рейтинг блогов

Здание "Челябэнерго"

топ 100 блогов vedmed196902.01.2011 Я думаю, вполне благоприятно начинать новый год записью об этом вполне достойном здании. А между тем, оно всё время остаётся в тени почему-то, хотя находится в самом что ни на есть центре. Может, соседи затмевают? :)

Это здание "Челябэнерго".

Здание


Лучше всех о нем сказал Михаил Фонотов, у меня так не выйдет. Поэтому позволю себе процитировать мэтра челябинской журналистики:


На этот раз перед нами – здание “Челябэнерго”, знакомое, надеюсь, всем челябинцам. Оно заявляет о себе своими колоннами. С колонн и начнем.

Колонны, как известно, пришли к нам из Древней Греции. В “классике” возродились четыре вида колонн (ордеров) – тосканский, ионический, дорический и коринфский. Зодчие Эллады видели в колонне образ человека, мужчины. В совершенстве колонны – пропорции человеческого тела.

Самое тонкое в колонне – энтазис. Энтазис – это утонение колонны. Чаще всего на треть высоты она прямая, а выше сужается, но не по прямой, а по кривой. Иногда утонение так мало, что только угадывается. В том-то, может быть, и прелесть энтазиса. Впрочем, тут все зависит от исполнения, от того, как выдержана линия. Если и есть с чем сравнить этот изгиб, так разве что с плавностью скрипичного звука. Сама колонна может быть и массивной, тяжелой, но ее линия – тонкой и нежной.

Еще одно предварительное напоминание. Колонны бывают (в срезе) круглые и квадратные. Гладкие и с каннелюрами (продольными желобками). Рустованные колонны имеют ложные швы, они как бы сложены из камней. Каменные колонны тоже не исключаются. Если круглую колонну “вдавить” в стену, получится полуколонна. А если вдавить в стену квадратную колонну, получится пилястра.

Американскому журналисту Майку Эдвардсу Челябинск не понравился тем, что в нем “преобладают здания напыщенной сталинской архитектуры”. Что увидел, то и увидел. (Между прочим, Сталин, как и всякий уважающий себя диктатор, строил хорошо, с прицелом на величие. После него – да, архитектура сникла.) Говоря о напыщенности, Эдвардс, я думаю, имел в виду и наши колоннады.

В свое время, как раз в сталинские годы, в Челябинске было построено немало зданий с колоннами. Колонны украшают, пожалуй, все Дворцы культуры, иные из театров и кинотеатров, административные здания, больницы. Не скажу, что в наличии все ордера, но известное разнообразие набралось. Всякие колонны можно увидеть в Челябинске – круглые (бывший Народный дом, наверное, первые колонны в городе), квадратные (пединститут, Дворец культуры железнодорожников и ряд других, на фасаде здания управления железной дороги круглые и квадратные колонны соседствуют), парные и даже тройные – угловые (корпус часового завода на улице Коммуны).

Самые, скажем так, породистые – колонны театра оперы и балета. Они мощные, с явным энтазисом. Изгиб их строен, но крут, едва ли не бутылочно.

Беда колонн (даже и Большого театра в Москве) – неряшливость. Пятна, полосы, потеки, потертости на них – обычное дело. Грязная колонна не может быть прекрасной при всем совершенстве ее пропорций,

Восемь колонн театра оперы и балета и фронтон над ними – портик, самый “напыщенный” в Челябинске. Нечто подобное, но скромнее – портик кинотеатра “Родина”. Еще скромнее портик ротонды одного из корпусов городской больницы, выходящего на улицу Воровского. Найдутся и другие примеры эллинского подражания.

Много лет в Челябинске колонн не ставили. И казалось, что никогда уже но поднимутся они в городе. Но нет, архитектор Евгений Викторович Александров, который до Хрущева, кажется, не успел приобщиться к колоннам, при реставрации здания филармонии “отвел душу”, спроектировал длинную колоннаду и портик. Наверное, не надо и впредь открещиваться от колонн, если к месту и ко времени.

Вообще-то, если очень упростить, то портик – это крылечко. Навес над входом. Только и всего. Пользы – от дождя укрыться. (Потому он сразу попал в разряд излишеств.) Тех неведомых архитекторов и тысячи их последователей многих веков можно было бы обвинить в расточительности, если бы не мощное эстетическое воздействие колонн. Оно так велико, что, пожалуй, до сих пор ему не найдено замены.

В чем магия колонн? Не знаю. Слов нет. Попробуйте мысленно “снять” портик театра оперы и балета – потеря невосполнимая. Может быть, архитектор нарочно обеднил стену, скрытую от глаз колоннами? Непохоже на то. Тут все есть – и пилястры, будто тени, падающие на стену от колонн, и огромные арочные окна с сандриками, пилястрочками и капительками, и три портала, и рустовка, но все равно без колонн стена выглядела бы плоско и бедно.

Еще издали колонны притягивают-манят. Чем ближе мы к ним, тем сильнее их магнит. Когда мы поднимаемся по ступеням широкой лестницы (хочется поднять голову кверху), уже ничего не способно поворотить нас назад. И, наконец, мы под колоннами, “в плену”, осталось открыть дверь...

Может быть, самое главное в колоннах то, что они напоминают нам о высоте, о своде, о небе.

Однако пора вернуться к зданию “Челябэнерго”. Авторы проекта – архитекторы Ф.Л. Серебровский и К.Д. Евтеев. Это “мужское” здание. И колонны его – “мужские”. Я так и не определил, с энтазисом они или без. Как будто они прямые, без утонения. Но под капителью будто бы угадывается изгиб.

Если портик театра оперы и балета выдвинут перед коробкой здания, то пять колонн здания “Челябэнерго” не выходят за линию фасада, из-под общего карниза. Далее колонны продолжаются девятью пилястрами. Колонны расположены не посредине, а с краю – этим углом, “крылечком”, здание “смотрит” на площадь Революции, давая знать о своем субординационном признании архитектурного лидера.

Здание зримо связано с двумя другими: оно держит равнение на здание управления железной дороги и “помнит родство” со зданием городской администрации, хотя и отдаленным от него площадью.



По-моему, хорошо. Полностью очерк уважаемого Михаила Саввича доступен по ссылке, прочтите, если кто еще не читал - он того стоит. Единственно, что добавлю, что, согласно энциклопедии "Челябинск", проект здания выполнен в 1950, построено оно в 1954 (по другим источикам, в 1955 году).

Ну а я выложу еще немного фотографий, снятых в конце прошлого года.

Вид со ступеней драмтеатра - увы, даже столь могучая организация изуродовала фасад здания наружными блоками кондиционеров. Это печально.

Здание


Новые времена - новые вывески

Здание


Как говорила Марина - "водвор" :)

Здание


За аркой - улица Тимирязева

Здание


Здание


Это я хотел не кондиционер заснять, а железяку слева.

Здание


Двор

Здание


Там же имеется надстроенное трехэтажное ныне здание, куда ведет теплый переход. Но сейчас там банк, и я не уверен, что он не всё здание занимает.

Внутри здания "Челябэнерго" всё красиво и достойно - паркет, массивные деревянные двери, очень всё здорово и в этаком имперском стиле.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Для ответа на вопрос, как связаны эти понятия, ученые из Техаса изучили поведение и мозговую активность прериевой полевки – одного из немногих млекопитающих, известных своей способностью к формированию долгосрочных моногамных отношений. ( Read more ... ...
. Интересно, что россияне реально считают себя наследниками Российской империи. Не наследниками СССР, который эту империю разрушил, предал союзников, отказался от обязательств и долгов, а Российской Империи. Забавно, правда? И рассказывают о победах Ушакова, Нахимова, Суворова... Опять, ...
Вы должны любить то, что едите, или любить человека, которому готовите. Приготовление еды - это акт любви" Ален Шапель Москва потрясающе романтический город, кто бы вам что не говорил. Не верьте ему. В Москве огромное количество кафе и ресторанов, на любой вкус и кошелек. Мои ...
На прошлой неделе состоялся пробный вебинар "Псевдо HDR. Выравнивание яркостей ...
Мандельштам и его время / Ред.-сост.: Л. Брусиловская, Л. Кацис, Ю. Орлицкий. М.: Издательство РГГУ, 2024. 476 с. Аннотация: В коллективном научном исследовании, посвященном памяти мандельштамоведа Леонида Кациса (1958-2022), приняли участие литературоведы и лингвисты из разных городов ...