Записки с Холмов
ipsum_dixit — 14.06.2011 Наша поездка с А. на Пустые Холмы в этом году оказалась связана с планами А. устроить там показ и продажу своих концептуальных фенечек. Дело это, как известно, платное, но А. приняла загодя всякие меры, чтобы получить с этим поблажки. И мы поехали со знакомой парой, также завязанной с торговлей на Холмах и помогавшей нам в этом плане.Три года назад мы были на Холмах, и примерно в том же уголке Калужской области. С тех пор многое изменилось, увы, не в лучшую сторону. Гигантомания и дух коммерции постепенно берут свое. Проезд подорожал: вместо 500 р. в один конец стал 900, да плюс стольник, чтобы завезли на фургоне или тракторной телеге до места, а не высадили в лесу в 4 км от него. Для круглого счета, так сказать.
Проект все растет. Про прошлый год кто-то говорил, что там было 50 тыс. приехавших, а сейчас чуть ли не 80. А. считает, что это преувеличение в 10 раз. Но по мне все едино, много.
Понятное дело, что о хиппи и др. неформалах, с которых все начиналось, сейчас даже как-то и неуместно вспоминать. При населении небольшого городишки сейчас выходит расклад, как и везде: цивилы, "петровичи", офисный планктон, семьи бывш. советских интеллигентов с детьми.
К сожалению, довольно много гопоты, в т.ч., занявшейся своим имиджем: от носителей камуфла и замысловатых татуировок до фашиствующих язычников со свастикообразными узорами и надписями типа "слава Руси". Мат, пьяные крики, наезды - все это мы видели.
Где гопники - там и милиция, и местная служба охраны. Полно машин - и частных, и служебных. Все это с переменным успехом пробирается сквозь толпы. Гигантские участки леса огорожены веревками под администрацию, музыкантов, охрану, и пр., и пр. Кругом вывески - прохода нет, обход здесь, сюда нельзя, запрещено и т.п.
Все это как-то мало согласуется с уютным уединением на природе, и мне кажется, что за всеми этими прелестями вряд ли стоит ехать так далеко, и за такие деньги.
Над фестивалем до позднего вечера кружат парапланы - возможно, следят за порядком и потенциальными лесными пожарами. Первое время интересно, а потом устаешь от треска моторов в небе. Просыпаешься в палатке под шум, засыпаешь тоже под шум - до глубокой ночи грохочет музыка с разных сцен. Особенно неприятна фанера, заполняющая все промежутки между живыми номерами. Вечером посидеть в компании у костра и попеть песни - почти нереально. Это приходится делать днем на полянах, где не так много шума.
Вообще, сейчас поют довольно мало. Все больше сидят и тупо бьют в барабан над ухом, будто ты в Африке или на диких островах. Это ощущение усугубляется обилием голых тел обоего пола, иногда красивых, но обычно довольно неприятных. Иные из этих голых тел разрисованы узорами вплоть до задниц и висящих причиндалов.
Говорят, что по большей части так развлекаются офисные клерки. Они же щеголяют на фестивале в индийских шароварах и майках с коноплей и Бобом Марли.
Малочисленные бывшие хиппи уже давно полностью сменили имидж и обычаи. Они носят разнообразную этнику с элементами средневековья, Индии и растаманства и зачастую их можно перепутать с клерками.
Колоритные люди на ярмарке
Просто ярмарка
Не знаю, хиппи или нет, но многие "этнические" люди допоздна торговали на ярмарке, отказывая себе во всем и проявляя трудоголизм. Еще одна милая городская привычка добралась и сюда.
Мы с А. тоже торговали, но лениво, в основном, чтобы попытаться окупить проезд и показать миру свои художественные достижения. Я взял с собой пару десятков свистулек - продал две. А. продала одну свою дорогую работу и пару не очень дорогих. Проезда все равно не окупили.
Мы с А. на ярмарке
Ярмарка была громадной и похожей на музей, т.к. все глазели, щупали и очень редко кто-то покупал на самом деле. Иногда гопота обижала продавцов - к счастью, при нас только словесно.
Керамика не продавалась вообще, хотя ее было много. Брали только окарины с нотами. По моему представлению, это из-за моды продвинутых клерков. Играть на них почти никто не умеет, но все изображают это и носят на веревочках для антуража.
За чем и вправду были очереди, так это за жратвой и напитками. Полтора литра кваса или сока стоили 150 руб., столько же стоил килограмм бананов. Народ иронизировал, что это, верно, самые дорогие бананы в мире.
Дух коммерции витал в воздухе, на каждом шагу собирали мелочь в фонд Холмов или просто так. На мосту через речушку стояли ряженые "тролли"и собирали мелочь с особым нажимом и рвением. Так что сбор денег здесь прямо возведен в обычай. Мелочи не жалко, но раздражает - восточный базар какой-то.
Тролль
Один из мостов через речку
Вид на Холмы возле реки
По вечерам мы сами или с помощью знакомых пытались найти сцены с хорошими концертами. Пожалуй, нам это так и не удалось. Я бы сказал, что из увиденного преобладали халтура и китч, хотя А. на людях может слушать музыку, которую не станет слушать дома. В ночь перед отъездом выступали хорошие группы, но мы их не дождались из-за долгой настройки аппаратуры, холода и усталости. Одну хорошую "бретонщину" мы проужинали. Так что из мало-мальски серьезного мы послушали только Инну Желанную, хотя она - на любителя и мы точно не ее фанаты.
Вообще, людям вроде нас, с плохой ориентировкой на местности, на Холмах тяжело - все пропустят и ничего не найдут, да еще и поблуждают в поисках собственного лагеря.
Все равно без бутылки ничего не понять
Хорошая ночь была только одна, в первую был дождь, в последнюю - ужасный холод. При палящей жаре каждый день. К счастью, почти не было комаров.
Мы стояли со знакомыми, да еще приобрели новых в виде приехавшей к ним хорошей семьи. Может, доведется съездить с ними в место поспокойнее.
Добавлю еще подробностей. Стоять сейчас на Холмах удобным образом проблематично, нигде нет места, чтобы оно было недалеко от сцен и ярмарки Все удобные места заняты разнообразным начальством, охраной и музыкантами. Не ведая этого с непривычки, мы встали в день приезда на периферии лагеря музыкантов (где, впрочем, их не было, а были такие же, как мы).
Вечером к нам пришли на огонек два больших начальника, посветили в рожи фонариками и допросили, кто мы такие и имеем ли отношение к Ступеням (на местном новоязе это - музыканты). Боюсь, нам могли настоятельно предложить сматываться отсюда с наступлением утра. К счастью, новая знакомая, бывшая в курсе этих дел назвала нас "друзьями Ступеней" и умело нахвалила одного начальника, правильно назвав его местное имя - Звёзд. Польщенный, он удалился и увел второго, приказав окопать костер.
Я долго потом размышлял. Вот, заявилось "ваше сиятельство", того и гляди - придут какие-нибудь Солнц и Лун.
Вместо хипповской доброй анархии - мини-государство. Чиновники, волонтеры со своими бонусами, полиция и законы, в которые нужно врубаться. Чатлане, пацаки, оцилопы и господин Пе-Же.
В другой день на ярмарке мы встретили знакомого А. из ЖЖ, который тоже насмотрелся на все эти порядки и на "самые дорогие бананы в мире". Он сказал, что приехал сегодня и пока что недоумевает, куда он попал.
Я сказал, что уже третий день разобраться не могу, куда я попал.
Холмам трудно дать определение. Можно сказать, что это место, куда заманивают людей, чтобы они слушали не самую хорошую музыку и чтобы заодно впаривать им за бешеные деньги предметы первой необходимости и всякую ерунду.
А еще это похоже на грандиозный эксперимент по управлению массами. В один вечер, расширив у костра сознание алкоголем, я подумал вслух: "В Совке власти насаждали два вида музыки, классическую и русскую народную. Только что мы наслушались и того, и другого. Что-то этого подозрительно много. Может, мы все тут под колпаком у КГБ?"
(Перед отъездом я прочел в журнале, что именно такими были советские рок-клубы).
Закончу на этой оптимистической ноте.
|
</> |