ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

топ 100 блогов nikonova-alina29.01.2018 ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ СЕРГЕЙ ЗАРЯНКО. ПОРТРЕТ Е.Х.АБАМЕЛЕК-ЛАЗАРЕВОЙ

        Есть такие картины, которые как будто с помощью какого-то волшебного магнита притягивают внимание посетителей музеев. Причем, это далеко не всегда известные произведения великих мастеров. Очень часто экскурсоводы проводят свои группы мимо таких полотен, даже не притормаживая, а искусствоведы иногда не могут (или не хотят) толком объяснить, кем был автор, и кого или что он изобразил на своей картине. Но если бы в музеях составляли рейтинг самых популярных произведений, то как раз такие полотна и занимали бы в нем первые места.
        Именно к таким картинам относится работа Сергея Зарянко «Портрет Елизаветы Христофоровны Абамелек-Лазаревой» из Нижегородского государственного художественного музея. Заходя в зал, где она висит, практически все посетители замирают, как завороженные. Сначала всех восхищает экзотическая восточная красота модели. А затем зрители начинают замечать и детали: темно-вишневое бархатное платье, глубокого и благородного тона, тонкое белое и черное кружево ручной работы, обрамляющее лиф и рукава, ткань с восточным узором в левом нижнем углу картины, вероятно, обозначающее восточное происхождение героини полотна. Потом внимание переключается на лицо и руки женщины, написанные так тонко и искусно, что кожа лица и рук кажется живой и теплой. При наличии некоей доли живого воображения даже может показаться, что героиня, сидящая на парапете открытой галереи, сейчас поднимется и выйдет из картины прямо в зал навстречу зрителям.
        Но на вполне закономерный вопрос, кто эта женщина, экскурсоводы подчас не могут дать внятного ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ ответа, а искусствоведы со скептическими улыбками объясняют, что это академизм, словно художники этого направления не стоят особого внимания исследователей.
        Сергей Константинович Зарянко действительно считается художником-академистом. Он родился в 1818 году, и для сына крепостного из глухой деревни под Могилевым, вынужденного обеспечивать всех своих многочисленных братьев и сестер и к тому же выплачивать долги своего отца, он сделал просто феноменальную карьеру, оказавшись в конце жизни признанным портретистом, работавшим даже по заказам Императорского двора, академиком Академии художеств и профессором Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
       Зарянко преимущественно работал в Москве, создал огромное количество портретов людей из самых разных сфер тогдашней жизни, и купцов, и государственных деятелей, и представителей творческой интеллигенции. Особенно ему удавались женские и групповые семейные портреты.
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ         Княгиня Елизавета Христофоровна Лазарева была представительницей одной из самых богатых и влиятельных московских семей армянской диаспоры. Семейство Лазаревых, а, вернее Лазарянов, появилось в России еще в середине 18 века. Это были богатые армянские купцы, которые перебрались в нашу страну из Ирана. Их основной сферой деятельности была торговля шелком-сырцом, а также драгоценными камнями. Прадед Елизаветы Христофоровны, Иван Лазаревич Лазарев участвовал в сделке по продаже Екатерине II одного из самых знаменитых драгоценных камней – алмаза «Орлов». Лазарев вместе со своим дядей и братом владели им на паях. В результате этой сделки он потерял более 200000 рублей золотом (в середине 18 века этот камень стоил около 400000 рублей золотом, а ему заплатили только 190000 рублей), однако ему было даровано потомственное дворянство, и очень скоро Иван Лазарев стал одним из семи миллионеров вЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ России того времени.
        К сожалению, к середине 18 века род Лазаревых пресекся по мужской линии. Последним его представителем был младший брат Елизаветы, Иван (Ованес) Лазарев, который умер в раннем детстве. Поэтому когда Елизавета вышла замуж за князя Семена Давыдовича Абамелека, своего кузена по отцовской линии, и ей было разрешено сохранить свою девичью фамилию. Для представительниц самых родовитых семей это разрешалось, чтобы родовое имя не было утрачено окончательно.
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ        Муж Елизаветы Христофоровны, Семен Давыдович Абамелек, также происходивший из рода знатных и богатых московских армян, был гвардейским офицером. Между прочим, он учился в школе гвардейских подпрапорщиков вместе с Михаилом Лермонтовым, и они дружили. На прощальной вечеринке перед последней поездкой Лермонтова на Кавказ присутствовал и Семен Абамелек. Любопытно, что после того, как он вышел в отставку, он профессионально занялся живописью и получил звание академика батального жанра.ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ
        Сын Елизаветы Христофоровны и Семена Давыдовича Семен Семенович Абамелек-Лазарев был богатейшим русским промышленником, значительно преумножившим состояние предков, но также и археологом-любителем. В 1881 году, едва окончив Санкт-Петербургский университет, он вместе со своими друзьями, искусствоведом Адрианом Праховым и художником Василием Поленовым, отправился в путешествие по странам Востока (видимо, он стал и спонсором для своих друзей в этой поездке). В Пальмире Семен Абамелек-Лазарев производил раскопки, ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ результатом которых стала ценнейшая историческая находка – плита с текстом знаменитого Пальмирского таможенного тарифа эпохи императора Адриана (137 г. н.э.) на греческом и арамейском языках. Через двадцать лет после этого события, благодаря средствам Абамелек-Лазарева и его влиянию, эту плиту удалось переправить в Россию. Сейчас она хранится в Эрмитаже.
        Портрет Елизаветы Христофоровны Абамелек-Лазаревой до того, как в 1919 году попал в музей, находился в коллекции Семена Семеновича Абамелек-Лазарева в его нижегородском доме.ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ
        Между прочим, Сергей Зарянко написал портреты отца Елизаветы Христофоровны, Христофора Екимовича, ее матери, Екатерины Эммануиловны, и ее младшего брата Вани. Поскольку мальчик к тому времени уже умер, портрет пришлось писать по сохранившимся миниатюрным изображениям, от чего он несколько проиграл в живости и естественности, тем работам художника, которые были сделаны с натуры.
        Изображение фактуры различных материалов, и, особенно, умение писать кисть руки было самой сильной стороной художественной техники Сергея Зарянко. Так вылепить кисть руки могли лишь немногие академисты, а вот ни один из передвижников, среди которых были и ученики Зарянко, этим мастерством так и не овладел.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Еще не успели все доделать, еще не успели переехать, еще не успел рассказать, как мы штукатурили дом. А уже началось! Нашли по кусочку плиточки и давай штукатурку царапать на доме :) Может зря мы купили итальянские обои? :) Теперь даже в угол их не поставишь. Будут же ковырять! ...
Чувствую себя мамонтом (или папонтом?
Самая опасная из корон - корона Спасателя. Она позволяет опуститься ниже дна, чувствуя при этом свое духовное превосходство и личный контакт с Богом. Когда Маслоу придумал свою пирамиду, где высшие потребности возникали только после удовлетворения низших потребностей, он имел в виду ...
Хвоинка на ночь Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, вдруг из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними. Она так страшно стрекотала, что ...
Давно хотела выложить этот текст... Реально давно - он написан в 2004 году. В общем, можно было бы уже и не выкладывать - очевидно, на данный момент это не лучший мой текст, да он и не был предназначен для чего-то, кроме внутреннего употребления (хотя у меня всегда была привычка писать по ...