Здоровые привычки: шаг к адаптации в школе
prodetey_ru — 14.10.2025
Помните, мы писали про режим дня и как его наладить? Давайте сегодня посмотрим на здоровые привычки первоклашек. Первокласснику уже можно объяснить, что для него хорошо, и как это работает, а доводы поможет подобрать доцент ИПКР МГПУ, кандидат биологических наук Елена Геннадьевна Гравицкая.

Режим дня: сохраняем здоровье и энергию
Как здорово, когда на уроках всё получается! Вот только когда устал, учиться совсем не тянет. А тянет… баловаться, бегать, играть, шуметь. Да-да, первоклашка может «перегулять» точно так же, как малыш-детсадовец.
Ещё хуже, когда надо что-то делать, а хочется спать. Ребёнок раздражается, упрямится, капризничает. И понимает: что-то пошло не так.
Мы, взрослые, знаем, что семи-восьмилетке нужно спать 9–12 часов в сутки. Ребёнок этого не знает, но он может понять, что ради успеха в учёбе нужно выполнить некоторые действия. Например, пораньше лечь спать. Или отдохнуть после школы, если его клонит в сон днём.
Но школьник уверен: он уже не малыш. Поэтому «В девять ты должен спать» — не слишком хорошая тактика с учеником. Выход — плавно подводить ребёнка ко сну, соблюдая ритм дня: активные игры, ужин, тихие игры, гигиенические процедуры, отдых в кроватке, сон.
Родителю важно взять на себя роль не контролёра с секундомером, а модератора. Главное — плавное чередование дел, а не принуждение «по часам». Так вы оставите простор для манёвра и ребёнку, если ему важно завершить какое-то интересное дело, и себе, если видите, что ребёнок переутомился.
Правильная осанка: не только здоровье, но и красота
Первоклассники не привыкли часами сидеть за партами, а перемен не хватает им, чтобы размять затёкшие мышцы. Слабые мышцы спины могут не справиться с нагрузкой (кстати, спорт — не гарантия отсутствия ортопедических проблем).
Осанка — это серьёзно. Искривлённый позвоночник и грудная клетка могут нарушить работу сердца, лёгких и пищеварительной системы.
Заведите привычку проверять дома осанку. Дети любят измерять рост, можно воспользоваться этим. Повесьте ростомер у ровной стены. Когда ребёнок встаёт у стены, оцените, симметричны ли его плечи, каково положение головы, есть ли чрезмерный прогиб в пояснице. Если вам кажется, что что-то не так, это повод записаться к ортопеду: чем раньше выявлена проблема, тем проще её исправить.
Профилактика сутулости — не постоянные напоминания «сядь ровно», а удобная мебель, правильное освещение, умеренно жёсткий матрас и, конечно, ежедневная двигательная активность.
Движение каждый день
Идеально, если ребёнок 2-3 раза в неделю занимается спортом или танцами. Но не у всех есть такая возможность и желание. На выручку придут подвижные игры на улице и прогулки после школы. Не спешите домой, дайте ребёнку выбегаться или хотя бы просто спокойно пройтись.
Идеально, если вы привыкнете делать зарядку — необязательно утром, можно и после школы. Главное — подвигаться, размяться, дать динамическую нагрузку уставшим от статики мышцам.
Кстати, и голове тоже: физическая активность после умственных нагрузок помогает быстро отдохнуть.
Завтрак, обед, ужин и не только
Рациональное питание должно покрывать энергозатраты растущего организма. Ребёнку нужно 4–5 приёмов пищи без частых перекусов, чтобы пищеварительная система имела время на отдых.
Основу рациона составляют белки животного происхождения (мясо, рыба, яйца, птица) и углеводы. Необходимо включать овощи — они улучшают обмен веществ и работу кишечника. Домашняя еда должна быть максимально натуральной, без консервантов и избытка сахара. Хорошая альтернатива сладостям — овощные палочки, запечённые фрукты.
Как убедить ребёнка есть полезное? Можно привлечь его к приготовлению пищи или хотя бы к выбору рецептов.
Не стоит забывать и о гигиене питания: мытьё рук, спокойная атмосфера за столом, привычка есть осознанно формируют правильное пищевое поведение.
Чтение или экран?
Совместное чтение остаётся важной привычкой и в младшей школе. Оно помогает развивать воображение, речь и укрепляет эмоциональную связь в семье.
А вот использование гаджетов требует контроля. Врачи и психологи рекомендуют ограничить экранное время:
- 1–2 классы — до 30 минут в школе и 80 минут дома;
- 3–4 классы — до 45 минут в школе и 90 минут дома.
В экранное время входит и то, которое нужно для выполнения домашнего задания. И это хорошо мотивирует детей не засиживаться, не тянуть время за уроками или другими заданиями. Сделал быстро — можешь смотреть мультики. Сидишь час — что ж, придётся заменить мультики другими развлечениями.
Немного о гигиене
К началу школьного возраста ребёнок уже умеет выполнять большинство гигиенических процедур, но родительский контроль остаётся необходимым.
Чем дальше, тем больше действий гигиенического характера нужно доверять ребёнку. Есть разница между тем, что ребёнок сделал сам, по собственной инициативе, и тем, что он сделал по команде взрослого. Это формирует разные по своей сути привычки. Однако вы должны быть уверены, что ребёнок почистил зубы, умылся, принял душ. Постарайтесь контролировать его действия ненавязчиво и вмешиваться только когда это необходимо.
Посоветуйтесь со стоматологом: возможно, ребёнку всё ещё нужно дочищать зубы или использовать пока что сложные для него приспособления. Здесь в приоритете, конечно, здоровье. Самостоятельность ребёнка в такой ситуации может выражаться в том, что он сам пошёл в ванную и начал чистить зубы.
Младший школьник быстро усваивает новое, и именно взрослые задают направление этого процесса. Поддержка, внимание и мягкое сопровождение формируют устойчивые привычки, которые сохранят здоровье на долгие годы.
|
|
</> |
Психология ставок: почему азарт притягивает и как сохранять трезвый подход
Рубрика "Г***о мамонта".
Три - эльфийским владыкам в подзвездный предел
Голова садовая и дырявая. Почему так говорят?
Я уже кончил, а кончили ли вы!?
Обнаружен сын пропавшего в тайге Усольцева
На конец наступила зима
Без названия
Александр Левковский: Хорошо, что наш Гагарин — не еврей и не татарин

