, чтобы пойти по маршруту, когда пассажира подскочили, перерезали провода радиосвязи, схватили пилота за руки и скомандовали: «Не разворачивай. Давай прямо!». Эдик Бахшинян штурвала с рук не выпустил, и тогда ему нанесли несколько ножевых ударов, и стащили с кресла пилота.
     Секоян сел за штурвал, но в спешке не заметил вытянутого рычажка руля высоты, и не смог выровнять самолет, который то забирал вверх, то нырял вниз. «Сука! Не умеешь!» – закричал один из террористов. Тогда Бахшинян сказал: «Он нас всех сейчас угробит. Давайте я поведу». Те посадили его в сиденье пилота и приставили ножи со словами: «Будешь дурить, убьем!».
     Летчик сел, выровнял самолет, и когда угонщики немного успокоились, резко крутанул штурвал вбок. Самолет рвануло вправо, бандитов отбросило влево, и в то же мгновение пилот кинул самолет в пике, и бандитов бросило на пол. Перед самой землей Бахшинян рванул штурвал на себя, немного выровнял самолет, и смягчил удар.
Об одной попытке угона такси в Турцию Hijacking_31Об одной попытке угона такси в Турцию Hijacking_32
«Як-12А» в винограднике, сентябрь 1961 года

     Разваливаясь на части, «Як-12А» пропахал виноградники, встал на нос и перевернулся. К упавшему самолету поспешили колхозники-виноградари, и Бахшинян им заорал: «Это угон! Это бандиты!». По официальной версии один из угонщиков – Гарегин Мовсесян, погиб при ударе о землю. По неофициальной версии, при падении самолета он пострадал меньше всех, пытался бежать, и перепуганные колхозники его забили насмерть лопатами.
     Но выжившие Секоян и Туманян пережили своего «подельника» всего на полтора года – Верховным судом Армянской ССР они были приговорены к смертной казни. И близкие Эдика Бахшиняна, еще долго потом сопровождали его в прогулках по Еревану, опасались мести со стороны родственников казненных.
Об одной попытке угона такси в Турцию Hijacking_51Об одной попытке угона такси в Турцию Hijacking_41
О героическом поступке летчика написали тогда все советские газеты. Эдик Бахшинян в госпитале, октябрь 1961 года

     Наземные станции засекли время падения время, когда с самолётом оборвалась связь – 8:05, и время падения самолета – 8:11. Таким образом это ЧП в воздухе продолжалось всего 6 минут. Но эти шесть минут перевернули всю жизнь Эдика Бахшиняна, чьи раны оказались не очень глубокими (ножи у террористов были перочинными).
     В ноябре 1961 года, месяца Бахшиняна вызвали в Москву на XII Пленум ЦК ВЛКСМ, где вручили орден Боевого Красного Знамени. В ответном слове Эдик сказал: «Меня готовили к подвигу всю жизнь, и прежде всего это делал комсомол. Ему я и обязан своей наградой», и это были «правильные» слова.
     В том же году Бахшиняна был переведен в большую магистральную авиацию. По официальной версии, рейс «Ереван–Ехегнадзор» 10 сентября 1961 года, должен был стать последним его полетом на «Яках» – буквально со следующего дня его, якобы, собирались перевести на дальние маршруты «Ил-14». По неофициальной версии, фиг бы Эдик в ближайшее время сел за штурвал большого лайнера, если бы не тот случай.
     Впрочем, летчиком Бахшинян, действительно, оказался отличным. Через 13 лет, в августе 1974 года, он сумеет в аварийном режиме посадить в киевском аэропорту Борисполь пассажирский «Ил-18» без выпущенного правого шасси, не повредив при этом ни пассажиров, ни особо самолет.
Об одной попытке угона такси в Турцию Hijacking_61Об одной попытке угона такси в Турцию Hijacking_62Об одной попытке угона такси в Турцию Hijacking_63
Аварийная посадка Бахшиняном «Ил-18» рейса Ереван-Киев в августе 1974 года
.
     В начале 80-х, Эдуард Мисакович Бахшинян был назначен начальником лётно-штурманского отдела Армянского управления гражданской авиации. Закончил Академию гражданской авиации. В 1983 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда.
     В 1984 году Бахшинян был списан с лётной работы по состоянию здоровья, и назначен начальникам лётно-методологического центра. После распада СССР он будет долго работать на руководящих постах в авиации Армении, почти до самой своей смерти в 2002 году.
Об одной попытке угона такси в Турцию Hijacking_71Об одной попытке угона такси в Турцию Hijacking_72
Эдик Бахшинян и Валико Мизандари по прозвищу «Мимино»

     По большому счету, история Бахшиняна из жизни очень похожа на историю Мамино из данелевского фильма – им обоим волею случая удалось вырваться из малой авиации в большую. Но если киношный герой Вахтанга Кикабидзе не воспользовался предоставленным ему шансом, то реальный герой Эдик Бахшинян сумел использовать свой шанс, в виде попытки угона его самолета, сполна.
     Мне иногда кажется, что кто-то там, наверху, не лишен чувства юмора…

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
                                        Когда врага нет, его необходимо выдумать. Причём, враг нужен такой, на котором можно демонстрировать реальные победы. Поэтому, Россия для этой ро ...
Обычному обывателю всегда очень трудно воспринимать подобные сообщения. Идет третий год так называемой войны Москвы и Киева, а фирмы двух стран продолжают сотрудничать, да еще и в военной сфере. Но все несуразности сразу отпадут, если вспомнить, что на улице капитализм, а капиталисту ...
А вот вам котаны и гал4ата, сказка с несчастливым концом. Решил как то отец продать одну из своих машин. Закинул неводна авторушечку, не идёт рыба. Закинул он сеточку поменьше, одна тина пришла. Закинул он простую бамбуковую удочку - клюнула рыбка. Говорит ей старик: "Бери по ДКП и вали в ...
Назначенный Верховной радой и.о. президента Украины Александр Турчинов заявил, что Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины принял решение начать широкомасштабную спецоперацию на востоке страны с привлечением военнослужащих Вооружённых ...
Game Insight, мировой лидер в разработке и издании мобильных и социальных игр, объявляет о выходе новых версий первой российской кросс-платформенной MMORPG  «Драконы Вечности»!  Теперь игра доступна для Android, iPhone и Facebook, ранее  «Драконы Вечности»  уже были выпущены в ...