Запуск "Союз МС-06", Renault Kaptur и немного Байконура
muph — 25.09.2017
Я родился в Советском Союзе, но никогда не мечтал стать
космонавтом. Я попал служить в РВСН, но в итоге отдал свой долг
Родине в военном оркестре. Все мои познания о космосе, по сути, это
знаменитое "Поехали" Юрия Гагарина, теория "лунного заговора" в
общих чертах и припев песни "Трава у дома". В общем, меня всегда
волновали куда как более приземлённые (во всех смыслах) вещи.
Однако, я каким-то чудесным образом попал на космодром Байконур и
увидел своими глазами запуск двух ракет-носителей: грузового
"Протон-М" с испанским спутником связи Amazonas-5 и
пассажирского "Союз МС-06" с экипажем МКС-53/54.
Дело было так. Я проснулся и как обычно первым делом включил
компьютер. Зевая, начал проверять электронную почту, а там среди
скучной деловой переписки и спама письмо от Renault Russia
с приглашением, от которого просто невозможно отказаться.
Казахстан?! Байконур?!! Запуск ракеты?!!!!! В общем, через неделю я
вылетаю из Воронежа в Москву, далее ночной перелет в Астану, снова
пересадка, литры кофе и еще один авиарейс до Кызылорды. Это уже
самый юг Казахстана. Степь, степь, солончаки, еще раз степь,
верблюды и немножечко Сырдарьи. Ну, а там уже и до Байконура рукой
подать. Всего 240 километров. Так что добро пожаловать за руль
Renault Kaptur. Помнится, зимой 2016-го, когда эти машины
только выводились на российский рынок, Каптюр был официальным
автомобилем российской премьеры фильма "Изгой-один: Звёздные Войны.
Истории". Сейчас Renault запускает продажи лимитированной
серии Kaptur Extreme со всякими новыми наворотами и
улучшениями, и видимо, решили пойти в космической теме еще дальше,
пригласив несколько журналистов и блогеров прямо на космодром.
Усталость и недосып, мягко говоря, имели место быть. Плюс
трехчасовая разница в часовых поясах. Однако, свежий степной ветер
на выходе из здания аэропорта "Коркыт Ата" и легкое волнение перед
грядущими приключениями помогли мне взбодриться до нужного тонуса.
В это утро я впервые сел за руль Рено Каптюр, но никаких сложностей
и сюрпризов не произошло. Я моментально освоился и ни разу не
отстал от колонны даже в городском потоке, хотя и ехал замыкающим.
Дорога Кызылорда - Байконур - это практически идеальный асфальт и
уже довольно скоро наша колонна из трех Каптюров и одного Дастера
паркуется у КПП №1. Это северные ворота закрытого города.
Пока ждем представителя встречающей стороны, чтобы оформить
пропуска на въезд, разглядываю бело-голубой экземпляр Каптюра,
который мне достался. Двести с небольшим километров по хорошему
асфальту - это, конечно, никак не тянет на полноценный тест-драйв.
Но не заметить высокий клиренс невозможно, и зная, что этот
"красавчик" имеет подключаемый полный привод, я уже мечтаю
подубасить на нём пыльными степными грунтовками, чтобы сравнить его
с Дастером, который, как ни странно это звучит, послужил "донором"
при создании этого кроссовера. Увы, моей идее (по крайней мере в
этот раз) сбыться было не суждено, и внедорожные качества
кроссовера пока остаются для меня загадкой.
В ближайшие пару дней у нас в программе только асфальт, запуски
ракет, пресс-конференции с космонавтами и история освоения космоса
человеком. На фото вид от гостиницы "Центральная" на площадь Ленина
и административное здание Роскосмоса.
Не могу не отметить, что в связи с тем, что запуски ракет-носителей
проходили ночью, спать приходилось урывками и, в основном, днем.
Поэтому сам город получилось осмотреть мельком и очень
фрагментарно. Байконур сейчас продвигает себя как центр
космического туризма, но, если говорить откровенно, очень многое в
этом направлении еще нужно сделать. Кое-что из развлекательной
инфраструктуры, конечно, есть, но почти всё это осталось еще из
наследия СССР. В некотором роде, это можно расценивать как некую
экзотику (что некоторые иностранцы и делают, как я понял), но когда
два администратора в гостинице не могут объясниться с одной
англоязычной туристкой, это уже как-то чересчур.
После обеда мы отправились на пресс-конференцию с новым экипажем
МКС. Слева направо: американский астронавт Джозеф Акаба, российский
космонавт и командир корабля "Союз МС-06" Александр Мисуркин, еще
один американец Марк Ванде Хей (это основной состав), далее Шеннон
Уокер и Антон Шкаплеров из дублирующего состава. Для меня, как
дилетанта, было откровением, что прессуха с космонавтами проходит
за стеклом. К ним не пускают не только журналистов, но и ближайших
родственников. Очень понравились ответы Мисуркина и вообще, как он
держался. Да и американцы, в общем, тоже шутили и балагурили.
Но старт "Союза", который доставит героев на борт Международной
космической станции, должен состояться только завтра, а на сегодня
у нас по программе запуск "Протона". Это одноразовая
ракета-носитель тяжёлого класса, предназначенная для выведения
космических аппаратов на орбиту Земли. Пуск был осуществлен в 01:23
по местному времени с площадки №200. К сожалению, по ряду причин,
проиллюстрировать этот старт мне нечем. Наблюдательная площадка
находилась в 8,5 километрах от стартового комплекса и кроме того,
"Протоны", в отличие от "Союзов", взлетают практически мгновенно.
При этом, на место наблюдения привозят сильно заранее и ты очень
долго ждешь и мерзнешь на ледяном ветру. Я вообще не ожидал, что
ночью будет +8 и взял только одну легкую "олимпийку". Потом ракета
где-то вдалеке слегка бухнула и быстро ушла в небо. На память у
меня остался один невнятный и сильно смазанный снимок, который даже
непотребно выкладывать в блог. Поэтому самым ярким впечатлением
того вечера для меня стал ужин "космическим питанием". Невероятная
вещь, скажу я вам! Особенно, когда ты изрядно промерз! Вы не
поверите, но в комплекте с тюбиком и ключом для выдавливания его
содержимого без остатка, идет т.н. "подогреватель беспламенный
компактный". Это такой специальный пластиковый мешочек, в которой
надо плеснуть немного воды из другого пакетика, и в нем начинается
термическая реакция. Внутрь засовывается тюбик и минут через 10
ужин будет горячим. Говорят, такое космическое питание можно за
несколько сотен рублей купить где-то в Москве. Мои рекомендации,
если вы захотите, например, замутить космическую вечеринку или тупо
не любите готовить.
С утра мы снова отправились на космодром. На этот раз не в общем
автобусе со СМИ, а прямо на наших Каптюрах! Вы знаете, что Байконур
- это не только первый, но и крупнейший космодром в мире? Его
площадь составляет 6717 км². Город Байконур и космодром Байконур
вместе образуют комплекс "Байконур", который Россия арендовала у
Казахстана на период до 2050 года. В общей сложности космодром и
город обходятся бюджету России в 10,16 млрд рублей ежегодно.
Как выглядит космодром? Я представлял его как-то более
технологично, но это, по сути, обычная голая степь, только с
железной дорогой и кучей полузаброшенных зданий и сооружений там и
сям. И очень много ржавого металлолома вокруг. Асфальтовая же
дорога, соединяющая основные объекты, пребывает в не критическом,
но уже достаточно плачевном состоянии, но позволила нам убедиться в
очень грамотно настроенной подвеске Каптюров. Не трясет, не
пробивает на ямах, и очень комфортна на любом покрытии.
Даже на рельсах, по которым подвозят ракеты-носители к
"Гагаринскому старту". Видите, там вдалеке уже готовят к старту
"Союз-ФГ"? После скучного "Протона-М" энтузиазма у меня несколько
поубавилось, но бывалые в один голос утверждали, что сегодня
зрелище будет во много раз круче. Что же, поглядим, посмотрим.
А пока у нас по программе посещение музея истории космодрома
Байконур. Он показался мне довольно интересным и, пожалуй, достоин
отдельного поста.
Возвращаемся в гостиницу, обедаем и немного отдыхаем. Старт "Союза"
назначен на 03:13 ночи, при этом, сами мы стартуем из гостиницы уже
в 8 вечера. Едем на проводы космонавтов и снова на Каптюрах. Ждать
приходится иногда очень долго и согласитесь, это намного приятнее
делать в теплой машинке, чем на ледяном ветру или в шумном автобусе
с журналистами-телевизионщиками. Космонавты, к слову сказать, тоже
перемещаются на специальных автобусах. Салон в них сделан полностью
герметичным, разделенным на три отсека – для водителя, космонавтов
и сопровождающих, а на входе специальная камера-шлюз, очищающая
скафандры от пыли. И так было, есть и, очевидно, будет со времен
самого Юрия Гагарина. Кстати, первый космонавт по пути к ракете
захотел по малой нужде и чтобы не запачкать свой скафандр в полете,
помочился на колесо автобуса. С тех пор все космонавты мужского
пола неизменно "смачивают" колеса автобуса перед стартом. Такой вот
священный ритуал. Помимо этого, хватает у них и других суеверий и
традиций. На снимке ниже космонавты идут в своему автобусу из
специальной гостиницы под звуки песни "Трава у дома", которую уже
даже назначили официальным гимном российской космонавтики.
После этого космонавтов везут одевать защитные скафандры
"Сокол-КВ", предназначеные для спасения в случае разгерметизации
космического корабля. Один такой скафандр стоит порядка 50
миллионов рублей. Одеть скафандр помогают специалисты, после чего
каждого члена экипажа по очереди укладывают в специальную люльку и
еще раз проверяют работу всех систем. Это так называемый ложемент.
Его изготавливают индивидуально под анатомические особенности
каждого космонавта. Дело в том, что человеческий организм лучше
всего переносит перегрузки в позе эмбриона, поэтому учитывается
каждая выпирающая косточка. Сначала делают гипсовый оттиск спины,
потом по нему отливают стеклопластиковое ложе толщиной 1,5–2 мм,
затем оно заливается специальной амортизационной пеной и
проверяется на обжатие под усилием в 1,5 тонны. Далее обклейка
тканью, которая сглаживает все острые углы, и ложемент готов. И
такая дотошность вполне оправдана. Эта "люлька" уже неоднократно
спасала жизни. В 1969 году аварийную посадку на корабле "Союз-5"
совершил советский космонавт Борис Волынов. При возвращении на
Землю удар о землю был такой силы, что у космонавта были сломаны
корни зубов. Как говорил позже Волынов: "Я жив только благодаря
ложементу".
Далее, еще один торжественный проход экипажа перед журналистами,
доклад о готовности к полету высшему начальству и снова поездка на
своем спецавтобусе. На этот раз уже непосредственно к ракете. Очень
растрогало и умилило прощание Мисуркина со своим маленьким
сыном.
Мы тоже прыгаем в Каптюры и едем к точке, откуда будем сегодня
наблюдать запуск ракеты-носителя. На этот раз у нас более выгодная
наблюдательная позиция - всего 1,35 км до "Гагаринского старта".
Это самое люксовое место на всем космодроме. Практически лухари.
Есть теплый туалет, буфет с чаем, кофе и булочками, а так же
большой экран, на который выводится сигнал с камеры, установленной
внутри пассажирского отсека космического корабля. Но этот чертов
экран дает такую дикую засветку, что мне и еще паре ребят, желающих
сделать максимально качественные фотоснимки, пришлось слегка
нарушить запреты охранников и без палева занять наблюдательные
позиции прямо у забора с колючей проволокой. Кроме того, получилось
быть еще почти на 90 метров ближе к ракете.
Когда у меня уже зуб на зуб не попадал от холода, отошли в стороны
обслуживающие ракету-носитель фермы. Значит, до старта остались
считанные секунды. Я скрючился у штатива, прильнув глазом к
видоискателю. У основания ракеты что-то заискрило, начали вырваться
клубы дымы и первые всполохи пламени. Ощущение озноба пропало, а
может я просто вдруг перестал дышать. Знаете, у фотографов есть
некая профессиональная деформация. Многие события они видят через
видоискатель, что, понятно, не так масштабно, как если смотреть
своими глазами. Но в данном случае, поскольку я снимал на
длиннофокусный телеобъектив, то я видел запуск ракеты, по сути, уже
вооруженным глазом. То есть будто в бинокль или подзорную трубу. И
вкупе с окружающими шумовыми эффектами это было невероятно! За этот
пресловутый "рокот космодрома" в километре от тебя можно отдать
очень многое!
К сожалению, фотографии не умеют передавать звук. Поэтому, чтобы
хоть немного прочувствовать то, о чем я написал, предлагаю
посмотреть видеоролик этого запуска, который выложил Роскосмос. Их
официальные фотографы находились еще ближе к ракете, поэтому,
конечно, кадры они отсняли уникальные. Там же видно и космонавтов.
Только не забудьте, пожалуйста, при просмотре сделать погромче.
https://www.youtube.com/watch?v=cs-_UmjZ2uA
В районе пяти утра мы вернулись в гостиницу. К девяти нужно было
уже спускаться на завтрак, чтобы потом возвращаться в Кызылорду на
самолет. Я завел будильник, но сна не было ни в одном глазу. Это
довольно сложно описать, но в эту ночь и следующие пару дней у меня
постоянно вертелась мысль, что мировая история творилась прямо на
моих глазах. И возможно, когда-то я буду, смакуя подробности,
рассказывать её своим внукам. А утром, благодаря тому, что
некоторые коллеги чуть дольше собирались, у меня выпало буквально 5
минут на изучение и фотографирование автомобиля, на котором мне
немного выпало покататься по южному Казахстану и космодрому
Байконур.
Безусловно, от утилитарности Дастера в Каптюре не осталось и следа.
Внешне, разве, что отдельные элементы типа идентичной шайбы для
переключения режимов приводов, выдают их родство. И дело не только
в более интересном дизайне и улучшенной эргономике. Да, моторы и
КПП аналогичные, но тут тебе уже и ключ-карта с функцией "свободные
руки", и система дистанционного запуска двигателя, двухзонный
климат-контроль, круиз-контроль, камера заднего вида, цифровой
спидометр, и так далее и тому подобное. А в новом Kaptur EXTREME
уже и вовсе полностью светодиодная оптика. Если же сравнивать
проходимость этих двух одноплатформенных автомобилей, в сети есть
абсолютно разные мнения, но сам я всё же думаю, Дастер в этом
аспекте будет несколько лучше Каптура. Хотя бы из-за изменившейся
геометрии, но проверить лично пока не довелось. Для меня это очень
важный момент, учитывая куда и зачем я езжу, но, конечно, каждый
сам для себя решает, что ему важнее в автомобиле за условно те же
деньги.
Что касается скоростных характеристик и динамики, интересно было
бы, конечно, попробовать двухлитровый Каптюр на шестиступенчатой
МКПП, но мне достался экземпляр на "автомате". Эту коробку хаяли
уже все кому не лень и я тоже могу сказать, что он, мягко говоря,
тугодум. Но, наверное, вы со мной согласитесь, что в затяжных
пробках любой "автомат" будет всё же предпочтительней "ручки". И
всё же, если не стесняться и наваливать газу, пусть не сразу, но
Каптюр с АКПП всё же поедет как надо. Проверено лично и доблестными
казахскими полицейскими=)
Ну, а далее снова три авиаперелёта и в третьем часу ночи по Москве
я уже дома! Совершенно вымотанный, но абсолютно счастливый. Спасибо
за поистине фантастически-космический трип Renault
Россия. Это было круто!
---------------------------
Подписаться на обновления блога
Добавляйтесь! В социальных сетях я публикую анонсы свежих постов, а в инстаграме — самые красивые фотографии!
Использование моих фотографий в любых СМИ, в
печатных материалах и на любых сайтах, за исключением личных блогов
и страниц в социальных сетях, ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Только после согласования со мной. Прочим копипастерам напоминаю,
что при перепечатке фотографий и текста активная индексируемая
ссылка на источник обязательна!
|
</> |