Зимняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №1
elika — 15.12.2024 С момента выхода на экраны первого эпизода «Доктора Хауса» прошло больше 20 лет, но сериал продолжает оставаться иконой телевизионной медицины. Его герой, Грегори Хаус, само воплощение сарказма и острого ума, покорил миллионы зрителей по всему миру. Однако путь от идеи до культового статуса был не таким гладким, как может показаться. В сегодняшнем, самом первом выпуске «Зимней лИСтКУССТВенницы», расскажу вам о неожиданных фактах, напряжённых съёмках и некоторых закулисных историях, которые и сделали «Доктора Хауса» уникальным явлением в мире сериалов.Конечно, для русскоязычных зрителей название «Доктор Хаус» кажется вполне очевидным: это просто фамилия главного героя. Однако для англоязычной аудитории в названии скрыт дополнительный смысл. Дело в том, что на медицинском жаргоне слово "house" означает "history of use" — термин, используемый для описания пациента с историей наркотической зависимости. И это явная отсылка к зависимости самого Хауса от викодина. Кроме того, первоначальные (рабочие) названия сериала вообще звучали как "Chasing Zebras" («В погоне за зебрами») и "Circling the Drain" («Критическое состояние»). Врачебная терминология здесь тоже на первом плане: «зебра» — это редкий диагноз, а "circling the drain", как вы уже поняли, описывает пациента в критическом состоянии. Кроме того, эти рабочие названия намекали и на подход главного героя к диагностике: он ведь всегда искал редкие случаи там, где другие врачи видели очевидное.
Аббревиатуру же M.D. в названии сериала можно перевести не только как «доктор медицины» ("Medicinе Doctor"), но и как «психическое расстройство» (англ. "Mental disorder"). Примечательно, что в Италии, к примеру, эту аббревиатуру расшифровали как «терапевтическое отделение» (англ. "medical division" :))
Однако не все верили в успех этого сериала. Хью Лори, исполнитель главной роли, во время кастинга вообще предположил, что в центре сюжета будет доктор Уилсон, мягкий и добродушный друг Хауса. «Я просто не мог представить, что такой неприятный человек, как Хаус, станет главным персонажем», — рассказывал потом Лори. А режиссёр Дэвид Шор вспоминал, как Брайан Сингер, один из исполнительных продюсеров, воскликнул, завидев Лори: «Смотри, смотри, это тот, кто нам нужен: типичный американец!». Сингеру уж не стали сразу рассказывать, что Хью Лори – вообще-то британец :)
Сегодня, конечно же, очень сложно представить кого-то другого в роли Грегори Хауса, но тем не менее (как оно довольно часто и бывает :)) он попал в сериал практически случайно. Когда он отправлял своё пробное видео из отеля в Намибии, где снимался в это время в другом проекте, то даже не догадывался, что пробуется на главную роль. Конкуренцию ему составляли Денис Лири, Дэвид Кросс и даже Патрик Демпси, позже ставший звездой «Анатомии страсти». Лори, кстати, записывал свое видео в ванной комнате отеля, где, по его словам, было самое яркое освещение (вот! Я всегда говорила и буду говорить, что самые удачные актёрские самопробы, за которыми в 99,9% случаев последует утверждение, получаются не при постановочном свете на определённом фоне, а в самых нестандартных местах! :) — прим. Элики) И хотя это выглядело не слишком профессионально, харизма и умение Лори передать образ сделали своё дело.
Одной из ключевых особенностей Грегори Хауса стала его физическая уязвимость: травмированная нога, из-за которой он хромает и вынужден использовать трость. Однако изначально сценаристы обсуждали несколько вариантов, включая инвалидное кресло и крупный шрам. Трость выбрали, чтобы подчеркнуть физическую и эмоциональную боль персонажа, не ограничивая его передвижения. Для Хью Лори, однако, эта хромота стала настоящим испытанием: «Я проводил до 14 часов в день, балансируя на одной ноге, — рассказывал актёр. — К шестому сезону мои колени начали сдавать». Более того, привычка хромать осталась с ним даже после окончания съёмок. Работая над другими проектами, Лори ловил себя на том, что непроизвольно начинает имитировать походку Хауса.
Несмотря на блистательное исполнение роли, для Хью Лори съёмки стали непростой частью жизни. Актёр, который приехал из Великобритании ради проекта, долгое время жил в Лос-Анджелесе вдали от своей семьи. Он описывал эти годы как эмоционально и физически изматывающие: «Иногда я мечтал о том, чтобы попасть в небольшую аварию по пути на студию и получить несколько дней отдыха». Именно напряжённый график стал одной из причин, по которой Лори зарёкся впредь браться за главные роли в телесериалах. Однако успех «Доктора Хауса» стал для него вехой: актёр получил шесть номинаций на «Эмми» и вошёл в Книгу рекордов Гиннесса как самый высокооплачиваемый актёр драматического сериала.
Главный герой сериала во многом основан на образе Шерлока Холмса. Как и легендарный детектив, Хаус — социопат, гений и человек с зависимостью. Он предпочитает задачи людям, а его лучший друг, доктор Уилсон, в каком-то смысле — современный Ватсон. Тут можно вновь вернуться к английскому языку, где имена Уилсон и Ватсон начинаются и заканчиваются на одни и те же буквы ("w" и "n"). И хотя образ Хауса во многом почерпнут из книг Конан Дойла, немалую роль сыграла и личная семейная история Хью Лори. Его отец, Рэн Лори, был врачом и олимпийским чемпионом по академической гребле. По словам актёра, отец всегда ставил пациентов на первое место, не заботясь о финансовой выгоде:
«Он был примером доброты и великодушия. И я часто чувствовал вину за то, что зарабатываю больше, изображая врача, чем он, будучи настоящим врачом».
Кроме того, увлечения Рэна Лори перекликались с образом Хауса. Например, его любовь к музыке: неспроста Лори-младший признавался, что сцены, где он играет на пианино, вызывали у него особенные эмоции. Ну, а возвращаясь к параллелям с Шерлоком Холмсом, нужно ещё отметить, что если в основе характера доктора Хауса лежит Шерлок Холмс, то в основе характера самого Шерлока Холмса лежит характер реального врача Джозефа Белла, хорошего приятеля сэра Артура Конан Дойла. В этой связи всем любителям проводить параллели в сериале оставили несколько «посланий». Например, в пятом сезоне в качестве рождественского подарка Хаус получает «Руководство по операциям хирургии» авторства Джозефа Белла. Кроме того, Хаус живёт в квартире с тем же номером, что и Холмс – 221В. А знаменитая фраза Хауса, ушедшая в народ («Все лгут») на самом деле позаимствована из другого сериала: впервые она прозвучала в комедии положений «Клиника», и произнёс её там тоже врач – доктор Боб Кесло. В телесериале же «Клиника», в свою очередь, несколько раз делали пародию на Хауса, в частности, в эпизоде 604 «Мой дом» (My House).
Одним из самых типичных «киноляпов» всего сериала стало обручальное кольцо холостого доктора Хауса. Дело в том, что Хью Лори постоянно забывал снять или перенадеть его на другую руку. Внимательный зритель не раз замечал, что в начале сцены доктор женат, а к концу – уже нет. Во время съёмок Лори незаметно перенадевал или прятал своё «непростое украшенье». Кстати, таким самоуверенным, как доктор Хаус, Лори мог быть только во время съёмок. На самом деле актёр по своей натуре чрезмерно самокритичен и даже подвержен депрессиям. Съёмочная группа не раз замечала, как Хью корит себя за то, что мог сыграть лучше, и очень переживает, что недостоен ни такой славы, ни таких денег, и «вообще особенно никому не нужен».
А Дженнифер Моррисон (Кэмерон) и Джесси Спенсер (Чейз) не только играли романтическую пару, но и были помолвлены в реальной жизни. Однако их отношения закончились расставанием, что сделало дальнейшие съёмки сложными. Актёры договорились сохранять профессионализм и даже избегали репетировать сцены поцелуев, оставляя их исключительно для камеры. Иронично, что их экранный роман продлился дольше реального…
Одним из самых шокирующих моментов сериала стало самоубийство доктора Катнера, которого играл Кэл Пенн. Актёр покинул проект, чтобы присоединиться к администрации президента Обамы. Для Пенна решение сценаристов оказалось неожиданным: «Я не ожидал такого финала для своего персонажа. Это было эмоционально тяжело». Смерть Катнера так и осталась необъяснённой, что сделало этот эпизод, пожалуй, ещё более болезненным для поклонников сериала.
Телеканал Fox тоже не всегда был в восторге от решений сценаристов. Одним из условий продления сериала, например, стало появление персонажа, который будет «анти-Хаусом». Вот так и появился администратор больницы Эдвард Воглер (Чи МакБрайд). Правда, появлялся он всего несколько эпизодов, так как затем решили, что противостояние Хауса с самим собой куда интереснее, чем борьба с внешним врагом.
Съёмки сериала велись в Лос-Анджелесе (Калифорния), в павильонах студии 20th Century Fox. И всё, что мы видим на экране под названием Принстон-Плейнсборо, – это только большая декорация (на фото слева вы можете увидеть макет декорации больницы Принстон-Плейнсборо). Высокотехнологичная операционная, в которой происходит спасение жизней, на самом деле не функциональна: реальную операцию в ней не сделать, так как никакие приборы попросту не работают. Когда по сюжету требовалось мёртвое тело, под простыню клали муляж. Правда, коматозники, в компании которых Грегори Хаус так любил есть, пить и смотреть телевизор, – не из резины или пластмассы: их играли настоящие актёры из массовки. Кстати, телевизор в кабинете Грега тоже не работает: чтобы появилось изображение, записанный на видео сериал или спортивный матч передавали на монитор.
Разумеется, и лекарства, которые пьют больные, – тоже не настоящие, в том числе и викодин доктора Хауса :) Это или конфеты-леденцы или драже. Не работает и лифт, в котором герои часто выясняют отношения, и в котором Грег в одном из эпизодов даже закрылся, чтобы, вопреки протестам родителей девочки-подростка, вытащить клеща из её промежности. Пейзажи за окнами больницы нарисованы на картоне. Лестницы, по которым герои якобы переходят с этажа на этаж, тоже оканчиваются глухими стенами (разве что падать с них так же неприятно, как и с настоящих :))
Комната, где хранится реквизит, называется на съёмочной площадке GR (то есть «золотая комната» – "golden room"). В ней находится то, что считают «золотым запасом» сериала (отсюда и название комнаты): в данном случае это были иглы, контейнеры с бутафорской кровью, муляжи человеческих органов, которые в сериале периодически извлекали из тел и пересаживали (словом, синтетические почки, печень, кишки и кожа, которую разрезают во время «операций»). В зависимости от того, что происходит в конкретном эпизоде, внутрь кожи, как правило, добавляют желатин, кровь, потроха. Скальпели и иглы, разумеется, все тупые (скальпели зачастую и вовсе изготовливают из резины). Если нужно показать, как из надрезанной части тела течёт кровь, в резиновый скальпель просто заранее набирается жидкость нужного цвета, актёр надавливает во время «разреза», и… вот и вся хитрость – кровь потекла. Но даже такая бутафория со временем начала вызывать у Джесси Спенсера (исполнителя роли Роберта Чейза) отвращение. «Мы занимаемся ужасными вещами, – признавался он. – Но чего не сделаешь ради шоу!»
К слову, только часть человеческих органов в сериале – муляжи. В фильме использовалась трёхмерная компьютерная графика для изображения некоторых из них, равно как и, например, жуков-паразитов, которые понадобились Эмбер в одном из эпизодов четвёртого сезона для постановки диагноза.
Сериал вообще изобилует визуальными эффектами. Например, в начале эпизода показано, как внутри организма человека что-то происходит, а ближе к финалу – как эти процессы объясняет Хаус. Кроме того, на мониторах компьютеров, за которыми сидят врачи, исследуя внутренности пациента, тоже появляется изображение органов. Это компьютерная графика, хотя сами картинки – конечно, не для слабонервных, уж больно реалистично они выглядят. Перемещения по телу, работа органов изнутри, развитие болезни «в разрезе» – это всё выполнено в формате 3D-анимации, трёхмерной графики. Спецэффекты, по словам режиссёра Дэвида Шора, уместны только тогда, когда не являются самоцелью, а дополняют рассказ Хауса:
«У него же не рентгеновское зрение! Но всегда лучше, когда не только доктор рассказывает, что и как произошло, но и зритель при этом видит иллюстрацию его рассказа».
Сами по себе объяснения Грега малопонятны зрителям, не имеющим отношения к медицине, и поэтому тут в полной мере работает принцип хорошего сценариста: «Не скажи, а покажи».
Если пациенту по сюжету нужно неожиданно посинеть, то прекращать съёмку и звать гримёра, который «подсинит» актёра, – значит, потерять время, провалить темпоритм, сбить настроение в кадре, что повлияет на реалистичность происходящего, которая стала одной из визитных карточек «Доктора Хауса». Потому все изменения, происходящие с пациентом в кадре, достигались с помощью визуальных эффектов и компьютерной графики. В этом случае мастера по спецэффектам сначала опутывали актёра трубками, из которых «идёт кровь», а уже потом обрабатывали кадр на компьютере, убирая эти самые трубки. Перед тем как написать очередной эпизод, сценаристы консультировались с мастерами спецэффектов по поводу возможности показать какое-либо действие в кадре. При воссоздании внутренних органов «3D-волшебники» следили за реальностью происходящего, ведь увиденное не должно даже отдалённо напоминать компьютерный рисунок. Это сложно, признавались потом специалисты по спецэффекитам, но «...в "Докторе Хаусе" иначе нельзя».
Два последних эпизода четвертого сезона, в которых Эмбер получает несовместимую с жизнью травму, доставляя пьяного Хауса домой на автобусе, представляют собой невероятное и, казалось бы, невозможное смешение жанров авторского кино, фантастики и экшена. Центральная сцена здесь – крушение автобуса. Перед тем как это снять, использовали специально построенный в павильоне макет, всю сцену предварительно раскадровали на бумаге, в общем, нарисовали своеобразную графическую историю. Только после этого в макет, который должен был переворачиваться, пустили актёров и каскадёров, вдобавок чётко указав каждому место, куда нужно будет упасть. Статисты за кадром забрасывали «пострадавших» осколками бутафорского стекла. Потом же «аварию» дорабатывали с помощью компьютерной графики.
Ну, и, конечно, не все деревья в сериале нарисованы. Натурные съёмки здесь тоже есть, они проходили в студенческих городках Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и университета Южной Калифорнии. А вот пилотная серия снималась в канадском Ванкувере. Автомобили, на которых ездят персонажи, и, разумеется, мотоцикл Грегори Хауса – тоже вполне себе настоящие :)
Финал сериала, в котором Хаус инсценирует свою смерть ради друга Уилсона, вызвал противоречивые отклики у зрителей. Некоторые из них посчитали, что Хаус действительно погиб. Создатели же утверждали, что концовка была ими изначально задумана как открытая. «Мы рассматривали вариант убить Хауса, но решили, что этот финал лучше отражает дух всего сериала», — ответил Дэвид Шор.
«Доктор Хаус» — это не просто история о медицинских загадках. Это глубокий портрет сложного человека, который пытается справиться со своими демонами, оставаясь верным своему призванию. И за кулисами сериала, как вы могли сегодня убедиться, происходило столько же драматических событий, сколько на экране. Наверное, именно эта смесь гениальной игры, остроумных диалогов и неожиданных решений и сделала его уникальным и любимым миллионами.
Ну, а напоследок — немного весёлого бэкстейджа со съёмок этого сериала для всех его поклонников и просто для интересующихся происходящим за кадром:
Это был первый выпуск моей "Зимней лИСтКУССТВенницы".
Подробнее про рубрику "лИСтКУССТвенница" читайте здесь.
|
</> |