Зарубка
v-yanitsky — 03.06.2024(Из дневника)
Видел девку одну — возле храма в переходе — за двадцать рублей отдавалась. Это как в старые времена, вавилонские еще -- кто их помнит — за обол. И возле храма.
Пусть и фантазирую слегка — нищие отдельно от нее стояли, да и кто допустил бы ее до них, они бы ее тут же изгнали бы.
Орала она: «Кто даст мне на электричку! Кто даст мне денег!» Шел мимо, думал: «Не дам». Никто мимо и не шел. Уже совсем мимо иду, а она в глаза мне смотрит. И в глазах решительное отчаяние как у кликуши. «Если ты мужчина, дай денег! Если только ты мужчина!»
Это уже вызов. Пришлось заговорить. «А куда едете?» — спрашиваю. — «До Москвы. Сто рублей», — говорит спокойнее уже. Достал кошель, порылся. А деньгами не пользуюсь я. У нас одни старушки копеечки в магазинах считают и очередь держат. «Отстой», — думаю с умилением про них.
Оставил на нищих сколько-то монет и ей подаю две медных — двадцать рублей. Приняла даже с благодарностью. Но вопросов-то сколько к ней. И не задал ни одного. А как сюда тогда попала. А что в Москве на Казанском вокзале. И вдруг забыл: а сто ли стоит, или, может, уже больше? Кажется, уже сто восемьдесят.
Врет, «мальчишу» своему на пиво собирает? А то будет бита, как пить дать, если не выпьет мальчиш. Но лицо чистое у нее и без фингалов. И даже хорошо умытое. Много странностей, мимо которых проходим, так и не поняв их.
А если поймем, так и попользуемся. И опять нехорошо. Отстоял литургию, хотя и не здоровилось. И думал: «Живешь в строгости, шаг влево — розги, шаг вправо — розги. А на поверку кто ты? Ханжа, фарисей, лицемер. Обрезанный для этого мира. И сколько их таких вокруг. Формально порядочных, лишенных содержания души. Оскопленных».
Уже на выходе из храма на столике с жертвенными вещами ждали меня две книги. Я сразу выделил их из кучи книг, порылся, конечно, и в других, а эти отложил. «Братья Карамазовы» и «Декамерон». Из любимых, как не иметь еще по экземпляру. Как еще раз не прочесть. И что интересно: они в сочетании оказались, в сравнении, вместе, соединило их какой-то силой.
И на вопрос тогда «кто я такой?», я вдруг себе ответил. Если сказать «верующий», нескромно будет. И как это можно о себе так вслух говорить. Кто такое о себе говорит, тот всю ответственность на себя берет. А если не берет — хвастун. И придумал себя называть — теист. Видящий, понимающий и взвешивающий то, что либо придумал человек, либо открыл.
Интересно, что нищие денег не попросили, они спрятались от жары и стояли в храме вместе с другими прихожанами, не собирая денег. А когда я возвращался на электричку переходом и мог отдать оставшиеся у меня десятирублевые медяки, девки той уже не было. Собрала да и уехала.
Так, пусть и наспех, пишутся иногда зарубки на память, не известно для кого и на чье хранение.