Знание, умение, призвание - проблема выбора.
Сообщество «Партия любителей зрить в корень» — 19.10.2013Мы не сможем ответить на вопрос - как, чему и почему
учиться - пока не изучим мотивы, заставляющие нас открывать учебник
и вникать в написанное.
Собственно говоря, наши личные мотивы, слитые воедино,
и являются тем самым общественным заказом, который
получает система образования от нас. Мы ВСЕ
ВМЕСТЕ - чиновники, педагоги, родители, дети - со своими
чаяниями и надеждами, со своими представлениями и идеалами
определяем облик всей системы образования и вектор ее
развития.
На рубеже 19-20 века Лев Николаевич Толстой также, как и мы
теперь, очень ругал образование и всех желающих его получить.
Он опасался, что не имеющие опыта носители КНИЖНОГО ЗНАНИЯ
могут принести обществу больше зла, чем
пользы.
Современные исследователи усматривают в том
патриархальную "дремучесть" великого писателя, который якобы не
понял и не оценил исторического момента. На самом же
деле Толстой ухватил самую суть проблемы образования -
ЗНАТЬ не означает УМЕТЬ. Для того, чтобы найти в жизни
СВОЕ дело и делать это дело хорошо, не достаточно одних только
отвлеченных знаний - вот о чем хотел сказать
Толстой.
Вслушайтесь в его слова: "Один из самых больших грехов
современности - гордость, что мы, так называемые ("подчеркиваю это
слово", - пишет Л.Н.) образованные люди можем помочь народу. Я
каждый день получаю письма: гимназисты, курсистки спрашивают - идти
ли сейчас в учителя, просвещать народ, или еще кончить курсы и
потом. В том, что это их признание и что они могут приносить пользу
народу, не сомневаются...".
Разве в этих словах осуждается знание? Да ничего
подобного! Толстой говорить совершенно о другом! Он
осуждает глупую уверенность молодых людей в том, что стать
учителем и приносить пользу можно лишь "окончив курсы". Толстой
возмущается тем, что ни в одном письме не идет речи о ПРИЗВАНИИ,
сокрушается тому, что молодые люди не ищут своего призвания, а
следуют моде, общественным веяниям.
ПРИЗВАНИЕ - Толстой относится к нему, как к Божьему
провидению, и поэтому оканчивает свое высказывание
категоричным: "Причина этому состоянию - безверие!"
Не поняв смысла, современный историк видит в этих словах
иступленную религиозность и ограниченность писателя, но разве
Толстой в том виноват?
Если подойти к сказанному Толстым с точки
зрения науки социологии, то можно найти множество неточностей и
непоследовательностей. Но Толстой не был социологом, не был ученым
- Толстой был гениальным писателем! Он мог
грешить логикой и точностью высказываний, но интуиция у него была
изумительная! Он отлично понимал психологию и мотивацию
людей.
Толстой был убежден, что все желающие получить образование
стремятся к лучшей, более обеспеченной и более комфортной жизни и
это желание казалось ему изначально порочным. Оставив в стороне
оценку Толстого - разве он ошибался в "диагнозе"?
Таким образом, Толстой противопоставляет ПРИЗВАНИЕ
желанию ПОИМЕТЬ ЛУЧШУЮ ЖИЗНЬ.
------------------------------------
Что мы можем вынести из всего сказанного? - Два
главных мотива:
- я учусь для того, чтобы найти свое призвание
- я учусь для того, чтобы улучшить свое материальное
положение и повысить свой социальный статус.
Каждый по отдельности эти два мотива формируют две разных
системы образования:
- одна помогает человеку найти СВОЕ МЕСТО в жизни и в
обществе и нацелена она на раскрытие его индивидуальных
способностей и особенностей.
- другая предлагает некий "универсальный набор", усвоение
которого (подразумевается) гарантирует вам в дальнейшем безбедную
жизнь.
Проблема в том, что ПЕРВАЯ модель - чрезвычайно материально и
энерго затратна (я бы даже сказала - абсолютно неэффективна с
экономической точки зрения), ибо свое призвание человек может
искать всю жизнь и находить его в самых неожиданных для себя местах
- государство разорится, если возьмется финансировать каждый
индивидуальный жизненный проект.
А ВТОРАЯ модель - ложна, ибо никакого "универсального набора"
знаний, гарантирующих хорошую жизнь, нет и быть не может в
принципе, ибо в обществе, умеющем считать деньги, зарплату
выдают в обмен на КОНКРЕТНОЕ ЗНАНИЕ+УМЕНИЕ, а не в обмен на некий
"универсальный набор". Однако эта модель дает формальный повод
повышать социальный статус одних и преуменьшать значение и
роль других членов общества, потому и родилась эта система в недрах
сословного общества.
Советская система унаследовала именно эту
модель. Диплом означал, что "набор знаний" получен и усвоен.
Обладателям такого диплома государство гарантировало определенный
материальный и социальный уровень. Система эта, как известно,
довольно быстро превратилась в фикцию, потому что зачем усваивать
знания, если гарантию дает диплом. Люди поняли самую суть этой
системы и устремились в погоню именно за дипломами.
Когда же государство потребовало знаний (введя ЕГЭ),
тут-то первый раз за много десятков лет и возник
вопрос - а ЗАЧЕМ нам СТОЛЬКО знаний и в ТАКОМ ОБЪЕМЕ?
Государство ответило вполне разумно - отныне ВЫ определяете набор и
объем знаний - тех, которые считаете для себя необходимыми (вот вам
и поиск своего призвания). И тут выяснилось, что люди хотят
не знаний, а ГАРАНТИЙ. Вот, собственно, в чем суть конфликта
экзаменующих и экзаменующихся.
Люди говорят, - Это что же получается? Я буду ЭТО учить,
мучиться, ночей не спать, а ГДЕ гарантия, что ЭТО принесет мне
через 15 лет доход? Ответ прост: гарантий
- никаких!
Государство больше не дает гарантий. Хотите - ищите призвание, хотите - ищите доход. Отныне это дело и не Льва Николаевича, и не государства - никто не имеет права вас упрекнуть в вашем выборе, ибо отныне ваши поиски - это ваше личное дело, ВАШ выбор, ВАША жизнь, ВАША ответственность.
А настоящая проблема заключается не в том, что нас
лишили государственных гарантий, а в том, что по сути своей и по
структуре школа продолжает остается СОВЕТСКОЙ.
- вместо методики, обучающей применять знания, нам
по-прежнему предлагают "универсальный набор" теории - его
запихивают в головы детей "на всякий случай". Их тошнит и мутит, но
учитель неумолим - НАДО! Надо "съесть" все, что "положено на
тарелку"!!
- государство говорит о свободе выбора, но над нами
продолжает стоять суровая училка с линейкой.
- государство подталкивает нас к поиску своей
индивидуальности, но школьных учителей бесит не то, что
индивидуальность, но всякое упоминание о ней (Воооон из класса!
Твои мысли здесь вааащщще никому не интересны!!!
Поооонял!!!!!!!?)
- реформаторы говорят о "каких-то там"
индивидуальных планах, но школа советской застройки и
закваски в принципе не приспособлена под ведение
индивидуальных проектов.
|
</> |