Завтра "Всемирный день без автомобиля"

Чтобы на улицах города стало меньше пробок и аварий, а в атмосфере меньше вредных выбросов, завтра на один день все действующие талоны техосмотра автомобилей в Самаре становятся проездными билетами на муниципальном общественном транспорте! Итак, схема проста: оставили 22 сентября машину в гараже, взяли талон техосмотра и предъявив его кондуктору едем бесплатно. И так весь день, сколько угодно пересадок, не забываем пользоваться метро.
Самара впервые деятельно участвует в этой международной акции.
А под катом большая статья для любопытных о том как и почему этот день появился, что делается в Самаре для того, чтобы идея отказаться от личного автомобиля в пользу существующих альтернатив, посещала автовладельцев все чащей и не только по праздникам.
То, что автомобиль из роскоши стал средством передвижения многих горожан принесло не только радость поездки для новых автовладельцев, но и массу проблем. Даже самые скоростные автомобили стоят в пробках, при том что уровень автомобилизации в Самаре составляет всего лишь 230 автомобилей на 1000 жителей, и отстает от столицы (320) и уж тем более благополучной Европы (до 650). Однако в Европе пробок существенно меньше чем у нас. В чем же причина?
Причина в том, что города – это зоны исторически предназначенные и развивающиеся по законам требующим приоритета простого жителя города – пешехода. Даже теоретически число автомобилистов, использующих машину для поездок по городу. не может превысить 20% от числа горожан – это предельное значение для города европейской планировочной сетки. То есть абсолютное большинство горожан использует иные виды транспорта, в том числе общественный транспорт, велосипед и пешие прогулки.
По статистике для размещения одного автомобиля надо порядка 20 квадратных метров площади (с учетом подъездов), а вот место офисного работника составляет всего 8 метров. Образно мы могли бы представить это так – чтобы перевезти всех работников офисного центра, нам пришлось бы построить рядом с ним минимум в два с половиной раза большую автостоянку. А если мы учтем еще и посетителей, то, очевидно, проблема становится просто не разрешимой в понятиях эффективной экономики.
Автомобилисты часто говорят, что тратят больше денег на свои поездки, а потому оплачивают свою привилегию – перемещаться в личном пространстве. Но как отмечено специалистами, собранными Правительством России для подготовки ключевого плана развития экономики страны – Стратегии – 2020, на самом деле все средства, вносимые автомобилистом в бюджет (транспортный налог, отчисления от бензина, ОСАГО и т.д.) покрывают всего лишь 40% затрат которые государство вкладывает в сферу автомобильных дорог и инфраструктуры. На общественный транспорт – транспорт большинства – тратится куда меньше…
Вот и получается что у нас «битый» не «битого» везет. Тупик развития массового автомобилепользования в городах, то есть использования автомобиля для поездок на работу внутри города (не путать с автомобилизацией – числом купленных автомобилей на 1000 жителей!) стал очевиден и правительству и общественности. В Европе это поняли гораздо раньше чем в России. Поэтому там уже никого не удивить выделенными полосами общественного транспорта, велодорожками окутывающими весь город или даже платным въездом в отдельные сектора города.
В России эти процессы только начинаются, и Самара старается не только не отставать, но и быть первой во многих решениях, применяемых при организации транспорта. В Стратегии развития транспортного комплекса г.о. Самара на 2011-2020 годы большая часть разделов посвящена именно развитию общественного транспорта. Есть даже отдельные главы – по выделенным полосам для общественного транспорта, и по использованию велосипеда. Согласно оценок специалистов в Самаре, даже с учетом климата, велосипед мог бы взять на себя до 6% городского пассажиропотока. На общественный транспорт, при условии что он будет двигаться по выделенным полосам без пробок, готовы пересесть до 30% автомобилистов.
Эти меры способны разгрузить дороги, избавив город от пробок для тех, кому и правда по тем или иным причинам потребовалось поехать именно на автомобиле.
В Самаре в этом году появилась первая выделенная полоса для общественного транспорта – на участке проспекта Кирова, от Заводского шоссе до улицы Физкультурная. На ней пока отрабатываются принципы работы, в том числе взаимодействия с ГИБДД по борьбе с нарушениями автомобилистов. На второй очереди набережной готовится к открытию первая в городе велосипедная дорожка и первые муниципальные велосипедные парковки. И по этим направлениям на будущий год есть еще большие планы. Поэтому не удивительно, что Администрация города присоединилась к проводимому во всем мире 22 сентября международному «Дню без автомобиля».
Традиция проводить День без автомобилей (World Day Without Car) родилась в 1998 году во Франции. Тогда этот день отметили всего около двух десятков городов. Зато уже к 2001 году к движению официально присоединились более тысячи городов в 35 странах мира. В 2000 году подобные Дни стали проводиться по всему миру. В России первым городом, присоединившимся к акции стала в 2008 году Москва. Столичные власти в день без автомобилей снижают расценки на общественный транспорт, выпуская специальные билеты, однако автовладельцы в своём большинстве традиционно игнорируют акцию.
В этом году в Самаре Администрация запланировала меры по привлечению автомобилистов в салоны общественного транспорта. Как написал в своем twitter Глава города Д.И.Азаров: «22 сентября Всемирный День без автомобиля. Чиновники мэрии, думаю, в этот день пересядут на общественный транспорт (велосипед или пойдут пешком)». Администрация города обратилась к перевозчикам с предложением провести 22 сентября акцию – сделать на один день действующие талоны техосмотра автомобиля проездными билетами. То есть человек оставивший автомобиль в гараже в этот день (а без техталона ездить нельзя), получит право бесплатного проезда в общественном транспорте. Такая практика развита в целом ряде стран и городов мира. Муниципальные перевозчики МП «Пассажиравтотранс» и МП «Трамвайно-троллейбусное управление» инициативу Администрации города уже поддержали.
Работа Администрации города и в дальнейшем будет направлена на развитие удобных альтернатив личному автомобилю в пределах города. В ближайших планах – поставка в город большой партии новых автобусов и установка информационных табло о времени прибытия автобусов в тестовом режиме на одной из остановок города.
P.S.: Да, теперь для всей информации о транспорте Самары есть своя единая точка доступа - сайт МП "Пассажиртранссервсис" с очень простым адресом http://tosamara.ru
|
</> |