Занять и построить

- избытком дешевой ликвидности
- "консервативные" инвесторы, ориентированные на первоклассные, в первую очередь государственные ценные бумаги, дезориентированы проблемами избыточного госдолга в Европе и снижением рейтинга США
- деньги у "консевативных" инвесторов - "длинные"
Финансовое положение России в настоящий момент следующее:
- государственный внешний долг на 1 июля 2011 составил всего 36,845 млрд. долларов или 2,2% ВВП
(источник - http://www.minfin.ru/ru/public_debt/external/structure/),
- государственный внутренний долг на 1 июля 2011 года составляет 3,585 трлн. рублей или 7% ВВП
(источник - http://www.minfin.ru/ru/public_debt/internal/structure/total/month/)
т.е. совокупный внешний и внутренний госдолг составляет 9,2% ВВП.
- объем средств в Фонде национального благосостояния на 1 августа 2011 года составляет 92,7 млрд. долларов
)источник http://www1.minfin.ru/ru/nationalwealthfund/statistics/volume/)
- объем средств в Резервном фонде на 1 августа 2011 года составляет 26,55 млрд. долларов
(источник - http://www1.minfin.ru/ru/reservefund/statistics/volume/index.php?id4=5796)
т.е. совокупный финансовый резерв составляет 119,35 млрд. долларов или 7% ВВП
Таким образом чистый государственный долг России составляет 2,2% ВВП.
Минусом являются раздутые бюджетные расходы - в 2012 году без дефицита федеральный бюджет свхдится лишь при стоимости нефти в 125 долларов.
Падение стоимости нефти на каждые 10 долларов обойдется бюджету минимум в 500 млрд. рублей потерь.
Покрывать возникающий дефицит в период 2012-2017 гг. правительство намерено за счет:
- резкого прироста внутреннего госдолга (в 2012-2014 гг. до 2 трлн. рублей ежегодно)
- приватизации, которая должна принести около 200 млрд. долларов. (т.е. еще 5,5 трлн. рублей)
Таким образом, на перспективу в 6 лет вопрос покрытия дефицита госбюджета практически решен.
В этих условиях Россия выглядит достаточно привлекательно для "консервативных" инвесторов.
С учетом наличествующего на мировом рынке избытка "длинных", ориентированных на вложение в государственный долг денег,
1. Россия в течении следующих 5-7 лет могла бы занять на мировом рынке до 30% ВВП, т.е. до 500 млрд. долларов
2. Через механизм государственной ипотеки инвестировать эти средства в массовое жилищное строительство, построив таким образом около 600 миллионов метров жилья.
3. Данный новый внешний государственный долг будет обеспечен возвращением "тела долга", а проценты по нему - возвратом процентов по ипотечным кредитам.
4. Процент по привлеченнным государством на мировом рынке средствам вряд ли будет выше 5% годовых. Таким образом ипотечный кредит можно было бы выдавать по 7% годовых.
5. Госипотека должна выдаваться на условиях, не способствующих росту цены на жилье:
- выдача ипотечного кредита только на покупку новостройки
- только на покупку уже сданного госкомиссии (т.е. построенного) жилья
- только на покупку жилья по установленным государством для данного региона ценам (с соответствующим пакетом жестких мер по наказанию застройщиков, желающих нарушить это условие - я как-то подробно писал об этом).
Таким образом:
- Россия получит сектор экономики, который в период снижения/стабильности цены на нефть станет новым мотором экономического роста.
- жилищное строительство из всех прочих секторов обладает наибольшим мультипликативным эффектом для экономики.
- жилищное строительство является сектором, по своей природе не конкурирующим с импортом, т.е. эффект будет максимальным именно для российской экономики.
- до 20 миллионов россиян в срок до 2020 года улучшат свои жилищные условия
- на четверть вырастет жилой фонд страны
- рост экономики вызванный массированным жилищным строительством обеспечит мощный приток налоговых поступлений
По сути остается одна проблема - стабильность валютного курса на протяжении следующего десятилетия. Т.е. повторять опыт девальваций 2009 гг. и тем более 1998 будет нельзя. Впрочем, сам по себе ненефтяной рост экономики будет снижать необходимость девальвации даже в случае достаточно серьезного падения цены на нефть.
|
</> |