Иконография ангельских одежд.

топ 100 блогов bizantinum22.06.2012

Часто схема для статей по иконографии выглядит следующим образом: «Есть некий стереотип, но… это не так». Этот материал не является исключением. Ангелы – существа бесплотные, и изображения их всегда символичны, но тем больше простора оставляется неудержимой человеческой фантазии об ангельском облике, их одеяниях и атрибутах.

Первые христианские изображения ангелов, как, впрочем, и все прочие христианские изображения, восходят к античности. Сперва ангелы изображались в качестве персонажей Священной истории, при этом, ничем не отличались от окружающих их людей, и понять, что это – именно ангелы, можно лишь из контекста самого изображения.

Иконография ангельских одежд.

Явление ангела Валааму, роспись римских катакомб



По всей видимости, для первохристианских времён такие ныне обязательные и общепринятые атрибуты как нимб и крылья вызывали негативную ассоциацию с языческими культовыми изображениями. И лишь спустя некоторое время образ ангелов принял привычный для нас облик.

Иконография ангельских одежд.

Божество света с нимбом, античная фреска из Стабий

Символика нимба и крыльев, в принципе, понятна и общеизвестна и не нуждается в дополнительном истолковании. Что же касается символических ангельских одеяний, здесь все несколько сложнее. Чтобы иметь ключ к «расшифровке» символики ангельских облачений без отсебятины и фантазий, нужно всего лишь понимать контекст эпохи, в которую эта символика складывалась.

Итак, ангелы суть посланники, слуги Царя Небесного, и в попытке передать все величие их чина, позднеримские/византийские художники обращались к образам земного царства. Таким образом, пышный придворный церемониал византийского двора нашел свое отражение в христианской иконографии, и вот ангелы уже предстают пред нами в ризах ромейских сановников или военачальников (архистратиг Михаил). Конечно, времена меняются, и сейчас было бы дико изображать ангельский чин в костюмах госчиновников или в парадной форме представителей министерства обороны (хотя это и являлось бы наиболее адекватным «переводом» византийской иконографии на современный язык). Но для античного и средневекового сознания «осовременивание» реалий духовного мира и Священной истории –  вещь обыденная (даже в эпоху Ренессанса в Западной Европе все еще нормально было в религиозной живописи использовать современные костюмы). Впрочем, это уже отдельный разговор.

Основной ангельской «униформой» были одежды античной аристократии – хитон, гиматий и хламида. Не лишним будет напомнить, что хитон – это нижняя одежда, гиматий – это плащ, в который заворачивались поверх хитона, а хламида – тоже плащ, но в него не заворачивались, носили с застежкой на плече или груди. Это сочетание нижней и верхней одежды в античном мире сохранялось довольно долго, хотя фасон этих элементов мог меняться. Так хитон, в зависимости от длины, наличия разрезов, ширины и длины рукавов и т.д., мог называться по-разному: далматика, скарамангий, дивитисий, коловий и т.д. Со временем византийское общество перестало драпироваться в гиматий (в тогу – для римлян) и одновременно стало носить два хитона – нижний и верхний. Это сохранилось до сих пор в богослужебных одеяниях, например, архиерейский стихарь и саккос.

Иконография ангельских одежд.

Ангел в хитоне и гиматии, фрагмент византийской мозаики в монастыре Дафни, XII век

Иконография ангельских одежд.

Ангел в хитоне и хламиде, византийская икона, XV век

На головах ангелов мы видим диадему. В своем изначальном античном значении диадема –  это не женское украшение из бриллиантов, каким мы ее знаем, а всего лишь лента, повязанная вокруг головы. Собственно, белая лента с бахромой в эллинистическое время считалась одной из царских регалий.

Иконография ангельских одежд.

Египетский царь Птолемей V в диадеме, монета

В позднеримскую эпоху императоры также стали носить диадему, которая расшивалась жемчугом и драгоценными камнями.

Иконография ангельских одежд.

Император Аркадий  в диадеме, монета

При этом в центре диадемы надо лбом обычно размещался самый крупный камень. Именно эту диадему с развевающимися концами лент (называемых в русской традиции тороками) мы и видим в иконографии ангелов.

Иконография ангельских одежд.

Ангел в диадеме с камнем в центре, фрагмент византийской иконы XII века

И именно с этим атрибутом связаны самые странные и нелепые трактовки позднейшего времени. Не раз приходилось писать, что синдром поиска глубинного смысла в человеке неискореним, как и стремление произвольно истолковать некий непривычный символ. Так, в «Богословии иконы» Языковой повторяется известная нелепица: «Тороки (слухи) - ленты в волосах ангелов, символизирующие слушание ими Бога».

Как ленты на голове могут символизировать «слушание», не объясняется, а древнейший символ власти сводится к функции антенны, принимающей сигнал. Или того хуже – центральный камень в диадеме (обычно ромбовидный) называется «третьим глазом» и символизирует уже не «слышание», но «видение». Ещё приходилось слышать, что концы лент  - это… молнии. И все же диадема – это символ власти и священного служения (поскольку помимо царей, в древности диадему имели и жрецы).

В руках ангелов мы часто видим жезл – ещё один из символов власти. Он также имеет место среди регалий византийского двора, и, помимо императора, жезлы той или иной конфигурации могли иметь и придворные чины (например, мандаторы и силенциарии).

Иконография ангельских одежд.

Ангел с жезлом в сцене поклонения волхвов, мозаика из монастыря Дафни, XII век

Жезл мог быть как в виде скипетра – длинной трости с украшенным навершием, так и в виде лабарума.  Лабарум – древний римский воинский штандарт. Он представлял собой древко с поперечной перекладиной, с которой свисал прямоугольный кусок ткани. На лабарумах ангелов часто изображается троекратное «агиос» - «свят», что восходит к Священному Писанию, в частности,к книге пророка Исаии, где серафимы, окружавшие престол Господа, произносили: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ис.6:3).

Иконография ангельских одежд.

Ангел с лабарумом, византийская мозаика собора Марторана, XII век

В русских «иконописных подлинниках» жезл почему-то именуется мерилом, что иногда «глубокомысленно» трактуется как «символы измерения чистоты человеческих душ, отошедших в вечность».

Третий символ власти, присутствующий в иконографии ангелов, держава – шар, который у римских императоров означал власть над вселенной. Часто держава в руках ангелов украшена крестом или монограммой Христа.

Иконография ангельских одежд.

Ангел с лабарумом и державой, мозаика Софии Киевской, XI век

И этот символ на средневековой русской почве стал именоваться «зерцалом» (зеркалом) и получил очередное произвольное толкование: «В византийской и древнерусской иконографии изображение прозрачной сферы в руках архангела; символ предначертания, предвидения, переданного архангелу Богом» (И.К. Языкова «Богословие иконы»). Как видим, если диадема внезапно стала играть роль антенны, то держава теперь выполняет роль хрустального шара для гадания. Или вот ещё восхитительный образчик поиска глубинного смысла: оказывается, «зерцало»  - это «прозрачный шар-сфера, посредством которого ангелы могут созерцать отражение Бога, не смея взирать на Него».

Сочинители подобных басен часто не задумываются над тем, как выглядят их потуги по раскрытию глубинного смысла в контексте мировой культуры. В греческой мифологии  есть известный аналог - зеркальный щит Персея, которым он пользовался, чтобы, сражаясь с Медузой Горгоной, уберечься от ее смертоносного взгляда. Вот только причем здесь ангелы и Господь?

Следующим интересным атрибутом одеяний ангелов является лор – парадное облачение византийских императоров и самых высших придворных (не случайно этот атрибут присутствует в изображениях высших ангельских сил), представляющее собой длинную широкую полосу ткани, замысловато задрапированную на фигуре.

Лор происходит от трабеи – одной из инсигний римских консулов. Консулы, в отличие от других римских магистратов, носили тогу с широкой пурпурной каймой. Драпировка тоги была целым искусством, но со временем она уменьшилась в размере и стала драпироваться сравнительно проще, при этом оформляться стала значительно пышнее. Этот вариант консульской тоги и стал называться трабеей.

Иконография ангельских одежд.

Консул в трабее, табличка слоновой кости, V век

С течением времени и сама трабея сузилась и эволюционировала в некое подобие шарфа и стала называться лором (λωρος – по-гречески означает «лента»). Драпировался лор, как уже говорилось выше, довольно сложно: его передний конец свешивался с груди вниз почти до подола, а верхний крестообразно оплетал грудь и спину, выходил из-за спины и перебрасывался через левую руку.  Это чисто историческое римское одеяние удачно вписалось в систему христианской иконографии, поскольку в Писании есть упоминания о видении ангелов: «И вышли из храма семь Ангелов.., облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами» (Откр. 15: 5–6).

Иконография ангельских одежд.

Ангел, облаченный в лор, византийская мозаика Палатинской капеллы, XII век

В Византии на этом варианте не остановились, и лор эволюционировал дальше в направлении упрощения. В конце концов, он стал представлять собой несколько частей: оплечье, полосу, свисающую с груди, и более длинную, свисающую со спины, также огибающую талию и переброшенную через левую руку.

Иконография ангельских одежд.

Ангел, облаченный в лор второго типа, византийская мозаика Палатинской капеллы

Иногда в одной и той же композиции можно наблюдать ангелов в разных вариантах – как лора, так и других облачений. Самый характерный и интересный пример – мозаика XIIвека в куполе Палатинской капеллы – дворцового храма Сицилийских королей, выполненная византийскими мастерами.

Иконография ангельских одежд.

Иконография ангельских одежд.

Иконография ангельских одежд.

Таким образом, можно заключить, что знание исторических контекстов облегчает понимание иконописи и не оставляет места досужим псевдоблагочестивым вымыслам.

"ПРАВОСЛАВИЕ В УКРАИНЕ"



Оставить комментарий

TT 09.11.2015 11:13
Статья - хорошая, конечно, материал по этой теме - буквально по сусекам можно наскребать... НО! Автору не следовало сомневаться в ГРОМАДНОМ количестве свидетельств ОЧЕВИДЦЕВ этих "Ангелов" и их ОДЕЖД, символика которых... а ЕСТЬ ли она? Изображения, истинные, писались со слов очевидцев и по письменным свидетельствам таковых (в чём можно не сомневаться! Да таковые и сегодня ещё ЖИВЫ!). Так что ПРИМОЧЕК от ЭПОХИ на изображениях одежд - ну это НОНСЕНС. Остаётся ПОНЯТЬ что за "разделение" в одеждах - а это ВОПРОС серьёзный.
TT 09.11.2015 12:12
Насчёт фразы из Св. Писания: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ис.6:3)
Вообще-то Библия - это "переведённый" ТАНАХ! ТАНАХ - это ИВРИТ! ИВРИТ - это НЕ русский язык. Его законы и свойства - другие (эти два языка подобны двум множествам, которые , хоть и имеют ОБЩЕЕ пересечение свойств и начало, но различны по многим другим). Точный перевод текста ТАНАХА на русский - НЕВОЗМОЖНОЕ событие, "вообще невозможное" из-за ДРУГОЙ структуры Языка!!! Попытайтесь понять: попытка считать удава в ПОПУГАЯХ - это ещё "крылышко" можно откинуть, а вот ПОПУГАЯ считать в УДАВАХ - "идиотизм полный".
Пытаясь этой фразой как-то объяснить "жезл" ангельский необходимо ЧИТАТЬ первоисточник на иврите (изучив язык, как это делают равины Иудеев)... а там - другое... смысл - ДРУГОЙ у этой фразы. Да даже потому "другой" смысл, что СЛОВАРИ (основа языка народов "на данный период времени") - РАЗНЫЕ... несовместимые: логически, эмоционально, образно и т. д. (вас ещё удивляет, что англоязычные так ненавидят Русских? А дело в свойствах Языка! Наши "добрые" слова - на их языке несут оттенок "лютого ЗЛА" - лингвисты знают и молчат)
Архив записей в блогах:
Помните, я писала, что первая жертва "евромайдана" - Сергей Нигоян" стал сакральной жертвой? Плановая жертва Что-то мне кажется, что убитый неизвестными снайперами боевик майдана Сергей Нигоян   давно был запланирован в "ритуальную" жертву промосковских диктатур. На ю-туб был ...
С чего начинается путешествие на Северный полюс? С посещения первого в мире атомного ледокола Ленин, с прохождения на территорию Росатомфлота (то еще развлечение), с обживания каюты, с исследования внутренностей ледокола и фотографирования ...
И снова -- чисто в качестве информации к размышлению -- о произошедшем, вероятно, недавно изменении системы формирования рейтинга в Живом Журнале Вот график посещаемости моего журнала по Метрике за год Первый и последний отрезки -- это неполные месяцы, так что можете их мысленно ...
Коллега barkut0709 пишет у себя аналогично тому, что часто говорю я, что не нужно путинский рост от низкой базы 90-х считать чудом или достижением. Это все равно, что большевики считали бы великим подвигом достижение уровня 1913 года в 1927 году. Подвигом они считали то, что ...
А вот Азурик делает прекрасные вещи по "Маленькому Принцу". Например - вот это или это - вот такой вот человек ...