Фильм "Гитлер капут!" как пример неоценённого постпостмодернизма

топ 100 блогов kinanet07.11.2010 Если вы стоите - немедленно сядьте. Если уже сидите, то всё равно упадёте!
В канун дня Великого Октября я дважды посмотрел с разницей в одну ночь фильм "Гитлер капут!", на котором... смеялся в голос при первом знакомстве, а по второму разу он мне понравился ещё больше - аж на 6 баллов из десяти! Оказалось, что это не только неглупое кино, но и вообще неоценённое, поскольку представляет собой удивительный образчик российского постпостмодернизма, практически эстетский, сугубо киноманский и аудиофильский, построенный на чётко и детально разработанной лжемифологии - начиная от надписей и заканчивая музыкальными и кинематографическими намёками.
Почему это пример постпостмодернизма? Потому что постмодернизм фактически исчерпал себя к концу ХХ века и сам уже превратился в объект для язвительного высмеивания. Якобы создавая новые смыслы на основе использования и переиначивания всего прежнего культурного багажа, вроде как ликвидируя раньше существовавшую пропасть между элитарным и массовым искусством, будто бы выступая в качестве не искусства ради искусства, как при модернизме, а в роли искусства, больше притворяющегося искусством, постмодернизм довёл демиургову функцию творца до хитроумных  трюков ловкого фокусника, в лучшем случае являющегося высококлассным иллюзионистом, который способен обманывать миллионы людей по всей планете. Аналогом Дэвида Копперфильда в кино может служить Квентин Тарантино.
В этом плане весьма знаменательно, что почти параллельно приступили к съёмкам "альтернативных" картин о крахе Третьего рейха как раз Тарантино ("Безславные ублютки") и наши кинематографисты (сценарист и режиссёр Марюс Вайсберг, имеющий опыт работы в американском кино, продюсер Сергей Ливнев, который в качестве сценариста "Ассы" стоял у истоков отечественного постмодернизма в кино). Только "Гитлер капут!" быстрее сняли, кроме того, эта лента отличается большей дерзостью и нахальством, нежели произведение вполне вписавшегося в голливудскую систему ценностей режиссёра, который некогда пытался её демонстративно развенчать.
По фильму "Безславные ублютки", катастрофически распадающемуся на две неравные части, которые опровергают одна другую и лишь свидетельствуют о том, что автор изо всех сил и с редкостным упрямством, достойным лучшего применения, старается усидеть сразу на двух стульях - серьёзного арт-хауса и развлекательного мейнстрима, без сомнения ясно, что Квентин Тарантино по-прежнему остаётся в рамках подустаревшего постмодернизма. Он взламывает жанр эпической драмы военных времён всё-таки изнутри, и его эксцентрика имеет характер центробежной силы, поскольку гипотетическое развитие истории всё равно подразумевает, что её переписывание начинается с чего-то реального, действительно существовавшего или наверняка возможного.
Особенность же эстетики картины "Гитлер капут!" заключается в том, что её создатели отталкиваются от мифов и легенд, иллюзий и фантазий, пародий и анекдотов, которые некогда возникли по поводу Третьего рейха и его воплощению в различных произведениях. Если угодно, постпостмодернизм конструирует уже не вторую, как при модернизме, и даже не третью, как при постмодернизме, а некую четвёртую реальность, являясь отражением отражения отражения. Это своего рода четвёртое измерение действительности в искусстве, к чему наивно и смешно подходить не только с былыми мерками соответствия фактам и событиям, но и оценивать многократно преломлённое в творческом акте с точки зрения прежних эстетических и этических норм. Деконструкция классического понимания искусства, предпринятая в модернизме и постмодернизме, принимает в постпостмодернизме форму не столько "кривого зеркала", сколько разветвлённой системы зеркал, напоминающей, например, множественные отражения в соответствующих сценах из лент "Гражданин Кейн" и "Леди из Шанхая" Орсона Уэллса. В какой-то степени можно считать одним из провозвестником постпостмодернизма в кино "Зелиг" Вуди Аллена, где герой-хамелеон, способный принять обличье любого человека - от Гитлера до китайца, тоже оказывается вовсе не "зеркальным двойником", а своеобразной галерей множащихся отражений.
Может, не только зрители не были способны воспринять новый подход к реальности в фильме "Гитлер капут!", по привычке ругая за дискредитацию истории и даже за оскорбление памяти тех, кто воевал во время Великой Отечественной (хотя какое вообще отношение это имеет к пародии о Третьем рейхе?!), но и критики тоже не оценили неожиданную смену парадигм, эффект как бы 3D в смысловом плане, а не в сугубо техническом. Допускаю, что и сами авторы толком не осознали суть содеянного ими, потому что две серии "Любви в большом городе", снятые тем же Марюсом Вайсбергом, являются постыдными образцами возврата к допотопному жанру пустых и пошлых комедий ниже уровня пояса - да и ниже плинтуса!
Впрочем, заявленная ещё в финальных титрах картины "Гитлер, капут!" своего рода версия алленовского исторического фарса "Любовь и смерть" под предварительным названием "Наполеон капут!" (жаль, что от него решили отказаться) вроде как на подходе. А вообще следовало бы, по Марксу, смеясь расставаться с прошлым - и сделать целый цикл постпостмодернистских лент: "Сталин капут!" (я успел за пару минут придумать начало сюжета на данную тему), "Ленин капут!", "Распутин капут!"... Кстати, самый первый вариант сценария будущий "Агонии", написанный ещё в 1965 году, был невероятно смешным, удивительно новаторским по форме и по-хорошему хулиганским. Увы, не рискнули!

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
6 апреля 1954 года. Нагурская . Сидим здесь уже второй день. Вчера опробовал астрономический теодолит. Все благополучно. Опробовал и магнитные приборы. Магнитные теодолиты сейчас не употребляются. Склонение определяется буссолью, устанавливаемой на астрономический теодолит, а ...
МОСКВА, 19 мар - РИА Недвижимость. Структура Capital Group и компания "Магистраль" стали единственными участниками конкурсов на комплексные услуги техзаказчиков и подрядчиков программы реновации для двух районов Москвы совокупной стоимостью контрактов около 193 миллиардов рублей. Как ...
Мозамбик долгое время был португальской колонией. После признания независимости в 1975 году был принят указ, по которому португальцам давалось 24 часа на выезд из страны. С собой они могли взять не более 20 кг багажа. 250 000 португальцев были выгнаны из Мозамбика. via ...
Специалисты NASA не смогли осуществить генеральную репетицию запуска сверхтяжелой ракеты SLS. Этому помешала серия технических проблем. Новая попытка провести операцию будет предпринята после запуска к МКС коммерческой миссии Ax-1. Генеральная репетиция запуска SLS предусматривает ...
Известный мемориальский сайт о погибших в терроре 1930-х гг. удобен тем, позволяет легко считать и делать статистические обобщения. В личных делах непременно указывалась национальность: несмотря на свой "интернационализм", соввласть очень ею интересовалась, она была непременным ...