Завод Чепурина в Благовещенске.
blog_10101 — 29.12.2021Хвастался я находкой (хоть и не моей) журнала Автомобиль здесь. А искал я её, чая найти первоисточник заглавной фотографии. Нашёл:
Стало проще, когда понял, что рисунки и страницы в подшивке имеют сквозную нумерацию)).
Тему подсмотрел в твиттере. Немного поискал историю завода. Её и местные не все знают. Информации мало. Известно:
МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД ТОВАРИЩЕСТВА «И.П. ЧЕПУРИН И А.И. АФАНАСЬЕВ», Благовещенск, памятник архитектуры. Основан в 1893 как Васильевский литейный завод Говорущенко, Успенского и Гакса. Кирпичное разноэтажное промышленное здание, облик которого формируют высокие пояса карнизов. Фасад визуально симметричен. Длинные узкие (на 2 этажа) окна чередуются с малоразмерными. Оконные проемы обрамлены. Центральная часть здания акцентирована фронтоном с чердачными окнами. С 1895 — в аренде у И.П. Чепурина, с 1902 — в собственности товарищества «И.П. Чепурин и А.И. Афанасьев», позже — товарищества «А. Афанасьев и А. Боровик». В начале 1920-х гг. — второй сельскохозяйственный завод, завод «Амурский металлист». Лит.: Архитектурное наследие Благовещенска. Благовещенск, 2006. А.Г. Туманик
Злые язки злословят, мол «автомобиль-то был всего один». Да, до революции это было не столько бизнесом, сколько одним из увлечений Чепуриных. После революции их судьбы сложились по разному
Чепурины
Чепурин Евгений Иванович, (ум. в авг. 1913), в начале XX в. известный в Благовещенске спортсмен-мотоциклист.
На Амурской с.-х. выставке награждён бронзовой медалью АСХО за жеребца Гуляк (1912). Военный авиатор Гатчинской авиационной школы, в августе 1913 погиб при испытательном полете.
Чепурин Иван Петрович, (1858–18.09.1922, Благовещенск), организатор производства и владелец механических и чугунолитейных заводов (1895–1922).
Мещанин, начинал деятельность пиротехником на демидовских заводах, отбывал ссылку в Балаганском у. Иркутской губ., служил на Николаевском заводе Нижнеудинского окр. Иркутской губ. (завод Бутина). В середине 1890-х с семьёй и свояком Ф. Литковым (литейщиком) обосновался в Благовещенске. В 1895 арендовал Васильевский литейный завод Говорущенко; с 1899 — его владелец, благовещ. купец 2-й гильдии. На Амурско-Приморской выставке награждён серебряной медалью Об-ва для содействия русской промышленности и торговле за чугунное и медно-литейное производство (1899). 15.06.1902 основано «Т-во механического завода И.П. Чепурина и А.И. Афанасьева» на базе чугунолитейного завода (ул. Казачья; 70 раб., дневной заработок 1–1,5 руб.), открыт оптовый магазин по продаже его продукции. Управляющий «Албазинского золотопромышленного т-ва» (1905–1909). Подал 16.05.1906 в гор. думу прошение т-ва механического завода «И.П. Чепурин и А.И. Афанасьев» о продаже земли с постройками по ул. Казачьей, именуемое Соколовской мельницей, за 33 тыс. рублей с рассрочкой уплаты на 3 года. Дума разрешила выкуп за 40 тыс. с рассрочкой на 3 г. из 7% годовых. Член Благовещ. биржевого об-ва (1909–1914). Распорядитель дел «Амурской углепромышленной компании» в 1912–1915, добывавшей уголь на Покровском каменноугольном руднике, расположенном на р. Деп, левом притоке Зеи. Добыто: 22900 пуд. (1912), 99 680 пуд. (1913). К 1914 арендовал завод С.С. Шадрина на паях с А.И. Афанасьевым, стал директором-распорядителем завода, сын Константин — гл. инженером; бывш. заводом Чепурина стал управлять А.И. Афанасьев. В 1916 выкупил бывший Шадринский завод у Сибирского торгового банка за 220 тыс. рублей наличными. Гласный гор. думы (1910–1914), домовлад.: ул. Зейская , 59 (до 1913); ул. Казачья, 57/1, между Иркутской и Вознесенской ул. Член присутствия по фабрично-заводским делам от фабрикантов и заводчиков Амурской обл., комиссии по заведыванию гор. электрической станцией, Об-ва туристов. К открытию в Благовещенске речного училища передал в дар модель инжектора Кертинга стоимостью 100 рублей. После захвата власти Советами в марте 1918 оставался с семьёй в Благовещенске. В 1920 управление заводом перешло к сыновьям — Константину и Николаю (в 1923 завод считался не работающим и назывался «1-й металлист»). Похоронен на Вознесенском кладбище. Жена — Васса (Параскева?) Филипповна (р. 1868), в 1929 была выслана в Зею. Дети: Чепурин Константин Иванович, (1883 – после 1944), гл. инженер и управляющий бывшим заводом С.С. Шадрина (1914) (1914–1923).
Благовещ. купеческий сын, наследник дела И.П. Чепурина, учился в Благовещенской мужской гимназии (1899-1901). Получил техническое образование в Германии. Сконструировал и построил первый на Дальнем Востоке автомобиль. В 1920 вместе с братом Николаем управлял заводом. В 1924 эмигрировал в Китай. Проживал в Сахаляне, где совместно с братом наладили авторемонт, установили автобусное сообщение между Сахаляном и Харбином, затем жили в Цицикаре, где занимались ремонтом автомобилей и имели свою автомастерскую. Жена — Мария Александровна (р. 1894, Тверь). Окончила жен. гимназию. До 1917 жила в Благовещенске, домохозяйка; в марте 1918 выезжала в Сахалян на автомобиле, в 1919 — в Кобэ (Япония), в 1920 — в Сахалян. Завод и дома семьи были реквизированы в 1918, оставалась мастерская в Сахаляне. Выехала из СССР под угрозой ареста, в 1924 в Сахаляне принимала советское подданство, но в 1932 от него отказалась, просила выдать эмигрантский паспорт. В материальном пособии не нуждалась, жила в гостинице «Ориант». Дети: Евгений (1916–19.01.1918), Наталия (р. 01.02.1921, Благовещенск). В Благовещенске осталась мать мужа, в Харбине жили две его сестры (на авг. 1932). Прим.: числились в БРЭМ – Константин Иванович, дело 1935-1943, 8 л.; Мария Александровна, дело 1935-1944; Наталия Константиновна.
Чепурин Николай Иванович, (1893, Николаевский завод Иркутской губ. – после 1944), наследник дела И.П. Чепурина (1914–1923).
Благовещ. купеческий сын, окончил шесть классов благовещ. муж. гимназии. Служащий на заводе Чепурина, призван в армию (1914). Окончил ускоренный курс Иркутского военного училища, с 1915 на германском фронте. Начальник пулеметной команды, начальник связи и адъютант 71-го Белевского полка. Начальник автошколы в Гатчине, штабс-капитан. За бои под Двинском награждён орденами Св. Анны и Св. Станислава. В авг.–сент. 1917 участвовал в походе генерала П.Н. Краснова на Петроград, служил в автомастерских. В 1918, на пути в Благовещенск, под Пермью задержан и мобилизован в РККА. Механик авиаотряда под Смоленском и Харьковом, в 1919 выехал в Читу. В 1920 служил в автомобильном отряде НРА ДВР, уволен по болезни, вернулся в Благовещенск. Вместе с Константином продолжил дело отца, в 1922 арестовывался. В 1923 завод национализирован. Часть оборудования была переправлена на китайскую сторону. В 1924, после полуторамесячного ареста, эмигрировал в Маньчжурию. К 1926 перебрался в Цицикар, где открыл автомастерскую. В 1933 вступил в РФП. С 1935 — секретарь Цицикарского отделения БРЭМ. Жена — Мария Викторовна (1900, Нерчинск – после 1949), ур. Бутина, окончила гимназию; имели двух детей. Прим.: числились в БРЭМ – Николай Иванович, дело 1935-1949, 5 л.; 1933-1944, 87 л.; Мария Викторовна, дело 1949, 5 л.
Завод Амурский металлист сегодня.