"Злые сыновья захватили стол Седера в Израиле"
natali_ya — 21.04.2024הבנים הרשעים השתלטו על שולחן הסדר של ישראל
Софья Рон перевела свою статью на русский язык в ФЕЙСБУКЕ
В 1980-е годы в "вязаном" секторе во время пасхального седера возле праздничного стола ставили пустой стул. Стул предназначался для узников Сиона, отбывавшим наказание в советских тюрьмах и лагерях за сионистскую деятельность и за упорное желание репатриироваться в Израиль. Были и такие времена.
В нынешнем году Государство Израиль собирается в Песах вокруг праздничного стола. Возле стола три пустых стула.
Один — стул жителей Юга, которые еще не вернулись домой или начинают возвращаться в разрушенные дома и вынуждены униженно выпрашивать у государстве каждый шекель.
Второй — стул эвакуированных с Севера, они тоже не смогут праздновать пасхальный Седер у себя дома.
Третий, залитый кровью, — стул заложников.
А есть ещё и четвёртый, этот не пустой, но скрипит и вот-вот сломается под непомерной тяжестью. Это стул резервистов ЦАХАЛа и их семей.
Как мы дошли до жизни такой? Как оказались в жуткой невероятной реальности, когда после Черной Субботы Симхат Тора прошло шесть месяцев, а Государство Израиль отмечает ночь Седера с пустыми стульями вокруг своего стола? Такова реальность, когда в доме распоряжается второй из четырех сыновей, о которых рассказывает Пасхальная Агада:
Злой Сын.
Злой Сын вовсе не против самого по себе пасхального Седера, мешает ему другое . Он окидывает завистливым взглядом праздничную скатерть, столовое серебро и хрусталь, дорогое вино. потягивает носом, вдыхая запах баранины с травами, томящейся в глиняном горшке. Когда Злой Сын задает свой традиционный вопрос, в его голосе, в его словах - зависть и ревность . «Что это за церемония у вас?» – у вас, а не у него, потому что хозяин в доме - не он . Стол, посуда, еда принадлежат кому-то другому. отцам-основателям, ашкеназам, буржуям, хайтекистам, судьям. Он требует насильственной смены элит. Он цедит с презрением и насмешкой: «Что это у вас за страна? »? Потому что Злой Сын - революционер.
И прежде всего, Злой Сын - не сионист. Иногда он - антисионист в леворадикальной версии, от Меира Вильнера до Офера Касифа, как , к примеру. профессор Анат Матар, восторгающаяся умершим террористом Валидом Зака ( гореть ему в аду) и другие общественные деятели и интеллектуалы, которые стремятся превратить Израиль в «государство всех его граждан». Иногда он - антисионист- хареди, следующий в фарватере ультраортодоксального руководства, которое запирает свою паству за стенами ультраортодоксальной автономии и учит детей чуть не с колыбели ( за счет государства) дистанцироваться от государства Израиль , его праздников и дней траура, его символов. . Иногда он проповедует постсионистский подход, согласно которому настало время избавиться от «светского государства» с его институтами и заменить его государством религиозным, согласно видению направления хардаль. А иногда он просто хочет денег, недвижимости , выгодных должностей, как движение «Черных Пантер» в 70е, , в нынешнем его воплощении - теория Второго Израиля. .
Когда Злому Сыну удается стать в доме хозяином, пусть даже ненадолго, он не заморачивается правилами поведения за столом и хорошими манерами. Усаживаясь за стол в ночь Седера, он не бережет фарфор и хрусталь и не раздает еду всем сидящим за столом. Свою порцию получат только его ближайшие соратники, остальным, если им почему-то не хочется идти спать голодными, следует молчать в тряпочку. Так Злой Сын понимает демократию. Когда он произносит ритуальную фразу "каждый да придет и ест", он приглашает исключительно своих.
Открытая враждебность, которую Злой Сын демонстрирует о отношению к государственным институтам, чиновникам и даже по отношению к армейскому командованию и пилотам, - это и есть его лозунг "Что мне ваша страна".
Когда министр строительства спрашивает: "А какое отношение правительство имеет к войне?", он говорит: "Что мне эта страна?" Когда главный раввин угрожает: "Мы уедем отсюда, если вы завербуете нас в ЦАХАЛ", он говорит: "Что мне эта страна?" Когда министр финансов отказывается перенаправить на нужды войны коалиционные миллиарды и пытается торпедировать перевод средств на восстановление Севера, выдвигая условие, согласно которому деньги должны проходить … через каналы фиктивного министерства Орит Струк, чтобы оправдать раздутое финансирования этого министерства и заработать для своей партии политический капитал, он говорит: "Что мне эта страна?" Когда в разгар судьбоносной войны правительство занято поиском окольных путей , чтобы назначить своих людей раввинами городов ( окольных, потому что даже в этом кнессете для этого нет большинства), оно говорит: "Что нам эта страна?" Когда канцелярия премьер-министра, его супруга, министр финансов и члены фракций "Ликуд" и "Оцма Йехудит" ведут кампанию ненависти против заложников и членов их семей, они говорят: "Что нам эта страна?" И уж конечно, все попытки принять закон об освобождении харедим от службы в ЦАХАЛе и увековечить таким образом неравенство в распределении гражданских прав и обязанностей, это и есть декларация: "Что нам эта страна". Не столь важно , сказал ли или не сказал министр культуры и спорта Мики Зоар эвакуированным с Севера: "Вам что ни дай, все равно будете недовольны". Мики Зоар утверждает, что нет, не говорил, но политика правительства именно такова.
Четыре сына из Пасхальной Агады представлены сегодня в нашем народе.
Умный Сын ставит выше всего общенациональные интересы, он - государственник. Чтит символы страны, защищает ее на поле боя, содержит ее из своих налогов , осознает необходимость национального единства и создания широкой коалиции. Это — центристы и адекватные правые. Избиратели Ганца, Лапида, Либермана, Саара.
Злой Сын — тот, кто противопоставляет себя всем остальным и ставит превыше всего собственное благо и свою политическую выгоду Это ведущие силы в коалиции, но не вся коалиция: в коалицию входит и Наивный Сын. Без его поддержки коалиция не набрала Бы 64 мандата, а падение ее популярности согласно опросам объясняется тем, что Наивного Сына оттолкнуло поведение старшего брата.
Наивный Сын — это те, кто придерживается жёстких и четких позиций, будь то в политической сфере или в вопросах религии и государства, но не хочет революций, заботится об интересах государства и, что самое важное, не остаётся равнодушным при виде трёх пустых стульев рядом со столом Седера. Наивный Сын знает, что такое национальная солидарность Это избиратели "Ликуда", которые поддерживают подход министра обороны к закону о воинской повинности, избиратели ШАС, которые работают, служат в армии и осознают необходимость равного распределения бремени, это те избиратели Смотрича, которые не разделяют готовности министра финансов любыми способами отмазать харедим от армии и продолжать финансировать антисионистские ешивы. Не разделяют они и его откровенно отчужденно-враждебного отношения к эвакуированным с Юга и с Севера и к заложникам. И есть еще левые сионисты, которые сегодня заново ищут политический дом. Они тоже — Наивный Сын.
А Сын, Не Умеющий Спрашивать, — это израильтяне, которые в день выборов не приходят голосовать. И евреи диаспоры.
Все мы братья. Всем четырем сыновьям в ночь Седера есть место за столом, включая и Злого Сына. Вот только государство Израиль на собственном горьком опыте усвоило, что позволять ему распоряжаться ни в коем случае нельзя. Потому что он будет хватать грязными руками еду и растаскивать столовое серебро, пачкать, разрушать и бесчинствовать даже тогда, когда настал час упаковать в котомки хлеб, пусть даже тесто еще не поднялось и лепешки выйдут тонкими и плоскими, и отправляться в дорогу. У Злого Сына нет национальной ответственности.
=========================
* Пояснение для незнакомых с обрядом проведения Седер Песах
По еврейскому обряду проведения Седер Песах, полагается, рассказывая об исходе из Египта, ориентироваться на психологию четырех типов детей. Один – Мудрый, другой – Нечестивый, третий – Простак, а четвертый – "такой, что даже спросить не умеет". И надо ответить каждому по порядку, по его вкусу и по мере его понимания.
|
</> |