Давно не находилось повода вновь обсудить
тайные болезненные аспекты аудиофилии. Но вот повод появился, и
сегодня мы поговорим даже не столько об усилителе Moon i-1 компании
Sim Audio,
сколько о ценообразовании в сферах hi-fi и hi-end в целом.
Пролог
Вот уже года полтора, как я нашел себе новую
дурацкую забаву – электрогитары и все с ними связанное (кроме
наркотиков). Потому аудиофильские системы ушли на второй
план.
Чтобы я не впадал в спячку, Стереоктулху
(бог аудиофилии) дал мне легкого пинка. Аппарат
C.
E.
C. (о нем
писал два года
назад) вел себя как любой заправский усилок класса А –
раскалялся до термоядерных температур даже в состоянии простоя.
Яичницу можно было жарить не только на нем, но и прямо на лету, в
воздухе в радиусе десятка метров. Это, признаться, создавало
кое-какие неудобства. Но главное – он сам не выдержал такого режима
и в какой-то момент принялся шалить.
Пока решается вопрос с его починкой и
реабилитацией, я не выдержал тишины в квартире и взял новый аппарат
– Moon i-1.
1.
Сперва очень хотелось побаловаться и взять недорогой ламповый
аппарат. Чисто забавы ради. Сейчас вся Москва, в частности,
завалена китайскими ламповыми аппаратами
Vincent (например,
такой и
такой) и
Rogue Audio.
Однако причастные к таинствам звука
аудиофилы меня отговорили: дескать, лучше взять хороший
транзисторный, чем плохой ламповый. Жаль, так хотелось их погонять,
послушать.
За день объехал три аудиосалона, в итоге добрался до «Аудио
Галереи» на Покровке, где мне настоятельно рекомендовали
транзисторный Moon i-1.
Я сразу отказался - потому что он страшный.
Более уродливый аппарат (тем более за такую цену) еще поискать
надо! Но в процессе изучения ассортимента выяснилось, что он делает
то, что я всегда хотел в первую очередь: забористо играет даже
самый тяжелый рок.
2.
Тут сразу надо сделать важную аудиофильскую
оговорку. В идеальном сферическом вакуумном мире hi-end усилитель не должен
играть вообще ничего! Он – посредник между источником и акустикой,
и его задача – быть невидимым. У источника может быть свой
характер, у колонок – безусловно - тоже. Но вот усилитель обязан
быть предельно нейтральным и не вносить в характер звука ничего
своего. Если слушая систему ты не ощущаешь самого усилителя –
значит это аппарат топовой категории.
Но это в идеальном мире. На практике даже
шибко ценные усилители могут вносить столько отсебятины, что диву
даешься.
Иногда это бывает полезным – например, когда
нужно сбалансировать систему. Упомянутый выше однотактный
C.E.C. давал поразительно изящный, ровный и тонкий звук,
но благодаря этому я четко ощущал дефицит баса в системе.
3.
Существует популярная задача для начинающих
аудиофилов: что лучше - купить самый дорогой аппарат бюджетного
бренда, или ровно за те же самые деньги приобрести начальную модель
топового производителя?
Однозначного решения нет, но в ценовой
категории $2.500-3.000 за аппарат (не важно какой – усилитель,
плеер или акустика) происходит важный психологический надлом. А
именно переход из категории верхнего hi-fi в нижний hi-end.
И тут уже есть смысл присмотреть что-то
самое недорогое из традиционно богатых марок. Если для наглядности
приводить аналогию с гитарами, то там аналогичный барьер проходит в
районе $1.000-$1.500, когда уже мало смысла покупать лучшие
японские или мексиканские инструменты, т.к. за эти деньги можно
приобрести недорогого американца.
4.
В плане цен в аудио-технике царит неописуемый бардак, который
приумножает и без того нелегкий процесс подбора системы.
Начнем с того, что европейская «бутиковая»
аудио-техника в Америке продается с полуторной-двойной наценкой. И
обратное тоже верно – американский аппарат, приехав в Европу или
Россию, дорожает почти в два раза.
Отсюда довольно абсурдная маркетинговая
ситуация, когда, допустим, в категории $3.000 конкурируют
очень серьезные hi-end колонки датского или английского производства с
американским продуктом, который на родине стоит дай бог $1.500, то
есть еще из демократичной категории hi-fi.
Самое удивительное, что при этом и многие
американцы покупают завозную европейскую «бутиковую» технику
по завышенным ценам, несмотря на колоссальный рынок местной
аудио-техники.
Объяснить этот феномен очень сложно,
фактически принятие решения упирается в целый комплекс факторов,
имеющих немного общего с объективной реальностью.
Ведь оценка системы аудиофилом это,
наверное, 30% самовнушения, 50% вкусовщины и лишь оставшиеся 20% -
объективное качество аппарата.
И, наконец, окончательный хаос в картину
вносит то, что два аналогичных аппарата одной марки различаются в
цене в зависимости от места сборки – ценник китайского аппарата на
прилавке показывает цифру в два (если не три) раза дешевле его
близнеца, собранного в Британии, например.
5.
Вот если взять конкретно мой пример –
усилитель Moon i-1, честно сделанный в Канаде, в тамошних
североамериканских землях стоит около $1.600. Но в Европе и России
– в районе $2.800, т.е. перескакивает в принципиально иную ценовую
категорию начального hi-end.
С другой стороны сделанный в Китае
«японский» C.E.C. AMP5300R тянул всего на
$1.900, но при этом работал в классе A,
был однотактовым, имел полностью симметричную схематику, балансное
подключение, обладал благородным нейтральным характером, и при этом
еще и выглядел симпатично. То есть формально это он - начальный
hi-end, а вовсе не Moon.
В
Moon i-1 ничего этого нет и в помине, это самый обычный
традиционный, к тому же уродливый стереоусилитель. Если у него что
и есть, то лишь марка, которая в мире интегральных усилителей имеет
несопоставимо больший престиж (большинство
их
моделей, правда, стоят иные деньги – от $7.000 и выше).
Так зачем же я его взял?
6.
Moon дает драйв.
Да, у него проблемы с вокалом (не всегда отчетливая локализация
вокалиста и в придачу некоторая шершавость в голосах), у него
предостаточно отсебятины. Но с акустикой Vandersteen он спелся лучше, чем все, что я
перепробовал ранее.
При всем этом, он вовсе не мусорный, и не замыленный, как это часто
бывает на аппаратах, заточенных под рок. Наоборот, крайне чутко
относится к источнику и не теряет по пути ничего важного. Разве что
только слегка акцентирует то, что ему кажется важнее. Потому с
инструментальным джазом он тоже в закадычной дружбе. А вот для
оперы я бы все-таки советовал что-то иного рода – типа того же
C.E.C.
Обычно звучание заточенной под аудиофилов
аппаратуры не нравится меломанам «с улицы». Мало кто понимает,
зачем тратить гигантские деньги на аккуратный до тошноты звук,
который к тому же настолько требователен к качеству исходника, что
невозможно слушать 90% всех твоих записей.
С Moon i-1 я, кажется, нашел некий давно искомый компромисс
– с ним можно получать удовольствие от достаточно спорных записей -
он, минуточку, смог по-человечески воспроизвести альбом Metallica “Ride
the Ligntning”,
который вообще не играет на нормальной аппаратуре.
И у него явно высокий запас качества – судя
по тому, сколько мусора я расслушал через него из своего
CD-плеера, значит усилок требует
источника сильно выше классом.
Придется опять откладывать деньги на лечение
аудиофилии.