Знакомство с Рафаэлем 3
groningen_sn — 26.12.2021Любовь к искусству обычно вращается вокруг знаменитостей и шедевров, которые нам известны по газетам и телевизору. Тут к месту сказать о нас, кто мы такие. Мы, свободные, веселые, интеллигентные люди с демократическим уклоном и любим наслаждаться лишь прекрасными, качественными вещами, которые голодранцам недоступно даже вообразить. Восхищаемся же исключительно Пушкиным, Моцартом и кватроченто.
Тем, кто, размышляя о живописи, задействует подобный образ мыслей, любую затертую почеркушку из собственной коллекции приходится объявлять Рембрандтом, Джорджоне или Рублевым, потому что не будут же они у себя лелеять что-то невосхитительное. (Только архивные и музейные крысы стремятся к дотошной полноте своих собраний, не заботясь о непрерывном качестве.)
Эта погоня за знаменитым и первоклассным приводит к сомнительным результатам. Рембрандту, которого ни с кем не спутаешь, помимо трехсот дошедших холстов, приписывали две-три тысячи работ, которые были сделаны не им (спутали!). Джорджоне, от которого сохранился лишь фрагмент разрушенной фрески (только там его авторство твердо известно), каждые сто лет приписывают набор картин, который полностью меняется в зависимости от художественных вкусов и представлений любой новой эпохи (когда не с чем сравнить, гению можно приписать любую картину). Рублева, от которого уцелело лишь два вялых упоминания в сгоревшей Троицкой летописи и ни одного мазка красками, с завидным постоянством объявляют великим художником, святым и автором существующих икон. Если раньше каждый такой случай казался мне особенно вопиющим, то потом случаев стало слишком много.
Рафаэль не избежал общей участи. Любители прекрасного наклеивали лейбл «Рафаэль» на все, до чего могли дотянуться. Это напоминает мне рассказ про бакинский базар советского периода, когда каждый советский гражданин знал, что импортные вещи самые лучшие, а наши плохие. Бакинский торговец семечек, подбрасывая свой товар и ловко ловя его лотком, зазывал покупателей: «Хоррошие семечки, чехословацкие семечки!»
Собственно живопись всегда интересовала немногих, иные соображения были важнее. Дилер и аукцион грезили о миллионных доходах, ученые о сенсационном открытии и тоже о доходах, коллекционеры же и музеи стремились прокричать соседу, что у них есть Рафаэль. Именно так и получилось, что помимо настоящих рафаэлевых творений целая Европа столетиями обожала огромное количество картин, рисунков, гравюр и даже зданий, которые к заводу-мастерской Рафаэля никакого отношения не имели. Вот несколько работ, которые были когда-то Великими Рафаэлями, а теперь, лишившись лейбла, потеряли и очарование.
Бюст из воска, которым восхищался Александра Дюма (правда, он подозревал, что это Леонардо), купивший себе копию с него. Скульптурой очаровался Джон Сингер Сарджент и даже написал с нее этюд.
№ 1 Нерафаэль
La Tête de cire, 18 (?) век, Музей изящных искусств, Лилль, 45
см.
Теперь картина, похожая на детский мультфильм. Дело в том, что представления о художнике со временем меняются, Рафаэль когда-то считался нежным, грациозным и мягким (на самом деле он часто менял манеру, стараясь подладиться под заказчика). Из-за обязательной сладости и приписали ему картину с римским героем (ах, опять античные идеалы!), который, как сиропчик.
№ 2 Нерафаэль
Марк Курций, может быть, около 1520-1530, Национальная
галерея, Лондон, 25.4х19.4 см.
Приведу-ка я фрагмент побольше, чтобы мимими стало очевиднее.
№ 2 деталь.
Сейчас будет не Рафаэль, а фотография карандашной копии рафаэлева портрета Чезаре Борджиа. Картина была знаменита, известно несколько старых живописных копий с нее. Снимок сделали по приказанию принца-консорта Альберта (который Виктория и Альберт), желавшего иметь у себя так или иначе всех на свете рафаэлей (за 23 года он собрал 5000 гравюр и фотографий). «Оригинал» же висел когда-то в палаццо Боргезе, потом его купил Ротшильд, потом слава закончилась, оказалось, что на нем не Борджиа, которого написал не Рафаэль. Сейчас даже неизвестно, где этот холст, и кто его автор (вяло предлагается несколько имен).
№ 3 Фото с копии картины Нерафаэля Портрет Нечезаре Неборджиа, ?? век, Королевская коллекция, Англия, 26.5х21.8 см.
Следующего рафаэля написал испанец за несколько лет до рождения
Рафаэля. Впрочем, может быть, и не испанец... Ну... хотя бы ясно
(сейчас ясно), что это Нерафаэль.
№ 4 Pedro Berruguete Пьета, ок. 1480, Брера,
Милан, ??? см.
Рафаэлю можно было приписать что угодно... Например дворец. Вот красавец-палаццо Vidoni-Caffarelli, построенный Рафаэлем. Сейчас, выяснилось, что кто-то другой построил это обычное и неинтересное здание.
№
5 Палаццо Vidoni-Caffarelli. Рим.
Следующая работа это подделка. На старой доске написали новое лицо, чуть похожее на автопортрет «Афинской школы», краску состарили. Продан коллекционеру Джорджу Солтингу, в 1910 году передан Национальной галерее, через какое-то время искусствоведение засомневалось и определило в авторы Timoteo Viti, одного из рабочих Рафаэля, потом картина стала работой Умбрийской, а, возможно, Болонезской школы, сейчас стала работой конца 19 века.
№ 6 Нерафаэль
Портрет Рафаэля, 16 и 19 века, Национальная галерея, Лондон,
26.6х21.6 см.
И если уж зашла речь о портрете Рафаэля, то приведу еще несколько. Картина из Королевской коллекции считалась автопортретом.
№ 7 Нерафаэль Портрет Нерафаэля ок. 1506-1513, Королевская коллекция, Англия, 42.8х41.9 см.
Теперь не рисунок, а старинная (середина
19 века) фотография рисунка, который считался автопортретом
Рафаэля. Двести лет тому назад он находился в The
Reveley Collection of Drawings at Brynygwin, в
Уэльсе. Где этот рисунок сейчас, неизвестно. В различных музеях
хранятся фотографии той коллекции.
№ 8 Нерафаэль Портрет Нерафаэля
Пожалуй, стоит привести еще одну работу. Сейчас картина считается
портретом Bindo Altoviti кисти
Рафаэля, но когда картина появилась на рынке в начале 19 века, ее
приняли за автопортрет. Сомнения в авторстве были всегда, но
желаемое принимали за действительное до 1936 года, когда мюнхенская
Старая пинакотека решила избавиться от сомнительной картины и
продала ее. В результате Bindo Altoviti оказался в Национальной
галерее Вашингтона, где ныне он твердо атрибутирован Рафаэлем. У
американцев авианосцы и публично с ними никто не спорит, хотя
искусствоведы между собой шепотом и согласились, что портрет
написал Джулио Романо или Джанфранческо Пенни, когда занятый на
работе Рафаэль объяснил и показал жестами, что там надо
изобразить.
№ 9 Рафаэль (я не спорю!) Портрет Bindo Altoviti ок. 1515, Национальная галерея, Вашингтон, 59.7х43.8 см.
Тут надо добавить, что атрибуция Автопортрета в Уффици тоже не без изъяна.
Окончательно авторство Рафаэля было «доказано» (несмотря на
досадные ошибки в анатомии и проч.) лишь в начале 80-х годов 20
века. Впрочем, я про итальянское искусство знаю мало и своего
мнения у меня нет.
В конце надо сказать несколько слов. Рафаэль один из самых знаменитых и изученных художников мира. Но приближаясь к нему ты находишь не ясный образ, а расплывчатое облако, некий туман, при этом твердая почва под ногами исчезает. До того, как увидеть его работы, ты знаешь его по имени, знаешь, что он велик, что все так считали. Потом ты с недоумением смотришь на его оригинальные работы, которые оказываются исполненными его рабочими. Живопись, которую написал он сам тебя никак не цепляет... А сотни других картин, повлиявших на тысячи художников, составивших славу гения, оказываются творениями анонимных мастеров 16, 17, 18 и 19 века...
|
</> |