Запрет самоубийства в христианстве неслучаен
greenorc — 20.03.2018 Начну с цитаты:"В эпоху холодного оружия власть покоилась на владении холодным оружием. Сложное искусство требовало ежедневных многочасовых тренировок. Само по себе обладание мечом не прибавляло человеку силы. Без искусства фехтования меч являлся неудобной железной заостренной палкой, только мешающей в драке. Овладение искусством фехтования требовало ежедневных многочасовых тренировок. У крестьян, ремесленников и купцов не было столько времени, что исключало возможность превратить их в силу. В эпоху холодного оружия основной силой были рыцари.
Устоявшийся порядок вещей казался непоколебимым. Каждый занимался своим делом, не имея ни времени, ни возможностей заниматься делом чужим. Крестьяне пахали, купцы торговали, ремесленники делали поделки. Воины собирали налоги и с тех, и с других, и с третьих.
Максимум крестьян и купцов хватало на бунт. Иногда это собирало целые крестьянские армии, как в случае с Мюнцером, поднявшим немецких крестьян против светских князей и разжиревшего священства. Он зажигал сердца крестьян необычайной силой и страстной пламенностью речей, призывая к справедливости. Но при этом прекрасно понимал цену своему войску. И рыцари понимали. Бой крестьянской армии с профессиональным рыцарским войском всегда будет "избиением младенцев".
Мюнцер до последней возможности избегал боя. Когда он был вынужден принять бой, ровно так и вышло. Рыцари игрались с крестьянами, как кошка с мышкой. Крестьянские воины, понимая безысходность своего положения, стали... молиться. Рыцари ездили между рядами молящихся и рубили их, потому что в их глазах бунтовщики были хуже еретиков. Крестьяне попытались сопротивляться, но это ничего не изменило. Рыцари просто развлекались на воинах-крестьянах, согласившихся побыть живыми мишенями."
(Ю.В. Шалыганов, Проект Россия).
Итак, что мы видим? Абсолютную беззащитность тогдашнего крестьянина перед властью. С другой стороны, столь же абсолютное отчаяние крестьян - восстать без надежды на победу, пойти на верную смерть против рыцарского войска, это означает быть доведенными до крайности. Голод, нищета, налоги, несправедливость. И никуда не денешься - сделать нельзя ничего. Остается только терпеть, пока не умрешь.
На самом деле, все совсем не так. Проблема крестьян только выглядит неразрешимой, а власть рыцарей над ними - абсолютной. На деле, как раз рыцари абсолютно зависимы от крестьян, потому что их как рабочую силу заменить нечем.
Это тот случай, когда тюремные стены находятся не вокруг человека, а в его голове. Крестьяне зависимы и беззащитны лишь в силу фанатизма и догм, в котором их воспитали.
В действительности, их ситуация предполагает выход в виде массового самоубийства, а вовсе не восстания. Это решение, крайнее или даже невозможное в иной ситуации, в ситуации беспросветной, голодной и бесправной крестьянской жизни (иначе откуда бунт, это же верная смерть в то время) - очевидное решение.
И еще это оружие. Крестьянин ничего не теряет в случае смерти - его жизнь такова, что по нашим понятиям мы сочли бы ее пыткой. Его семья тоже голодает, живет в грязной лачуге, ходить в грязной рванине - при всей грубости и жестокости тогдашних люлей, полагаю и им было невыносимо тяжело. Ценность такой жизни отрицательна для ее владельца.
А вот последствия для властей, если бы самоубийства крестьян приняли характер массовой эпидемии - хуже любой войны. Причем, они в этой войне безоружны, любое насилие с их стороны работает против них.
Кроме того, готовность человека к самоубийству делает его очень опасным врагом. Потому что контактов с крестьянами рыцари и тем более их челядь избежать едва ли могли, меж тем любой такой контакт мог обернуться внезапным ударом ножа от человека, которому нечего терять и которому не требуется действовать так, чтобы победить рыцарей и остаться в живых. Ему не нужно пытаться поднять восстание, собрать войско из крестьян и пытаться победить профессиональную армию рыцарей. У него намного более простая задача, и остановить его почти невозможно.
В реальности, крестьяне при должной самоорганизации (а она, как мы видим из истории крестьянских войн, была вполне достижима) могли бы диктовать феодалам условия, причем представляя в том числе и определенную физическую угрозу.
Но достаточно промыть людям мозги, и они становятся совершенно безопасны. Вот, собственно, причина строжайшего табу на самоубийство в христианстве. Это плоды усилий тех же людей, что "творчески перерабатывали" под свои интересы Новый завет, Деяния апостолов, обряды и "богослужение". Такая вот сакральность.
|
</> |