Дорогие мои, произошло важное событие, оставшееся (и не случайно)
вне внимания медиа. Поэтому я прошу неравнодушных делиться этой
информацией, как кому на душу ляжет — моим ли текстом, где я ниже
процитирую всё целиком, ссылкой ли на источник. Причем — делиться
без оглядки на свою христианскую юрисдикцию или конфессию,
собственно, это стоит информационно поддержать даже и неверующим
честным людям.
Я давно этого ждала и давно на это надеялась. Противодействие, надо
полагать, будет бесноватое, но — нарывы надлежит вскрывать.
Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви ныне возвышает
свой голос по горькой необходимости. При обострении кризиса и
международного напряжения, Российское государство и общество
подталкиваются на крайне опасный путь. Мы наблюдаем в некоторых
кругах, вместо стремления к христианскому покаянию и духовному
очищению, возврат ко властвовавшей в прошлом веке лживой и
богопротивной идеологии. Опасаемся, что если это продолжится,
Россия — вместо того, чтобы быть ярким светочем православной
правды, к чему призвана долгой историей христианского благочестия —
станет среди народов мрачным пятном.
В 1981 году Русская Зарубежная Церковь прославила всецелый
сонм святых Новомучеников и Исповедников Российских. Позже этому
последовал Московский патриархат, прошедший в ХХ-м веке непростой
путь. Однако в последнее время внутри России виден сдвиг в
официальном подходе к истории. «Концепция государственной политики
по увековечению памяти жертв политических репрессий», касающаяся
осужденных во время коммунистической власти, была пересмотрена в
2024 году.1 По отношению к предыдущей
версии (2015 г.2) налицо существенные
изменения, которые не могут не тревожить православных верующих, ибо
в них — явная тенденция обелить преступления богоборческой власти
ХХ-го века. На последнем очередном заседании
«Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси
по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви
Русской»3 в докладе одного
государственного советника шла речь о новой версии «Концепции».
Тогда представитель РПЦЗ поднял вопрос, как о порождаемых здесь
серьезных проблемах, так и о сопутствующей тому динамике. Мы
считаем, что теперь к этому следует присоединить наш соборный
голос.
Вместо трезвого осмысления сути преступного режима, стоившего
России в течение десятилетий бесчисленных жертв, вместо углубления
памяти народа о трагедии, произошедшей с ним (чем активно
занимается «Церковно-общественный совет»), новая
«Концепция» отбрасывает назад, сворачивая эту духовно-значимую
тему. Предыдущая Концепция открывала покаянный путь по многим
вопросам. Новая же его закрывает. Это связано с замалчиванием и
искажением истории.
В практическом отношении это мышление нигде не проявляется
столь наглядно, как в ужасающем установлении памятников преступным
фигурам Сталина4 и
Дзержинского5, недавно воздвигнутых в
Москве — как будто в общественном почитании — памятников лиц, чьи
бесчеловечные и антихристианские злодеяния можно причислить к
тяжчайшим в двадцатом веке. В том же духе прозвучали недавние
заявления о том, что идолопоклоннический мавзолей на Красной
площади не только не будет снесен, но напротив — подлежит
реставрации.6 И тот же подход приводит к отмене реабилитации тех
лиц, кто были при коммунистах несправедливо осуждены. На имеющихся
примерах виден ход дела: справедливые реабилитации 1990-х годов
простым подтверждением приговоров сталинского времени, объявляются
неоправданными, без введения каких-либо новых данных, без
критического разбора.7 По некоторым
сведениям таких случаев уже тысячи.8
Подход этот не выдерживает правовой критики. Оклеветанные советским
режимом люди, правомочно оправданные, заново потопляются в омуте
лжи тоталитарного периода — среди них священнослужители, всечестная
память которых неправедно предается
бесчестию.9 К тому же де-реабилитации
стремительно засекречиваются — еще один тревожный сигнал, эхо
богоборческих времен. По слову Господа Иисуса Христа: «Люди более
возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо
всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не
обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде
идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге
соделаны» (Иоан 3:19-21).
Нам хорошо известны пути церковного народа выброшенного
революцией, а потом и войной за границу. Это наши предки. Знаем
сложность и трагичность тех времен, того века. Десятилетиями мы
испытывали клевету безбожного режима на себе. Но не себя ради
возрадовались, когда наконец стала доступной правда — пусть порой
горькая, а потому, что знали и знаем: дух лживости убивает, и
наконец он преодолен. Мы не хотим, чтобы Россия ему покорялась
вновь.
Новый пример деятельности этого духа мы увидели, когда в
средствах массовой информации некий известный — многими в России
уважаемый — профессор заявил, что именно Царь Николай Второй на
деле развалил и загубил Россию, довел ее до
войны.10 Пусть таково его личное
мнение, вполне согласное большевицкой пропаганде раннего ХХ-го
века. Но как зловеще для тех, кто знает, как происходило
Екатеринбургское убийство, звучат его слова: «Я бы его сам
расстрелял»! А ведь все чаще духовное обновление и истины,
приобретенные прославлением Церковью Новомучеников и Исповедников,
отвергаются и заменяются ложью прошлого столетия. Мы сожалеем, что
Московский Патриархат, несмотря на выводы Комисси о подлинности
мощей Царской семьи и слуг ее, всё еще не смог определиться в этом
вопросе.
Поэтому мы возвышаем голос, чтобы откликнуться на суровый
вызов православным народам, и готовы предложить нашу помощь и
молитвенную поддержку в противостоянии этим тенденциям, где бы они
ни проявляли себя. Призываем всех осознать подлинную свою историю,
как вне, так и в самой России. Христианам подобает жить с открытыми
глазами, не застилать зрение подменами; христиане должны следовать
путями свободы и света, однозначно отвергая тьму прошлого, а никак
не участвовать в ее возрождениии прославлении. Более ста лет
Зарубежная Церковь считала долгом своим пребывать среди этого мира
свободной от связи с каким бы то ни было государством, какой-либо
партией или мирской идеологией, бесстрашно провозглашая простую и
чистую Истину Святого Православия. Этот посыл очевидно столь же
необходим в 2020-е годы, как в былые 1920-е, и поэтому мы призываем
ныне всех наших православных собратьев во всех странах
противостоять подобным потугам обращения вспять, исправлять ошибки,
порожденные тем духом в прошлом, и неизменно держаться Евангелия, в
котором спасение мира.
НЬЮ-ЙОРК: 5 июня 2025 г.
1 Изменения к „Концепции“, принятые правительством РФ в 2024
году обретаются на информационно-правовом портале: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/409134394/
2 Версия „Концепции“ 2015 года обретается по ссылке: http://www.president-sovet.ru/docs/normative_initiatives/
kontseptsiya_gosudarstvennoy_politiki_po_uvekovecheniyu_pamyati_zhertv_politicheskikh_repressiy/
3 См.: http://www.patriarchia.ru/db/text/2674769.html.
Имеется ввиду заседание от 6 ноября 2024 г.
4 О памятнике Сталину, недавно (в 2025 году) установленном в
Московском метрополитене, см.: http://www.nytimes.com/2025/05/28/world/europe/stalin-image-moscow-subway.html?smid=url-share
5 О восстановлении памятника Дзержинскому (архитектору Красного
террора), ранее установленного перед Лубянской тюрьмой, снесенного
в 1991 году и вновь установленного перед зданием Службы внешней
разведки в 2023 году, см.: http://www.theguardian.com/world/2023/sep/11/monument-to-founder-of-soviet-secret-police-
unveiled-in-moscow
6 О планах по реставрации мавзолея см.: http://novayagazeta.ru/articles/2025/05/29/minkultury-zakazalo-
restavratsiiu-mavzoleia-lenina-chtoby-prisposobit-ego-k-sovremennomu-ispolzovaniiu-news
7 Об этом появились публикации в ноябре 2024 г.: http://re-russia.net/en/review/789/
8 Исследование BBC в 2024 году подтвердило 250 подобных
“де-реабилитаций” одним военным судом. В той же публикации со
ссылкой на российские официальные документы речь о минимум 4000-х
таких случаев, что подтверждается и иными официальными источниками;
см.: http://www.kommersant.ru/doc/7166201?tg
9 Пример: митрополит Иосиф (Чернов), который служил в Русской
Православной Церкви 57 лет, провел почти 20 лет в советских лагерях
и был реабилитирован в 1992 году. Он многими почитается святым, и
открыто дело его церковного прославления; его „де-реабилитация“ в
2024 году остановила дело.
10 Проф. Юрий Вяземский, интервью которого в интернете доступно
по ссылке: http://rutube.ru/video/
3759b81272ed1df34b5427d0ec6bdbf5/
Найдено здесь: http://dzen.ru/a/aEMgX8PlMV4b_yzH

или