Звёздные войны: Эпизод I - Призрачная угроза / Star Wars: Episode I - The Phantom Menace
joker93 — 29.12.2010История метаморфоз в восприятии киноманами и преданными фанатами "Звёздных войн" в период 1999-2005 стала уже легендой. Собственно, идея показа почтенной публике того, как Энакин Скайуокер дошёл до жизни такой, была ясно оформлена у Лукаса еще в начале 90-х, но оной публике тогда не о чем было беспокоиться. Классическая трилогия, всё так же любимая, переходила в новое поколение, на больших экранах Кэмерон и Спилберг разворачивали новую эру CGI, и идея возвращения в далёкую-далёкую Галактику после долгой паузы могла быть встречена только с энтузиазмом. В начале 97-го успешно прошли в кинотеатрах "специальные издания", и через два года готов был к выходу "Эпизод первый" - новая история, прочно соединенная со старой, новые и старые персонажи, исключительно правильное расширение уже знакомой Вселенной. Это вам не мультсериалы с эвоками.
Святотатство! Ересь! Кощунство! Джар Джар Бинкс! Мидихлорианы! CGI! Дарт Вейдер когда-то был ребенком! Оби-Ван когда-то был молодым! Сценарий ужасен! Диалоги ужасны! Режиссура ужасна! Лукас изнасиловал наше детство! Ужас! Кошмар! Фанаты рыдают и трясут кулаками. Что мы только что увидели! Да как он посмел!
Драка на световых мечах? Ну да, ага, смотреть можно, да, ничо так. И все-таки, где там мои видеокассеты с оригиналами?
И это было только начало. Примерно такие настроения в массе превалируют в киноманско-фанатском сообществе и поныне. Любые попытки не так остро реагирующей публики спокойно посмотреть, отыскать и показать хоть что-то хорошее в этом фильме продолжают натыкаться на железобетонную ненависть и негодование. А если ты фанат ЗВ, которому понравился "Эпизод первый", то люди, которые это знают лучше тебя, скажут - никакой ты не фанат ЗВ. Всё, можешь идти отсюда.
Не мог обойтись без долгого вступления. Потому что, и правда, вся эта история, вся эта истерия вокруг тогда ещё единственного представителя "новейшей трилогии", впоследствии перешедшая в священные войны скромных поклонников и яростных ненавистников, на просторах этих ваших интернетов цепляющихся за каждую деталь, каждую, даже самую незначительную, произнесенную в кадре реплику, чтобы пафосно провозгласить фильм, реально, одним из худших в истории кино - это феномен в современном киномире, хроника, достойная собственных статей, если не книг. Но хватит об этом. Под катом - персональный, ни в коем разе не претендующий на истину в последней инстанции, чистейший фанатский поток субъективизма.
Мы все знаем историю - блокада злых представителей Торговой Федерации со смешными акцентами ни в чём не виноватой планеты Набу, двое джедаев, среди которых один наш старый знакомый, каменнолицая королева Амидала в исполнении десятка актрис сразу (Натали Портман, Кира Найтли, София Коппола, далее везде), неустанно испытывающий наше терпение Тот-Кого-Нельзя-Называть, и, в какой-то момент, волей случая появляющийся в этой истории мальчик-раб с далекой планеты, с нежеланием что-то менять, джедайской реакцией, нескромными мечтами и очень мрачным будущим. И зловеще улыбающийся будущий Император за кулисами.
Фильм с первых же сцен куда более богат на сюжет, чем любой из его предшественников - там, где "Новая надежда" могла себе позволить быть очень простой историей, а продолжения - её органичным развитием, в приквелах перед Лукасом встает нелегкая задача начать действие в очень определенном месте и времени, и на протяжении трех фильмов медленно, но верно связывать его с тем, что по хронологии последует дальше. Параллельно должна быть продумана вся Вселенная - а за исключением таких искомых элементов, как Сила и световые мечи, это и правда новая Вселенная - и все эти Советы Джедаев, сенаторы, Верховные канцлеры, ситхи, мидихлорианы, рабовладения волей-неволей должны сыграть в повествовании свою роль, одновременно не перетянув на себя одеяло с того, ради чего вся эта авантюра замышлялась с самого начала -
Он занимает центр фильма во втором акте, когда все остальные персонажи закончили мотаться с места на место и волей случая застряли на Татуине. Эпическая трагедия, каковой во многом являются ЗВ, ложится на плечи 9-летнего парнишки, все действия и реплики которого логичным образом должны вызвать разной степени раздражение у любого, кто сильно старше него. И вызывают - но это не недостаток фильма. Забегая вперед - проблема Энакина-ребенка оказывается сродни проблеме Энакина-вьюноши, в том, что он просто-напросто не может быть другим. Крики "йеппи!" и неловкие комплименты могли быть удалены, но девятилетний ребенок все равно остался бы девятилетним ребенком. Для многих, очевидно, этого оказалось достаточно, чтобы вся конструкция "Призрачной угрозы", да и всей трилогии, просто не сработала, развалилась, как карточный домик. Но это же способно сделать персонажа лишь более трагичным. Вообще, показать будущего великого злодея ребенком - само по себе беспроигрышный вариант, и Лукас сумел обставить всё это так, что драма выросла сама по себе. Всё, что осталось сделать самому режиссеру, чтобы добиться полного эффекта - вставить эмоциональную сцену прощания с матерью.
Этот фильм получился настолько хорош благодаря самому существованию классической трилогии. Когда фильм работает, он работает так хорошо благодаря непосредственному наличию в кадре знакомых персонажей и намеков на события, которые произойдут позже. Вот мальчик с улыбкой знакомится с человеком, которого потом возненавидит и убьет; а вот - с человеком, который и явится причиной его падения. Простейшие сцены становятся куда более значительными. Ни Энакин, ни Оби-Ван, ни Йода не знают своего будущего и будущего всей Галактики. А мы знаем, и уже одно это заставляет следить за диалогами и развитием сюжета, подходящего на одну треть пути ближе к "Новой надежде", с неподдельным интересом. И даже камео Джаббы, C-3PO и R2 - радость для фаната. Всё это позволяет окинуть взглядом всю историю от начала до конца и только сейчас оценить её масштаб, проработанность и трагедию. Главное достижение "Призрачной угрозы" - в том, что только после её выхода "Звёздные войны" стали ощущаться настоящей Сагой, каковой замышлялись с самого начала. Историей с сотнями персонажей, поступков и последствий этих поступков, переплетающихся между собой так причудливо, как при просмотре классической трилогии ни за что нельзя было представить.
И в сравнении с этим уже отходят на второй-третий план идиоты-гунганы, вставные аттракционы с любящими пожрать друг друга рыбами, полторы нижепоясных шутки и даже совершенно бредовое развитие событий, в котором Энакин только и делает, что ничего не делает, а в итоге