Кто такие ведьмы? Почему в Средневековье они подвергались инквизиции?
nataassa — 27.06.2011Разговор пойдет о ведьмах - cуществах, которые водились (а может, и водятся) по всему миру. Во всяком случае, упоминания о них можно найти как в трудах, написанных до нашей эры, так и в современных материалах.
Для начала определимся с понятием "ведьма". Все исследователи сходятся на том, что это слово происходит от слова "ведать", то есть знать. А ведьма, соответственно, была женщиной ведающей, то есть имеющей доступ к неким знаниям. Только вот к каким? Быть может, ведьмы были просто хорошими знахарками, которые разбирались в травах и кореньях и при случае могли лечить односельчан, а может, и, наоборот, подмешивать в еду составы, вызывающие хворь?
А может быть, ведьмы просто были предельно внимательны к окружающему миру и могли выявлять и использовать закономерности, невидимые остальным? Именно поэтому у них на огородах всегда все хорошо росло, коровы всегда давали молоко – а соседям это казалось странным и подозрительным. Или, возможно, за ведьмами действительно водились какие-то экстраординарные способности – вспомним, к примеру, о Ванге и ее даре предвидения, который поражал даже скептиков.
Напомню, Ванга – знаменитая болгарская ясновидящая. Ослепшая в детстве, она приобрела дар предвидения, который проявился во времена Второй мировой войны. Считается, что Ванга предсказала распад СССР, аварию на Чернобыльской АЭС, победу Бориса Ельцина на президентских выборах 1996 года, потопление русской подлодки "Курск" и теракты 11 сентября в Америке. Как ей это удалось, непонятно. Все, что остается, - это вспоминать гамлетовскую фразу "Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам…" Ну и, конечно, держать в уме Вангу как пример человека, видимо, действительно обладавшего сверхспособностями.
И, скорее всего, подобных личностей когда-то считали колдунами и ведьмами. Упоминания о таких людях есть и у древних греков, и у жителей Вавилона. Но пик славы ведьм пришелся на Средние века и начало эпохи Возрождения, когда в Западной Европе, а потом и в Америке начали охотиться на ведьм, обвиняя их в насылании болезней, поедании детей, сношениях с дьяволом и бог знает в чем еще.
О внешности ведьм ходили слухи самые противоречивые. Канонически ведьму принято изображать зловещей старухой с длинными патлами и крючковатым носом. Морщины, пигментные пятна, горб, колченогость, шрамы или какое-либо другое уродство в глазах людей делали женщину ведьмой практически априори. Так, во времена знаменитых процессов против ведьм, охвативших средневековую Европу, обвинители в качестве доказательства своей правоты могли указывать на физические недостатки обвиняемой: мол, это печать дьявола, носительница которой просто не может вести безгрешный образ жизни.
С другой стороны, в ведовстве обвиняли не только старух, но и молодых красивых женщин – и точно так же приговаривали к казни. В случае, если обвиняемая была миловидна, обвинение могло опираться на тезис о том, что красота ее греховна, поскольку соблазняет мужчин. В общем, выкрутиться женщине, попавшей в молох такого судебного процесса, было практически невозможно. Несчастных пытали, и многие из них были готовы признаться в чем угодно, в том числе и в поедании младенцев, лишь бы муки закончились. Признание все равно засчитывалось – инквизиторы считали, что пытки должны применяться к ведьмам, ибо те наделены дьявольской силой и коварством и по-другому никак не раскаются.
Возьмем в руки настольную книгу охотников за колдуньями – знаменитый Hexenhammer, то есть "Молот ведьм". Этот труд был составлен двумя германскими инквизиторами Яковом Шпренгером и Генрихом Крамером. Они описали детальную процедуру определения факта дьявольских козней, справедливости обвинений по отношению к ведьме, методы дознания, порядок применения пыток и делопроизводства при допросе.
Также в книге есть трактовка поведения женщины при допросе, и эта трактовка не оставляла ей никаких шансов. Например, в книге говорится, что если женщина во время пытки шарит глазами по комнате, то она ищет дьявола, а если смотрит в одну точку, значит, нашла его и безмолвно просит дать ей сил. При таком подходе к делу шансов оправдаться у человека, попавшего в застенок, не было.
Способы "тестирования" ведьм были просто чудовищными. Например, женщине могли связать руки и ноги и бросить ее в воду. Если та не тонула, значит, ей помогала нечистая сила, и обвинение подтверждалось. А если тонула, то значит, была невинна. Или вот, к примеру, испытание полетом, одно время применяемое в некоторых местах: предполагаемой ведьме давали в руки метлу, ставили на край утеса и сталкивали вниз, надеясь, что колдунья полетит и тем самым обнаружит себя. Она и летела, только вниз. Словом, у тех, кто обвинялся в колдовстве, шансов выжить было немного.
Оглядываясь на тот период сегодня, историки до сих пор недоумевают, что это было. Существует несколько версий. Первая версия гласит, что ведьмы, вполне возможно, действительно существовали. Это были женщины, сохранявшие древние языческие культы, по-видимому, связанные с плодородием. Тогда получается, что охота на ведьм была войной с язычеством, которая закончилась, когда от языческой культуры мало что осталось.
Другая версия охоты на ведьм - экономическая. Согласно ей, церкви понадобилось упрочить свое финансовое положение. Эпоха крестовых походов, обогащавших ее, осталась позади. Гонения на евреев тоже – всех, кого могли, прогнали, и они обосновались в местах, где притеснений было меньше. Еретики-сектанты кончились – были перебиты. Надо было что-то делать – и начали охотиться на ведьм и колдунов, чье имущество получали судьи и церковь (как католическая, так и протестантская).
Впрочем, охота на ведьм могла быть выгодна не только церкви: каждый мог использовать ее в своих целях. Врачи – чтобы расправляться со знахарками, отбивавшими их пациентов. Женщины – чтобы устранять более красивых и привлекательных соперниц. Отвергнутые мужчины – из мести. Политики – ради достижения власти (например, при Людовике XIV в Версале была развернута хитрая интрига, в ходе которой министры делили власть под видом обвинения тех или иных придворных в колдовстве и отравлениях).
Еще одна версия возникновения охоты на ведьм – санитарно-гигиеническая. В те времена бушевало немало эпидемий, в том числе эпидемия проказы, лепры (которая, согласно молве, насылалась именно ведьмами – как и прочие массовые заболевания). В ходе процессов над колдуньями существовало испытание иглой, в ходе которого на теле жертв искали отметку дьявола – участок, нечувствительный к уколу.
Сторонники санитарной версии указывают на то, что кожа, пораженная лепрой, теряет чувствительность, и таким образом инквизиторы просто отправляли на казнь заболевших, стараясь предотвратить вспышку проказы. Сложно сказать, насколько эта догадка верна, но нельзя не отметить: ведьм в большинстве случаев именно сжигали, и огонь уничтожал не только жертву, но и болезнь, если она у нее была.
Ну и, наконец, ряд исследователей считает охоту на ведьм следствием массовой истерии. Судите сами: в Средние века люди ждали конца света, причем не так, как его ждем мы. На нашу голову регулярно сваливаются прогнозы о светопреставлении. Если суммировать все предсказания только за первое десятилетие наступившего века, то Земля и род людской уже должны были прекратить свое существование около 20 раз. Но ничего, живем дальше и посмеиваемся. Правда, роль религии (во всяком случае, в Европе и США) совсем не та, что раньше, потому и апокалиптического ужаса меньше.
А в Средневековье все было более чем серьезно. К тому же тогда сама человеческая природа считалась греховной. Греховными считались и сексуальные инстинкты. Видимо, в том числе и поэтому жертвой охоты на ведьм были женщины – их красота возбуждала эротическое чувство, а, значит, подталкивала ко злу. Расплата за недозволенные радости, согласно бытовавшим тогда представлениям, была скорой и жестокой: все с ужасом ждали Страшного суда. И, чтобы не гореть в геенне огненной, на костер отправляли женщин.
Любопытно, что разгар охоты на ведьм пришелся не на темное Средневековье, а на зарю эпохи Ренессанса, когда произошел явный технический прогресс и вслед за этим начала меняться социальная жизнь. Ряд историков указывает, что этот процесс сопровождался усилением коллективных фобий, в частности страха перед приходом Антихриста. В качестве "козлов отпущения", на которых христиане перекладывали бремя собственной греховности и вины перед Богом, выступали ведьмы. Отправляя их на костер, толпа на время освобождалась от психологической напряженности.
Культуролог Юрий Лотман, исследовавший эту проблему, писал: "Страх был вызван потерей жизненной ориентации. Но те, кто его испытывали, не понимали этого. Они искали конкретных виновников, хотели найти того, кто испортил жизнь. Страх жаждал воплотиться". И он воплотился в тысячи костров, пылавших в Европе и Америке.
Интересно, кстати, что на Руси такого не происходило: не было ни психоза, ни охоты на ведьм, потому что вплоть до XVIII века государство развивалось по самобытному пути, никаких скачков и резких сдвигов. Сдвиги начались в XVIII веке с приходом к власти Петра I, которого, к слову, за его реформы народ прозвал антихристом, – но это так, небольшая ремарка.
Нельзя, правда, сказать, чтобы на Руси ведьмам и колдуньям жилось хорошо. Нет, тоже случались инциденты с разоблачением и казнями. Но масштаб по сравнению с Западной Европой был ничтожен. Более того, суды над ведьмами порицались самой православной церковью. Например, в XV веке в Суздале епископ Серапион произносит разгромные речи против охоты на ведьм: "В каких книгах, в каких писаниях слышали вы, что голод бывает на земле от волхования? Если вы этому верите, то зачем же вы сжигаете волхвов? Правила божественные повелевают осуждать человека на смерть по выслушании многих свидетелей, а вы в свидетели поставили воду, говорите: "Если начнет тонуть - невинна, если же поплывет - то ведьма". Но разве дьявол, видя ваше маловерие, не может поддержать ее, чтобы не тонула, и этим ввести вас в душегубство?"
Последняя официальная казнь ведьмы случилась в конце XVIII века: некую Анну Гельди в Швейцарии повесили по обвинению в отравлении. И это стало окончанием охоты на ведьм. В течение XIX и XX века интерес к магии и ведьмам, оккультному и потустороннему в мире то вновь оживал, то угасал.
Что же касается дней сегодняшних, то сейчас, похоже, быть ведьмой чуть ли не модно – видимо, обилие фильмов об очаровательных колдуньях сделало свое дело. К тому же за попытку провести какой-нибудь ритуал никто никого, к счастью, на костре не сожжет. Посмеяться - да, это могут, поскольку мы живем в достаточно скептическое время. А могут и не посмеяться – в конце концов, каждая женщина может быть немного ведьмой где-то в глубине души. А если ее вывести из себя, так даже и снаружи.
Екатерина Антропова