Запуск номер СТО
smoliarm — 01.06.2017или
Лекция по анатомии драконов
(после лекции – танцы)
Снимок сделан сегодня утром
на пусковом комплексе SLC-39A в KSC –
заснят процесс установки на стартовый стол
ракеты Falcon 9 с кораблём Dragon
– для рейса CRS-11 на
МКС. Пуск будет сегодня, по Москве – поздно
ночью. И он примечателен двумя деталями:
Это сотый орбитальный запуск с SLC-39A, до этого оттуда ушли на орбиту 12 ракет Saturn V (в том числе и тот, что запустил Аполло-11), 82 Шаттла (в том числе и самый первый) и – 5 Фалконов. Этот – шестой и сотый, юбилейный.
Кроме того, это первый пуск повторного Дракона – один раз он уже летал на орбиту (рейс CRS-4).
Поскольку в рунете (опять :) масса кривотолков насчёт этой повторности, то стоит рассказать конкретно – что именно в Драконе многоразовое, а что нет.
Но начну я, пожалуй, не с технической стороны, а с юридидической. Дело в том, что контракт CRS – он не только не предусматривал повторное использование – в нем прямо и неоднократно было сформулировано, что всё hardware (и ракета, и корабль) будет новое. Возможность использования провайдером не-нового («многоразового») оборудования (в любой части) – была непосредственно исключена текстом контракта. Таким образом, только этот факт – полёт повторного Дракона ДО истечения действия основного контракта (12 полётов) свидетельствует, что к тексту контракта принят существенный аммендмент. Это очень непростая процедура – и юридически, и, главное, бюрократически. Для успеха такого мероприятия необходимо убедить администрацию НАСА в том, что Дракон – он и вправду многоразовый. Это можно сделать только с фактами в руках, только с результатами реальных испытаний реальных систем, словами этих бюрократов – не уговорить. (Да и с цифрами – это тоже очень непросто.) В общем – это результат огромной работы, которую проделала команда SpaceX.
Теперь технические детали – для мальчишек, которые любят разглядывать чертежи и разбирать страшные технические термины (а для девочек, как я обещал, в конце будут танцы).
На рисунке ниже Дракон показан в орбитальной конфигурации: уже сброшены носовой обтекатель и два обтекателя солнечных панелей, и сами панели – уже раскрыты. Кстати, во второй версии Дракона сбрасываемых обтекателей уже не будет. Слева на рисунке показаны две основные части Дракона – возвращаемая капсула Дракона (Dragon capsule) и орбитальная часть, которая (вполне официально) называется trunk. Слово trunk в общем смысле означает «ящик», «сундук», а в автомобилях trunk – это багажник. И в Драконе – это тоже багажник, довольно-таки пустй, пока туду не помещён груз.
Уже не раз я видел, что в рунете этот багажник называют
«двигательным отсеком» – это ошибка, никаких двигателей там и в
помине нет. Все двигатели Дракона, а их 18 штук (на рисунке видны
девять, один из них помечен «Draco Thrusters») – они расположены на возвращаемой капсуле.
Так что же есть в этом багажнике?
Во-первых, как видно из рисунка, там расположены солнечные батареи. Они подают питание в капсулу через специальный канал, помеченный на рисунке как «Umbilicals» (буквальное значение – «разрываемый канал» или «разрываемый трубопровод»). Все соединения в нем раскрываются перед сбросом багажника. Но в Umbilicals не только линии питания, там ещё проходит стандартная цифровая шина – по ней передаются команды на актюаторы солнечных панелей. Ещё по этой же шине проходит связь компьютера Дракона с верхней ступенью Фалькона и – с фермой багажника. Ферма эта на рисунке не видна, она внутри, но тем не менее она вполне электрифицирована. Она передаёт питание на багаж, который требует питания в полёте, и – в этом случае – передает телеметрию с груза компьютеру Дракона. И ещё хитрая функция фермы: груз на ней крепится электро-механическими замками, и по ферме (через Umbilicals) передаётся команда компьютера на раскрытие замков – когда Canadarm захватил груз.
Сколько стоит багажник Дракона по сравнению с Драконом? – никакой прямой информации об этом нет, что естественно. Я слышал оценки от 10 до 20 %, что в первом приближении не так уж важно, ясно, что львиная доля по цене приходится на возвращаемую капсулу.
Теперь несколько деталей по капсуле:
CBM (Common Berthing Mechanism) – единый швартовочный механизм. Он является стандартным во всех блоках американского сегмента МКС.
GF (Grapple Fixture) – это, в общем-то, ручка (как у чемодана), и за неё Canadarm хватает Дракон при швартовке к станции. Эта ручка на ходится на внутренней стороне раскрывающейся дверцы. Когда эта дверца открыта (как на рисунке), Дракон становится зрячим – в этом же отсеке расположены все драконьи глаза: лазерный дальномер и имиджер, оптические и инфракрасные камеры.
Кстати, а кто-нибудь знает – где у Дракона «уши и язык»? :)
Все, наверное, помнят, что из Союзов и Прогрессов торчат во все стороны разнообразные антенны. А у Дракона – ничего такого не видно. Так вот, где у Драконов спрятаны антенны и почему их не надо раскрывать – кто-то знает?
HS (Ablative Heat Shield) – это тепловой щит, мозаика из PICA-X (Phenolic Impregnated Carbon Ablator), собранная на форме из углепластика. Он специально сконструирован так, чтобы его лего было снять и отремонтировать, или – вовсе заменить.
И напоследок несколько впросов и ответов с предполётной конференции.
Вопрос про конкретно этот Дракон – что в нем осталось старое, а что потребовалось заменить?
Ответ: Потребовалось заменить очень немногое. Новые литиевые батареи. В том полёте при приводнении в батарейный отсек проникла морская вода, поэтому весь блок батарей заменили целиком. Новый тепловой щит. Остальное – двигатели, топливная система, авионика – всё старое.
Вопрос – а что дальше? В смысле, дальше будут летать только повторные Драконы?
Ответ: ещё один новый Дракон сейчас строится, и он точно будет использован. Про остальные рейсы – возможно что они будут на повторных Драконах, но не обязательно – решение ещё не принято.
Моё примечание: К изначальному контракту CRS на 12 полётов было добавлено несколько опционов в общей сложности на ещё 8 полётов. Так что в рамках первого CRS у SpaceX будет двадцать рейсов. И я так думаю, что решение, которое ещё не принято – оно во многом зависит от результатов этого рейса и состояния вернувшегося повторного Дракона.
Вопрос: А возможно повторное использование бустера Falcon на рейсах CRS?
Ответ (от представителя НАСА): Мы сейчас прорабатываем такой вариант.
***********************************************************
Вот и всё, осталось пожелать команде SpaceX удачи.
Go SpaceX !
***********************************************************
Ну а теперь – танцы:
Roland Dyens, «Tango en skai» («Ностальгическое танго», специально для нежных дам)
Гитара – Julia Lange
=====================================
Update: SCRUB for today by weather.
Запуск отложен из-за погоды, гроза напортила - слишком
близко...
Следующая попытка будет через два дня, 3-го июня.
Этот же пост на Дриме http://smoliarm.dreamwidth.org/308839.html
|
</> |