Аварийная турбинка самолёта Airbus-320

топ 100 блогов engineering_ru27.10.2015 Знакомьтесь - это RAT (Ram Air Turbine - турбина набегающего потока).
Аварийная турбинка самолёта Airbus-320

Нужна эта штука на самолётах Airbus семейства 320 на случай совсем уж полной потери электропитания переменного тока.
При скорости полёта более 100 узлов (это примерно 185 км/ч) RAT выпустится автоматически при выключении обоих двигателей, при потере одного двигателя и отказе электрического генератора другого двигателя, или при полной потере электропитания переменного тока.

Вылезет эта штучка примерно отсюда:
Аварийная турбинка самолёта Airbus-320
Из лючка перед нишей левой основной опоры шасси.
Аварийная турбинка самолёта Airbus-320
На рисунке заодно под очерчеными красным створками отсека RAT видно лючок доступа к агрегатам синей гидросистемы (B).
Овальное отверстие - это выход воздуха охлаждения насосной станции гидросистемы B.
А левее него, такое прямоугольное - это выход из пака кондиционирования воздуха, охладившего воздухо-воздушные радиаторы левой установки кондиционирования.
Вот примерно там и находится турбинка.
Аварийная турбинка самолёта Airbus-320

RAT может также быть выпущена принудительно, с потолочной панели кабины пилотов.
Аварийная турбинка самолёта Airbus-320
Интересно, что там есть аж две кнопки одинакового действия :)
Обе - под красными колпачками.
Одна из них находится на панели аварийного электропитания, а вторая - на панели гидравлики.
Почему так?
Дело - в специфике организации аварийного питания на A320.
RAT, в сущности, являет собой гидронасос с воздушным приводом.
Этот насос качает гидрожидкость системы B и поддерживает в ней давление.
И эта же гидрожидкость используется для привода генератора переменного напряжения постоянной частоты.
Каковое напряжение и будет аварийным источником электроэнергии при отказе всего переменного. Аварийным источником постоянного тока будут два аккумулятора.

Ну, и цифрой A на фотке обозначена панель управления RAT на земле.
Эта панель находится в лючке обслуживания синей гидросистемы (B) - в обтекателе сзади ниши левой основной ноги шасси.
Аварийная турбинка самолёта Airbus-320

Теперь посмотрим на собственно RAT.
Аварийная турбинка самолёта Airbus-320
Видно, что штучка сзади действительно напоминает гидронасос.

Сам ветряк имеет хитрую конструкцию с поворотными лопастями размахом 1 м.
Аварийная турбинка самолёта Airbus-320
Механическая система поворота лопастей поддерживает обороты турбины в диапазоне примерно 4800..6500 об/мин.

Хитёр также передний диск ротора турбины.
Он являет собой антиобледенительное устройство.
Причём работает оно на чистом энтузиазме.
Как видно из фотки:
Аварийная турбинка самолёта Airbus-320
сзади алюминиевого переднего диска торца турбины есть неподвижные магниты.
При быстром вращении в их магнитном поле этого переднего диска в нём наводятся вихревые токи, разогревающие этот диск.
В итоге температура его поддерживается на уровне не менее +3 градусов Цельсия.

Вываливается RAT из своего гнёздышка усилием такой вот небольшой пружинки:
Аварийная турбинка самолёта Airbus-320
Электрический сигнал подаётся на соленоид(ы), и он(и) освобождают RAT, толкаемый пружиной на выпуск, и дополнительно поджимаемый набегающим потоком.

А зато убирается гидравлически. Причём, убрать её назад можно только на земле.
Перед уборкой нужно совместить метки на роторе и статоре турбины, чтобы лопасти нормально вошли внутрь отсека.
Аварийная турбинка самолёта Airbus-320
(красные стрелки. правее - масломерное стекло)

Для уборки RAT открываем панель обслуживания синей гидросистемы.
Аварийная турбинка самолёта Airbus-320
Фиолетовые заглушки установлены на штуцеры нагнетания и всасывания для подключения наземной установки создания давления в системе B. С их помощью можно проверить работу гидросистемы без задействования её электрического насоса, а также протестировать работу RAT подачей в её гидронасос гидрожидкости под давлением. Тогда крыльчатка будет быстро крутиться. Шумит - как винтовой самолёт :)
Слева вверху - штуцер стравливания давления наддува гидробака синей системы. Просто повернуть.
Под ним - штуцер слива жидкости из бака синей системы. Нажать и повернуть. Или повернуть и нажать :)

Посредине же всего этого праздника есть панель управления RAT на земле.
Именно с этой панели RAT убирается в свою нишу.
Аварийная турбинка самолёта Airbus-320
Для уборки надо создать давление во всех гидросистемах - G, Y и B.
То есть, включить насосные станции систем Y и B
(система G не имеет насосной станции и давление там при неработающем её двигательном насосе создаётся агрегатом PTU. PTU накачивает давление в системе G, используя давление системы Y).

Включаем насосные станции.
Включаем питание системы тумблером под красным колпачком (вверх).
Выполняем тест ламп.
Если всё нормально, то должна гореть красная лампа, показывающее наличие давления в приводе уборки RAT.
Нажимаем тумблер в положение Stow, и RAT медленно убирается.
Процесс занимает примерно 15 секунд.
По уборке загорается зелёная лампа "RAT убрана".
Выключаем тумблер под колпачком, закрываем крышку модуля управления и лючок гидросистемы.

Вот и всё, собственно, что я имел вам сказать об RAT.
Пишите письма :)


Фотографии большего размера доступны в альбоме «RAT», автор Lx-photos на Яндекс.Фотках .

И да - благодарю компанию Эйрбас за непредоставленные материалы.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я прям популярным блоггером становлюсь, прости господи. То меня Дмитрий Коржавин со своим стендалоном добавит, то вот сейчас вот это вот. Курсивом - слова автора и выдержки из стендалона. Приветствую Вас на своем блоге. На блоге "Наша готовка" я ...
Еще несколько дней назад с удовольствием читала комментарии искусствоведа Славы Швеца к сериалу "Молодой папа". Теперь они заблокированы. В чем прикол? Что там было эдакого? И где бы их найти? Вот как хрень какая-нибудь, так годами в нос суют и прямо заставляют прочесть. А как толковый ...
Чота ржу. 10 лет я констатирую, что политической оппозиции правящему режиму в Раше нет. Тем более нет демократической оппозиции. Стадо идиотов хором орало в ответ, что оппозиция – это КПРФ, которая «делает хоть что-то». В ответ на вопрос «Что именно делает КПРФ?» стадо блеяло, что ...
В принципе, можно подвести определенные итоги, при том, что специальная освободительная операция длится менее двух месяцев. оценочное суждение, 21+ — Огромная пропагандистская машина Запада шумно буксует. Россияне, вместо того, чтобы выйти на улицу свергать власть, ее массово ...
shpilenok пишет. Прямо в зале суда. Ура! ...