Защищённые права потребителей и ответственный ИИ

топ 100 блогов lj-lab15.03.2024

Давно ли вам попадалась «просрочка» в продуктовом магазине? Или заказанный на маркетплейсе товар, не соответствующий описанию? Может, как-то вам сожгли волосы при окрашивании в парикмахерской? А вдруг вас дискриминировал искусственный интеллект, который принимает решение о выдаче банковского кредита? Почему мы в Лаборатории ЖЖ Защищённые права потребителей и ответственный ИИ lj_lab вдруг об этом вспомнили? Потому что 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей.

Фото с Unsplash
Фото с Unsplash

Начнем издалека, с истории праздника. Она тянется с выступления президента США Джона Кеннеди 15 марта 1962 года, в котором он впервые заговорил о понятии «потребитель» и выделил его основные права:

  • право на безопасность,
  • право на информацию,
  • право на выбор товаров и услуг,
  • право быть выслушанным.

К ним Международная организация потребителей (Consumer International, СI) добавила ещё несколько:

  • право на удовлетворение основных нужд (на базовые товары и услуги, необходимые для выживания);
  • право на возмещение,
  • право на потребительское просвещение,
  • право на здоровую окружающую среду.

Спустя более 20 лет после знакового выступления Кеннеди был учреждён Всемирный день защиты прав потребителей: первый раз его отметили 15 марта 1983-го. А в 1985 году Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей, на которые должны ориентироваться правительства при разработке политики и законодательства в этой сфере.

Что пишут в ЖЖ о правах потребителя

Наше исследование показало, что только за последний год авторы LiveJournal писали о правах потребителя 972 раза. Довольно часто блогеры сталкивались с плохим качеством981 раз. Причём на некачественный товар они напарывались в три раза чаще, чем некачественную услугу, согласно анализу постов.

Конечно, с кем не случалось, что информация о товаре (159 упоминаний в ЖЖ за год) не соответствует действительности. Но ещё хуже, когда товар и вовсе попадается бракованный (961 упоминание).

К слову, в LiveJournal можно попробовать решить красивую геометрическую задачку про бракованные часы. И даже почитать и про бракованную бабушку. Но это уже совсем другая история.

А что вы делаете при нарушении своих потребительских прав? Авторы ЖЖ, например, активно пользуются своими правами на возврат товара (195 упоминаний за год) и возмещение вреда (250 упоминаний). Кто должен оплачивать экспертизу качества товаров и оказываемых услуг в потребительских спорах, в этом посте поясняет юрист.

Кстати, вы в курсе, что товар можно вернуть даже без чека? Достаточно показаний свидетелей или других документов (гарантийный талон, ценник с указанием наименования продавца, выписка с банковской карты). А уж если дело дойдёт до суда, можно ходатайствовать о том, чтобы продавец предоставил записи с камер видеонаблюдения.

Фото с Freepik
Фото с Freepik

Однако нередки и случаи, когда потребитель злоупотребляет правами, которые предоставлены ему законом. К примеру, покупает вещь, а затем сдаёт обратно, сославшись на то, что расцветка неподходящая, соблюдая при этом все требования по возврату. 

Если человек проделывает такое регулярно, то речь идёт о потребительском экстремизме.

В подобных ситуациях продавцу сложно доказать злоупотребление правом. И ладно ещё, если потребитель делает это неумышленно, просто потому что ему сложно выбирать по жизни. Но кто-то поступает так намеренно. Разговор таких хитрецов подслушал один из авторов ЖЖ. Он задаёт вопрос: покупая одежду на маркетплейсе, вы точно уверены, что она неношенная?

Защищённые права потребителей и ответственный ИИ

Справедливый и ответственный ИИ для потребителей

Всемирный день защиты прав потребителей каждый год проходит под новым девизом, который утверждается накануне. В этот раз Consumer International определила его так: «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей». Девиз указывает направление, в котором будут проводиться мероприятия, приуроченные к этому дню. И в 2024 году в центре внимания оказался именно генеративный ИИ. Что логично, ведь в последние пару лет нейросети, создающие тексты, аудио, изображения и даже программные коды, стали общедоступными.

Но насколько потребители могут доверять тем же чат-ботам вроде ChatGPT? Международная организация потребителей решила подсветить этот вопрос и сделала акцент на механизме потребительского поиска, в который ИИ-технологии на базе больших языковых моделей сейчас активно внедряются.

Фото с Freepik
Фото с Freepik

Чат-боты, которые встраивают в том числе в поисковые системы, могут придумывать факты, допускать утечку персональных данных, выдавать ответ, который будет дискредитировать ту или иную группу населения. И пользователи нейросетей должны быть проинформированы об этом.

Конечно, создатели ИИ-систем активно работают над их безопасностью, точностью и объективностью, чтобы исключить или минимизировать такие случаи. И закрепляют свои добрые намерения. Так, 13 марта 2024 года в России участники Альянса в сфере искусственного интеллекта подписали декларацию об ответственной разработке и использовании сервисов на основе генеративного ИИ. К слову, эта декларация детализирует Кодекс этики в сфере ИИ, который действует в России с 2021 года.

Этические принципы, которым обязуются следовать компании и научные организации, разрабатывающие ИИ, относятся к мягкому регулированию. Параллельно с ним страны также работают над формированием законодательной базы в сфере ИИ. К примеру, на днях Европейский парламент принял Закон об искусственном интеллекте. Он устанавливает запрет на использование ИИ-технологий, которые угрожают правам граждан (например, биометрических систем, за исключением некоторых случаев), требования к работе ИИ-приложений с высоким уровнем риска, штрафы за нарушение, необходимость маркировать контент, созданный ИИ.

Закон ЕС об искусственном интеллекте также предусматривает возможность подавать жалобы и получать разъяснения по поводу решений, основанных на ИИ-системах высокого риска.

Защищённые права потребителей и ответственный ИИ

Помните, что технологии искусственного интеллекта — гораздо больше, чем генеративные нейросети. ИИ-системы уже оценивают вашу кредитоспособность в банках и поддерживают принятие врачебных решений. А совсем недавно в Роспотребнадзоре заявили о жалобах россиян на голосовых роботов, которые не всегда реагируют на просьбу переключить наконец на оператора-человека!

Сталкивались ли вы уже с нарушением потребительских прав со стороны искусственного интеллекта? Делитесь в комментариях.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Общение в интернете, общение с незнакомыми людьми выматывает, иссушает. Тут никто, кроме меня, не виноват, я сам напрашиваюсь на контакт: пишу посты, пишу комментарии, отвечаю на них. Мне это нужно, я тварь социальная. Что не отменяет факта - начав диалог, быстро сдуваюсь, отползаю. ...
Итак, прошли выборы, сформирован новый состав Мосгордумы, по оценкам специалистов, самой неоднозначной и неоднородной  из всех существовавших ранее. Естественно, чтобы руководить ею, нужны политики нового поколения - нестандартные, умные, эрудированные, способные найти общий язык с ...
НАНО-ЧАТ от bb-mos. Впишись в историю. В 20:00 каждого вечера в нанодневнике =)Все  знают, что в нанодневнике можно всё, ну, или практически всё. Например, отстаивать свою (любую) точку зрения или рассказывать о чём-либо личном; пиарить свои (или чужие) ...
Интернет очень полезен кое в чем.Если я вдруг чувствую у себя какой звездный зуд,или, например, зачешется у меня вдруг мания величия,я иду в интернет и читаю о том, какое я говно. ТурчинскийА у меня появился свой личный анонимус пидорасус. ...
Смерч появился, когда я жарила грибы для супа. К сожалению, метнувшись за фотоаппаратом, я забыла выключить газ. В этот момент я разглядывала тучу, размышляя, успею ли накормить Феню до начала грозы. Так что смерч родился на моих глазах. В ...