Защита европейской мечты
novayagazeta — 04.04.2014НАТО будет сдерживать Россию на передовых рубежах.
Министр иностранных дел
Украины Андрей Дещица (слева) нашел общий язык с генсеком
НАТО Расмуссеном
|
Присоединение Крыма к РФ вызвало шок у европейской элиты. После окончания холодной войны исчезла, казалось навсегда, угроза серьезного военного конфликта в Европе, тем более ядерного. Европейские страны, настроенные на вечный мир и всеобщий пацифизм, стали стремительно сокращать вооруженные силы и оборонные расходы. Грозное когда-то НАТО занялось решением экзотических задач, вроде стабилизации ситуации в далеком Афганистане или борьбы с сомалийскими пиратами-оборванцами. Кризис, возникший в результате вторжения российских войск в Грузию в 2008-м, удалось достаточно быстро локализовать, и эту историю в Европе, по большому счету, списали как некую неприятную, но не больно опасную аберрацию на далеком Кавказе.
Враждовать так враждовать
Выступая на этой неделе в Брюсселе на заседании министров иностранных дел Альянса, генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен не жалел злых слов, очевидно, выражая общее мнение, как и положено генсеку: «Российская агрессия против Украины — самая зловещая угроза европейской безопасности за последние десятилетия. Они хотят уничтожить наши мечты о единой, свободной и мирной Европе, которую мы строили после окончания холодной войны. Но мы готовы защищать свою мечту». В официальном коммюнике министры осудили «российскую интервенцию, нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины», а «попытку аннексии Крыма» признали незаконной. Киеву обещали всякую помощь и поддержку, а Москве посулили наказания и неприятности.
Конечно, грозная риторика Запада скорее компенсирует пока куцые конкретные ответные действия. Но тенденция к реальному ужесточению все заметнее. Например, было объявлено, что НАТО прекращает всякое сотрудничество с Россией. Правда, Расмуссен на пресс-конференции 1 апреля разъяснил, что важные совместные программы, связанные, скажем, с обучением за счет стран — членов НАТО афганских летчиков-вертолетчиков в России и поставки запчастей для вертолетов Ми-17 могут быть продолжены. На следующий день официальные представители Альянса разъяснили журналистам, что генсек «оговорился» и «афганские» программы сотрудничества будут также закрыты.
В НАТО сейчас входят 28 стран, и они по-разному оценивают угрозу, исходящую от России. Известно, что в Германии, в среде большого бизнеса и в СДПГ, входящей младшим партнером в правящую коалицию, есть влиятельное пророссийское лобби. К острой конфронтации с Россией не готова, скажем, Италия. Как объяснил «Новой газете» министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, «чем дальше от России и Украины находится страна в Европе, тем она спокойнее». Конечно, все без исключения, в том числе Украина, которую на съезде министров в Брюсселе представлял и.о. главы МИДа Андрей Дещица, еще надеются на деэскалацию конфронтации через дипломатический диалог. Заседания Совета Россия–НАТО будут продолжены на уровне послов или министров, если Москва того пожелает, чтобы сохранить дипломатический канал связи.
Дещица разъяснил «Новой газете», что сообщения российских и украинских СМИ со ссылкой на и.о. главы концерна «Укроборонпром» Юрия Терещенко о том, что Украина «замораживает» военно-техническое сотрудничество (ВТС) с Россией «до момента деэскалации конфликта», — всего лишь «мнение», что решения правительства в Киеве об эмбарго не было. «Украинские предприятия, которые осуществляют поставки материалов и комплектующих в Россию по линии ВТС, вряд ли захотят их прерывать, поскольку это невыгодно», — заявил Дещица. Российский ВПК зависит от украинских коллег во многих областях: вертолетные и самолетные двигатели, компоненты стратегических шахтных ракет, авиационные ракеты воздушного боя и др.
Доктрина сдерживания
В ответ на действия России западные страны начинают пересматривать долгосрочную оборонную стратегию Европы. Теперь, как тридцать лет назад, основной задачей НАТО станет сдерживание России всеми возможными дипломатическими, экономическими и военными средствами. Главкому силами НАТО в Европе (SACEUR) американскому генералу Филипу Бридлаву поручено до 15 апреля представить пакет мер по усилению обороны передовых рубежей НАТО: Балтии, Польши, Румынии. Пока ряд стран Альянса согласился в качестве меры поддержки увеличить в несколько раз число истребителей, патрулирующих небо Прибалтики из авиабазы в Шяуляе. В дальнейшем на передовых рубежах может появиться всерьез и надолго та самая «военная инфраструктура НАТО», против которой так долго возражали в Москве, а теперь, по сути, сами ее призвали. Руководство НАТО настаивает, что теперь нет запретных тем и все возможно: не только складирование тяжелой (прежде всего американской) армейской техники на территории Прибалтики, но также размещение постоянных военных баз. Американский госсекретарь Джон Керри привычно потребовал в Брюсселе от европейских союзников увеличения оборонных расходов.
Киев представил союзникам большой список нужных ему немедленно для укрепления обороны предметов снабжения. Дещица утверждает, что вооружений там нет, а сам список пока не разглашается. Украинским военным, конечно, пригодились бы хорошие башмаки, полевая форма, современные каски и броники, медицинские наборы и средства связи.
Запад будет стараться повысить боеготовность украинских военных, чтобы они могли защитить свою страну. Но на это потребуется немало времени и усилий, а пока, по данным штаба SACEUR, российские войска уже готовы к массированному вторжению. Генерал Бридлав, видимо, полагает, что сейчас украинские военные не в состоянии эффективно сопротивляться: «Через 3–5 дней после начала вторжения российские войска выполнят поставленные задачи, установив контроль над всей Восточной и Южной Украиной, возможно включая Одессу, с выходом на границу Приднестровья».
Впрочем, своих военных защищать Украину от русских ни одна страна НАТО не пошлет. Единственно, Расмуссен и Дещица подтвердили, что в Украину срочно пришлют группу западных специалистов по гражданской обороне, чтобы помочь усилить защиту «украинских АЭС и других опасных объектов» в случае реализации наихудшего из сценариев.
На неделе появились сообщения в украинских СМИ о частичном отводе российских войск из приграничной зоны. Канцлер Ангела Меркель заявила, что президент Владимир Путин обещал ей это. Расмуссен, опираясь на мнение SACEUR, объявил, что никакого отвода войск нет. Генерал Бридлав и офицеры его штаба разъяснили журналистам в Брюсселе, что «русские численностью до 40 тысяч с массой тяжелой техники полностью готовы к наступлению на Украину». Дещица также не подтвердил «Новой газете» отвод российских войск.
Российские власти отрицают любые намерения вторгаться в Украину. На неделе был опубликован указ Путина о весеннем призыве 154 тысяч призывников и одновременном увольнении военнослужащих, отслуживших положенный год. Когда дембели будут реально демобилизованы, боеготовность армейских бригад резко снизится, а вместе с ней и угроза немедленной эскалации конфликта.
В Москве связывают основные надежды невоенного решения с так называемой «федерализацией Украины», которая передаст реальную политическую и экономическую власть в регионы. Высказывалось мнение, что после встречи 30 марта в Париже Керри и Лаврова началось постепенное сближение позиций и что Вашингтон с союзниками может реально продавить в Киеве идею «федерализации», чтобы избежать худшего варианта. Пока этого не заметно: в Брюсселе Дещица после заседания с Керри назвал федерализацию «частью плана по разделу Украины». Расмуссен высказался еще резче.
Москве, похоже, остается утешаться тем, что Расмуссена осенью сменит на посту генсека другой скандинав — бывший премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг. Ждать довольно долго, и неочевидна надежда на серьезные перемены политического курса, поскольку друзей у России на Западе становится все меньше.
Павел
Фельгенгауэр
Обозреватель «Новой»
|
</> |