МАРЗ - да будут чудеса!
boeing — 03.09.20161.
Сегодня с fotografersha нагрянули на Московский Авиа-Ремонтный Завод, по линии внезапной проверки и ознакомления с достижениями. Подумать только, такая красота была всю жизнь под боком, а я и слыхом не слыхивал! Основной профиль завода - ремонт и обслуживание Ми-2, Ми-8 всех модификаций и самолётов малой авиации. Кроме того, завод является сертифицированным центром по обслуживанию вертолётов Robinson.
Впрочем, сразу о главном. Как вы думаете, что это такое железное на заглавной фотографии?
А на заглавной фотографии, дорогие мои батеньки, очередной шедевр товарища Миля - вертолёт Ми-4А с серийным нумером 13135 тактический номер 87 жёлтый, хтоническая машина времён послевоенного расцвета СССР. Подробно про Ми-4 рекомендую почитать в великолепной статье Игоря Колоколова, от себя же скажу, что подобные вещи, сделанные всего лишь несколько лет спустя после победы над самой сильной армией планеты Земля, вызывают у меня трепет и восхищение. Наши люди делали такие дела, которые сейчас, по прошествии многих лет, воспринимаются попросту со священным ужасом.
Так вот. Как-то спозаранку, на задворках аэродрома (а задворки там такие, что будьте мне любезны) был найден относительно целый корпус Ми-4. Как он туды попал - уже и не помнит никто, исторически сложился из глубины эпох и стоит себе, никого не трогает. О как выглядел:
1.1
У хороших людей выдалась свободная минутка, дай думают позырим, а чё там:
1.2
Заглянули внутрь и офигели - внутри вертолёт был совершенно цел, бодр и блестящ. Вот внутренности хвостовой балки непосредственно после отстыковки - как только с завода:
1.3
Во предки делали, едрит твою налево! Спецы, потрошившие вертолёт, пребывали в большом удивлении.
1.4
Ещё болшее удивление постигло уважаемых экспертов после того, как были смыты все сто двадцать восемь слоёв краски, которые вертолёт нарастил на себе за долгие годы службы. После смывки засиял девственно-чистый металл. Качество - высочайшее. Ни ржавинки, ни дефектика. Есть конечно косячки, но их можно в расчёт не брать - машина абсолютно целая. Совершенно удивительный факт.
2.
Вертолёт разобрали полностью. Где-то уж не знаю где нарыли огромную груду оригиинальной сопроводительной документации, которая заняла полкомнаты. Срочно был выписан с пенсии семидесятишестилетний Кузьмич (забыл уточнить имя-отчество этого достойного человека, пускай будет Кузьмичом) - крупный специалист в области обслуживания Ми-4.
И всё заверте.
3.
Все узлы демонтированны, за исключением армостоек - с ними ещё предстоит повозиться. Но это уже вишенка на торте. Пока есть и более важные дела.
4.
Мариночка концетрируется. Ща кааак щёлкнет! А потом ещё раз!
5.
Так как вертолёт военный, в иллюминаторах есть отверстия для ведения огня. Кровавые сталинские упыри просовывали туда воронёные стволы ПКМ-ов и поливали огнём мирных демократически протестующих граждан.
Простите, это у меня что-то хранцузской булкой хрустнуло))
6.
Авто, кстати, заезжало спокойно. Или два мотопёда с колясочками. Ибо в этом вертолёте впервые в мире была реализована классическая схема - две раскрывающиеся створки и спускаемый пандус, очень удобно. Вообще, конечно, здоровенная штука.
7.
Это так, поснимали с него по мелочи, сорок сороков добра всякого.
8.
Вид из транспортного отсека в кабину. В кабине ничего нету, но это пока. Лётчики там, кстати, сидят как короли - площадь остекления оргомная, обзор прекрасный. При перевооружении, говорят, на восьмёрку садились очень неохотно, плакали и брыкались. Все очень любили Ми-4, это был прекрасный вертолёт. Несмотря на до, что огромное бензиновое двигло висело на носу а вал к трансмиссии проходил аккурат между лётчиками. Никто не парился. Все летали, получали удовольствие.
9.
Промежуточный (справа) и хвостовой редукторы. Востановленные, покрашенные. Хотя говорят, что состояние их было настолько изумительное, что ремонт был чисто косметический.
10.
Набор валов хвостовой балки. Всё как новое.
11.
12.
Пламенный мотор - АШ-82В, а по сути старый добрый Wright Cyclone Twin. Мотор с ремфонда, первой категории. То есть, он никогда не летал, законсервирован с завода. Тут та же история - ящик вскрыли и офигели от состояния, он как вчера с конвейера.
13.
А вот, кстати, поисковики приволокли. Мотор от И-16 сбитого и пропавшего во время Великой Отечественной Войны. По номеру уже установлена личность младшего лейтенанта, летавшего на нём и погибшего в бою.
14.
Вокруг царит, бушует, неистовствует дизель-панк. Какая ж красота!
15.
Клапана в лаборатории дефектовки.
15.
Возникает совершенно закономерный вопрос - а что это? Зачем это всё? С какой это стати завод берёт и вкладывает средства и труд людей в востановление древней, в староглиняные времена снятой с эксплуатации машины? И я вам отвечу - а он полетит. Да-да, этот вертолёт полетит! Глядя на остов с колёсиками в это трудно поверить, но, поговорив сегодня со множеством людей, занимающихся этим проектом, я просто ни секунды не сомневаюсь - так и будет. В этом твёрдо уверен каждый, с кем я сегодня общался - так с какой стати и мне сомневаться?
Опять же, могут спросить далее - а зачем нам, чтобы он летел? Есть же прекрасные Робинсоны, Еврокоптеры, Беллы и прочее. К чему поднимать подобные раритеты?
Обратно отвечу.
Без прошлого нет будущего. Без истории нет тебя. Забывая о подвигах наших героических предков мы стираем собственное завтра, с чем многие (в том числе и я) категорически не согласны. Прошедшие тридцать лет тщательнейшим образом оплёвывалась и обгаживалась каждая буква в книге прошлого нашей Родины, оставляя за скобками великие подвиги советского народа, выпячивая неудачи и придумывая несуществующие, но такие сочные и сенсационные подробности подробности будней кговагого гежима.
Но правда - она никуда не делась. Вот она, стоит передо мной. Вертолёт, спроектированный и запущенный в производство с нуля. За год. Поэтому, я воспринимаю этот проект не просто как каприз любителей раритетных свистелок и перделок - просто мы не должны забывать, кто мы. А грядущие полёты Ми-4 - отличная возможность напомнить об этом, и это мне категорически нравится.
16.
Тем не менее, на этом открытия дня не закончились. Вызвало вопросы какое-то немыслимое количество вертолётов Ми-2 в разных стадиях комплектности, тут-то и выяснилось интересное. Оказывается, этот вертолёт ещё в строю. Да не просто в строю - их летает гигантское количество! Я до сего дня был уверен, что это такая редкая летающая экзотика, а тут вот здрасте вам через окно.
Тезисно:
1. Очень и очень скромная цена (12 - 15 000 000, рублей конечно).
2. Незаурядные ТТХ (девять человек тащит на 900 км).
3. Крайне низкая стоимость полётного часа.
4. Высокая надёжность. Высочайшая.
5. ПОСы (противо-обледенительные системы). Вертолёт летает в любом климате, плевать он хотел на всё.
Самое интересное, что в этом среднем классе газотурбинных вертолётов у нас больше ничего нет, а подобные машины ой как востребованы! К примеру, лесоразведка. Или патрулирование газопроводов. Огромную Восьмёрку на такие задачи гонять - это по воробьям из пушки, а на чём ещё? Пару лет назад я тут в жж пел, что мол Робинсон! Ну да, Робинсон, есть такой. Только вот сегодня сели, на бумажке посчитали - полётный час R44 всего на две тыщи рублей дешевле, чем у Ми-2. Только вот у Робинсона ни о каких ПОСах речь не идёт , и если в средней полосе ещё более-менее, то... понятно вообщем))
Короче говоря, внезапно оказалось, что Ми-2 - вертолёт невероятно крутой. Более того, у нас их дохрена. Значит, что? Правильно, надо брать и использовать. Чем, в данный момент, и заняты умные люди - спрос на Ми-2 стремительным домкратом ползёт вверх. Да, на Белле летать приятно, там отделочка и всё такое. Но во-первых - полтора миллиона долларов на минуточку, а во-вторых - таки девять человек он до Питера без посадки ну никак не довезёт, нет нет и нет.
17.
Облётанный после Ди-Чека (тяжёлая форма профилактики с полной разборкой).
18.
Эта машина ббудет летать даже тогда, когда всё остальное уже не будет, тьфу-тьфу-тьфу, не дай-то Бог.
19.
Всё железненькое, на совесть сделанное!
20.
Простор, эргономика, дЕзайн!
21.
Вертолёт разбирается полностью, размагничивается, просматривается, дефектуется каждый винтик.
22.
Собирается обратно, облётывается (в четыре этапа), красится.
23.
То же и восьмёрки, но это уже совсем другая песня.
24.
Лайнер!
25.
А также Ан-2, но о них как-нибудь потом. Устал, пошёл чай пить.
Вроде бы это не последняя трансляция с МАРЗа, там ещё такая гора новостей предстоит, что только держися.
Благородные доны, прошу оставаться на линии! И аккуратнее там на выходных, не пейте вотку и не шалите!
|
</> |