
«Золотой теленок»: не в деньгах счастье!

К истории великого комбинатора режиссер и сценарист Михаил Швейцер обратился неожиданно: до этого он снимал «Время, вперед!». Оттуда же взял и непревзойденного первого Остапа Бендера советского кино – Сергея Юрского, а также исполнителя роли Шуры Балаганова Леонида Куравлева.

Герой не нашего времени
Снимался первый фильм об Остапе Бендере два года, а вынашивался втрое дольше. От идеи до премьеры прошло шесть лет. Сделать двухсерийную киноверсию сатирического хита Ильи Ильфа и Евгения Петрова Михаил Швейцер задумал в 1962 году, а на экраны картина вышла в конце 1968-го. Разрешения на экранизацию пришлось ждать целых пять лет. За это время режиссер, снимавший две картины в год (в 1960 году вышли его «Мичман Панин» и «Воскресение»), успел не только написать рабочий сценарий «Золотого теленка», но и выпустить картину «Время, вперед!» (1965) с известной всем по заставке к программе «Время» музыкой Георгия Свиридова. Возможно, именно идеологически выверенная экранизация пафосной баллады Валентина Катаева о трудовых свершениях основателей советской индустрии открыла «шлагбаум» для фильма об их антиподе – не имеющем ничего общего с героями первых пятилеток легендарном аферисте. По сути, за ворованным миллионом Остап Бендер гонялся в то самое время, когда соотечественники надрывались на великих стройках (действие в романе происходит в 30-е годы XX века). При этом обличительную задачу режиссер перед картиной не ставил. Он не скрывал, что Остап Бендер ему по-человечески близок.

В ролях Бендера и Балаганова Швейцер изначально предполагал Сергея Юрского и Леонида Куравлева, которых снимал в картине «Время, вперед!». Но Госкино настояло на кастинге.

«Детские люди»
И Шуру Балаганова сыграл тот, кого режиссер хотел снимать до объявления конкурса. По результатам проб Леонид Куравлёв выиграл эту роль у Вячеслава Невинного. Какой нужно изображать характер, режиссер подсказал парой слов: «Играй дворняжку!».

Возможно, именно сострадательность, фирменная черта артиста-фронтовика, и оказалась решающим фактором предпочтения на роль Зиновия Гердта, который даже не собирался участвовать в актерском отборе. Паниковского могли сыграть Ролан Быков и Георгий Вицин. На пробах Гердт подыграл в образе «вздорного старика» претендентам на другие роли, и режиссер убедился, что лучше Паниковского не сыграет никто. «Будешь сниматься ты!» - огорошил он Гердта. «А как же Ролик?» - возразил Зиновий Ефимович с мыслью о Ролане Быкове. «Ролик думает так же», - ответил Швейцер.

С географическим размахом
Снимался «Золотой теленок» с географическим размахом. Кроме павильонов «Мосфильма», местами съемок был провинциальный городок Юрьев-Польской и его окрестности во Владимирской области (автопробег по бездорожью и жизнь российского захолустья в Арбатове), Одесса (эпизоды в Черноморске) и Каракумы (проезд на верблюдах по пустыне).

На следующий день съемки в той же экспозиции были продолжены. Трое ждали одного: Бендер с Паниковским и Козлевичем не могли играть без Балаганова. Съемки начались на три часа позже из-за опоздания Леонида Куравлева – всё это время он был в соседнем павильоне, снимаясь параллельно в роли Хомы Брута в экранизации гоголевского «Вия». Разрываясь между двумя фильмами, актер не раз подводил то одну, то другую съемочную группу, отчего чувствовал неловкость перед коллегами, да и переключаться между ролями успевал не всегда.

После работы в павильоне режиссер увез группу в Среднюю Азию. Скрывшегося со своими миллионами в передвижном строительном вагончике Корейко Бендер настигал в реальной пустыне. Восточную магистраль и переход на верблюдах снимали в песках возле высохшего озера. Не настоящие только силуэты минаретов в кадре: их наложили на пленку при монтаже.

Подробности речи «пламенного трибуна» авторы романа изложить не удосужились. Пришлось присочинить выступление самому режиссеру.
Не цензура, а редактура
После окончания съемок картину еще ждали доработки. В частности, была переозвучена лекция в газоубежище. Чиновники Госкино высказали пожелания сократить финал и усилить идею внутреннего краха героя, имевшего «разногласия с советской властью». Концовку фильма пришлось переснять, а также удалить некоторые эпизоды. Так, из комедии выпала сцена «Воронья слободка», в которой снялся Анатолий Папанов (Васисуалий Лоханкин). Полностью смонтированным куском пожертвовали для сокращения хронометража, сочтя эпизод необязательным и затянутым. Уцелевший трехминутный фрагмент с игрой мужа сохранила вдова актера Надежда Каратаева, предоставившая в 1992 году уникальные кадры для телепередачи памяти Анатолия Папанова.

Это не Рио-де-Жанейро
И напоследок – любопытные факты из истории картины.
Сергей Юрский первым воплотил образ Бендера в кино, но на ТВ его обогнал Евгений Весник, сыгравший Остапа в 1958 году в телевизионной постановке «Золотого теленка».
«Мне 33 года, возраст Иисуса Христа», - говорит о себе в фильме Остап Бендер. Исполнителю этой роли Сергею Юрскому на момент съемок тоже было 33 года.
В фильме Балаганов сообщает Бендеру, что их, «детей лейтенанта Шмидта», было 69, а в романе – 34.
В картине Паниковский «работал» в Мордовской АССР, а в первоисточнике – в Поволжье. Мордовская автономия появилась лишь в 1934 году, а в книге события происходят летом и осенью 1930 года.
В эпизоде с самолетом показан Ан-2, который стал выпускаться лишь с 1947 года.
«Антилопа Гну» в романе называется «Лорен Дитрих».

«Антилопу Гну» в 1967 году для фильма спроектировал Лев Шугуров. Инженер сознательно отступил от описания автомобиля в романе, не став делать дверцу сзади и отказавшись от балдахина. Вместо заднего моста на цепном приводе он позаимствовал деталь у старого ГАЗа-А, мотор, раму и трансмиссию взял у УАЗа-452, а руль переставил на правую сторону, как это было у первых машин начала века.
На одном из дублей в Каракумах Евгений Евстигнеев перестал реагировать на команды режиссера – оказалось, что верхом на верблюде он… уснул.

Музыку к эпизоду автопробега для «Золотого теленка» написал Георгий Свиридов, который также создал для картины оркестровые темы «Паниковский» и «Остап Бендер». По неизвестным причинам две из трех оркестровок в картину не вошли, а сотрудничество композитора и режиссера было прервано. В титрах в качестве композитора указан Георгий Фиртич (написал музыку к мультфильмам о докторе Айболите и капитане Врунгеле, а также к десяткам фильмов, среди которых «Вооружен и очень опасен», «Приезжая» и пр.; умер 27 января 2016 года).

Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы его могли прочитать ваши друзья! ;)
Читайте также по теме:
"Любовь и голуби": жизненное кино
http://slavikap.livejournal.com/15780922.html
"17 мгновений весны": рождение легенды
http://slavikap.livejournal.com/1535261
"Невероятные приключения итальянцев в России"
http://slavikap.livejournal.com/1421274
http://slavikap.livejournal.com/1388884
http://slavikap.livejournal.com/1346915
http://slavikap.livejournal.com/1340600
http://slavikap.livejournal.com/1304261
"Операция "Ы"..." или "Кондуктор, нажми на тормоза!"
http://slavikap.livejournal.com/1293431
"Джентельмены..." и удача
http://slavikap.livejournal.com/1263341
"Ирония судьбы": 40 лет под звон бокалов
http://slavikap.livejournal.com/1252402
"Три плюс два" - фильм навсегда
http://slavikap.livejournal.com/1201237
"Бриллиантовая рука": бриллиант советского кино
http://slavikap.livejournal.com/1166404
"Человек-амфибия". Фильм, который нельзя повторить
|
</> |
