Зимняя сказка о вреде ненависти
qebedo — 23.04.2022 Есть книги , которые не отпускают. Вот перед тобой груды еще не прочитанных интересных сочинений разнообразных афторов, а ты, аки зомбей, идешь, протягивая руки, берешь с полки давно читанное - и перечитываешь...Вот так было только что с "Владетелем Баллантрэ". (Который, конечно, на самом деле "Мастер Баллантрэ", потому что мАстерами зовут сыновей лордов, а исчо и "...Зимняя сказка", ибо The Master of Ballantrae: A Winter's Tale.) Он у меня, пожалуй, самый любимый роман у Роберта Льюиса Стивенсона - любимее "Черной стрелы", "Острова сокровищ", "Потерпевших кораблекрушение", которые я тоже люблю (а "Сент-Ив" недописанный, поэтому вообще не считается), а также "Похищенного" (от которого я, честно говоря, устал навсегда, насмотревшись аж трех буквоедских экранизаций) и "Катрионы" (единственного, который в детстве не смог дочитать до конца - надо как-нибудь закрыть гештальт).
За что я его полюбил, прочитав в первый раз исчо в школьном детстве, и в нем же не помню уже сколькИ раз перечитав? За готиШность, конечно - "всё слишком мрачно, и все умерли". За Шотландию с якобитами - для меня это об те времена был темный, но таинственный и заманчивый лес. За тоскливую, промозглую и беспросветную манеру повествования от лица старого зануды. Ну и, конечно, за историю - как одно гнилое яблоко в бочке благородного семейства портит и доводит до гниения все остальные... Образ Баллантрэ - это самая настоящая достоевщина, только без грязного выворачивания нательника со вшами, пьяных соплей и "псевдопоповской псевдосральности", это натуральный демон действия и гордыни в человеческом облике, "который мог бы творить бобро, но получает удовольствие от творения козла".
Все остальные - его безвольные марионетки. Отец, так и не изживший из сердца любовь к негодяю, брат, отравленный и побежденный злом и сам превратившийся в то, жертвою чего себя считал, невеста, лишившаяся в итоге любви не только жениха, но и мужа. И, конечно, главная авторская удача после образа Баллантрэ - напыщенный и пафосный рассказчик, педант-ботан, набожный слуга, терзаемый одновременно верностью хозяевам так, как он ее понимает (бесконечно стыдя их и выговаривая за "неприличное поведение") и нежеланием признавать унылую никчемность собственного существования...
А еще это роман о ненависти - о том, как она уничтожает всё, до чего дотрагивается. Ненависть Баллантрэ к брату в итоге убивает не только его и брата, а ранит всех вокруг с разной степенью "поражаемости". О том, что "козло" всегда сильнее "бобра", ибо оно активно нападает, а не пассивно защищается, а когда "бобро" пытается напасть само - превращается в "козло". Такой завуалированный сОтОниСм Стивенсона, сказавшего как-то: "Не каждый человек такой большой трус, как он о себе думает, — и не такой хороший христианин".
В общем, пришлось перечитать - несмотря на то, что и 25 лет спустя я не забыл буквально ни одного сюжетного хода, а многие фразы врезались в память уже, видимо, навсегда. Такова, стало быть, она - магия великой литературы...
|
</> |