Звездная постоянная Стефана-Больцмана

топ 100 блогов bezobraznaja_el23.10.2011Лытдыбр Я - великолепный учитель. Как я объясняю детям уроки, это отдельная, прекрасная глава. Начать с того, что я ничего не помню по предмету. По любому предмету, в общем. Например, по физике. Убедительно рассказываю Луису Альберто, как важна для него физика, потому что каждый член нашей семьи обязан стать инженером, а базовое образование инженера включает в себя. Горячусь. Приказываю всегда исполнять задания. Не запускать! Это я обычно повторяю с угрозой. Луис Альберто не против. Но он не понимает, как делать вот эту задачу. И вот эту тоже.

- А в школе вы не решали подобных?

- Нет. Никогда. Мы вообще ничего не решали. Нет. - И горюет выразительно лицом.



Я беру учебник. А времени уже половина одиннадцатого вечера, потому что Луис Альберто "до последнего хотел разобраться сам". Это произносится с интонациями Николы Ломоносова. Читаю задачу. Про себя: "Мальчик переправляется на лодке через реку со скоростью 7, 2 км/ч. Течение относит его на 150 м. Найти скорость течения, если известна ширина реки - о,5 км". С усилием соображаю. Еще и течение, господи. Что же это, ээээ, треугольник сил? Что вообще такое - треугольник сил? Тревожно посылаю Луиса Альберто за бумагой и карандашом.

- Нет, что ты принес! Ну что ты принес! Принеси нормальный карандаш. Да. Я ручкой не умею рисовать.

- А можно его подточить хотя бы? - пылаю гневом.

Луис Альберто чинит карандаш. Беру листок, это листок из луисальбертовой тетради, по его краям многокрасно написано: "Гуф умер". Кто такой Гуф? Рисую реку. Шириной о,5 км, лодку. Это такая лодка, старая рыбацкая, самодельно сколочена из широких досок, доски пахнут смолой, такой древний запах, шпангоуты укреплены листовым железом, весло плещет по воде, вода немного цветет - ведь уже август, с его тягучими днями, полными солнца. Мальчик в шортах на помочах, кажется, это старинный мальчик. Да, он пятидесятого года рождения. Мечтает быть военным летчиком. Записан в аэроклуб. На лодке плавает для общего физического развития. Да, и эта лодка движется со скоростью 7,2 км/ч.

- Понимаешь, Сережа, - вдохновенно говорю я, - в физике главное что? В физике главное - приравнять одну формулу к другой, и отсюда выразить неизвестное. Например. Вот сейчас я тебя научу хитрости! Такая хитрость. используется, чтобы не учить формулы. В чем измеряется скорость? Это каждый знает. Машина едет со скоростью сто двадцать... Ну?

- Километров в час! - выкрикивает Луис Альберто.

- Правильно. То есть, нам сразу ясно, что V= S/t. Да? Тебе ясно? Километры мы делим на часы. Тебе ясно?

- Эээ. Нет, - честно отвечает Луис Альберто. - То есть, формулу-то я знаю. Но километры на часы - не ясно.

- Ты что! Это хитрость. Давай учиться хитрости. Например, плотность вещества измеряется в чем? - в килограммах на метрах кубический. И нам сразу ясно... нам сразу ясно... что нам сразу ясно?

- Ничего?

- Нет, все! Нам сразу ясно, что ро равняется масса разделить на объем.

- Мама, - аккуратно останавливает меня у окна Луис Альберто, потому что про плотность я решила рассказать там, - мне бы задачу.

- Нет, - возражаю я, - успеем! Я хочу, чтобы ты немедленно задумался о физике! Ты не представляешь, как хороша физика! Как много она эээ ну как много она включает в себя! Ты вот думаешь, физика, это метры в секунды и несуразные мальчики на лодках? Нет! Физика - это звездная постоянная Стефана-Больцмана! Закон, определяющий излучение абсолютно чёрного тела! Ты хочешь все знать об абсолютно черных телах?

- Да, - вежливо отвечает Луис Альберто, - но пока у нас все же лодка. И нет абсолютно черного тела.

- А жаль! - с неохотой возвращаюсь к задачнику. Мальчик в лодке. Лодку смастерил его отец, во время войны он был партизаном в Карелии, совершая сверхдлинные лыжные марш-броски им приходилось согреваться, выпивая кровь погибших и пока теплых товарищей, следовало торопиться. Он никогда не вступал в разговоры о войне. Взрослого сына, намеревающегося поступать в летное училище, первый раз в жизни стегнул ремнем и запер в сарае, том самом, лодочном. Ничего, прекрасно выучился на врача.

- Так. Ну смотри. Вот здесь все разное - V1 - скорость лодки, S1 - ширина реки, V2 - скорость течения, S2 - расстояние, на которое лодку этим течением отнесло... Но есть что-то общее! Единое! и это?..

- И это?.. - вторит мне Луис Альберто.

- И все это дело происходило в единое время! Единство времени, понимаешь? Вот все эти фигни с лодкой происходили одновременно!

- Ах, вот как, - говорит Луис Альберто.

Ну и мы все приравниваем, составляем пропорции, находим скорость течения и бонусом - единое время, и я спрашиваю:

- Ну ты понял? Понял? Давай про хитрость. Я хочу, чтобы ты знал такую хитрость. Это просто! Вот в чем измеряется скорость?

- В километрах в час.

- Правильно! И отсюда нам сразу видно, что.. что...

Луис Альберто сбегает, я догоняю его и удерживаю за ухо. Я хочу научить этих дурацких детей физике, наконец! Ведь каждый член нашей семьи обязан стать инженером.



ps А оптика - это вообще война.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Ситуация, которая сложилась сейчас в Краснодарском крае, очень тяжелая. Сильнее всех от наводнения пострадал город Крымск, в котором живут 50 тысяч человек. Сотрудников МЧС катастрофически не хватает, как и техники (где хоть один катер на ...
Мать, семидесяти трёх лет, живёт в Омске. Инсульт. Парализована левая сторона тела. С ней рядом живёт её внук с семьёй. Добряк. Помогает бабушке. Дочь с мужем живёт в Канаде. Мать с внуком не хотят уезжать из Омска. Дочери пятьдесят лет. ...
Немецкий фильм-бомба о событиях на Украине, реальном положении вещей и конечных целях заказчиков.Предупреждаем! В фильме действительно показаны кадры ада. Но увы, не мифического… Покажи ...
https://www.youtube.com/watch?v=s598FwxwcXQ&t=2s Кино сейчас активно расходится, так что не исключено, что его кто-то уже успел посмотреть. А кто не успел - велкам. Оригинал обнаружить не смогли. Самое интересное - во второй части ролика, но смотреть лучше ...
Что делать и чего не делать в условиях кризиса? Как жить полной жизнью, а не выживать, даже если деньги кончились? Как не чувствовать себя ущербным и неполноценным? Как вести себя, если Вам не возвращают долги, или когда Вы не можете вернуть долги? Как не потерять работы, и что дела ...