Заседание КНС Фонда «Сколково». Заметки на полях
elkziz — 31.05.2011 Совсем недавно, 26 мая, я имела возможность увидеть работу Консультативного научного Совета Фонда «Сколково» и познакомиться с теми, кто принимает важные решения по развитию проекта.Проект «Сколково», так часто обсуждаемый в обществе и обсуждение которого напоминает драку, в которой ни повода «за что деремся», ни зачинщиков уже не помнят и с трудом понимают кто здесь «свои», а кто «чужие», привлек мое внимания чуть ли ни со дня первых публикаций о нем в прессе. Поэтому предложение понаблюдать за ходом работы Совета изнутри было воспринято мной как шанс разобраться в том, а что же именно там происходит? Я ни разу не пожалела что воспользовалась приглашением и хотя недостаток нужной для аналитики информации не был полностью компенсирован, но (!) после всего увиденного и услышанного, мое отношение к «Сколково», претерпело существенные подвижки в положительную сторону. Так что же вызвало такие перемены в моем, изначально довольно критичном, взгляде на проект? Люди.
За свою жизнь, я видела немало неординарных, талантливых и умных людей – людей, увиденных мной на Совете, можно без сомнений отнести к этой категории. Я увидела профессионалов, профессионалов имеющих весьма четкое представление о том, что именно они делают и зачем, а главное то, что абсолютно у всех присутствующих было желание сделать нужное и полезное дело на благо развития науки и передовых технологий, и делать это дело как можно лучше. Не было там желания чего-либо «пилить», проходного двора для всякого рода «попильных» или просто глупых, ненужных никому проектов, наоборот – я увидела жесткую фильтрацию и принципиальность в отборе того, чем будет наполнено «Сколково».
Некоторые из моих опасений все же подтвердились, а именно: мое опасение что общество не совсем правильно понимает какие именно проекты нужны «Сколково». И происходит это по одной единственной причине - у «Сколково» нет полного, с перечислением всех сроков, детализированного до малейших нюансов плана. Сейчас это компенсируется лишь пониманием общества что дело это новое, что все только в самом начале формирования, но пройдет буквально пол года и если вопрос с «ген. планом» как то не разрешиться, то трудно себе представить тех, кто согласится «идти туда - не знаю куда, принести то - не зная что»…
Не буду вдаваться в детали того, что именно обсуждалось и какие решения были приняты, скажу лишь, что в ходе дискуссий поднимались разнообразнейшие вопросы от необходимости создания Сколковского университета для подготовки специалистов технологов до трудностей и тонкостей в координировании интересов государства с интересами крупных корпораций. Было чрезвычайно интересно наблюдать как мастерски Жорес Алферов ведет заседание, Юрий Гуляев делиться воспоминаниями, Михаил Дубина рассказывает о перспективах нанобиотехнологии, Сергей Жуков говорит о космонавтике.
На мой взгляд, у проекта сейчас возникла острая необходимость дать четкое определение того, что «Сколково» есть и чем оно, ни за какие деньги, быть не может. Это поможет не только руководству в отборе проектов, но и соискателям в понимании чего именно от них ждут в качестве результата, поможет обществу сформировать правильное представление о происходящем. Помимо этого нужно обеспечить предельную открытость данных – от экспертных заключений до финансовых отчетов проектов, оперативную и массовую информированность не только у нас в стране, но и за рубежом.
И если эти проблемы будут решены, то у «Сколково» появится больше шансов стать проектом способным внутри страны загрузить молодые мозги и произвести нечто реальное.