Занд, археология и indy424 (6)

топ 100 блогов eterman03.05.2010 Здесь необходимо сделать небольшое отступление – сугубо в рамках пространной "генетической" темы.

Я хочу познакомить читателей с выдающимся современным историком – проф. Дороном Мендельсом с кафедры общей истории Иерусалимского университета. Иерусалимского, не Тель-Авивского.
Вот - для желающих - линки на статьи о нем в Википедиях – ивритской и английской.

http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%93%D7%95%D7%A8%D7%95%D7%9F_%D7%9E%D7%A0%D7%93%D7%9C%D7%A1

http://en.wikipedia.org/wiki/Doron_Mendels

Не пытайтесь приписать Мендельсу левые взгляды – не выйдет. Я уже пытался. Мендельс исследовал, к примеру, историю еврейского национализма и обнаруживал оный там, где его, на мой взгляд, в помине не может быть. Увы, эти заметки – неподходящая арена для обсуждения наших несогласий. У Мендельса есть для них кое-что получше.
В 2004-2006 годах Мендельс вместе с д-ром Арье Эдри (???? ????? , Arye Edrei) занимались любопытнейшей темой – историей "западного еврейства" конца эпохи Второго храма и позднейших веков – вплоть до Средних. В скобках: А.Эдри (вероятно, даже не Эдри, а Эдраи или Эдреи, но я не знаю, как это слово толком выговорить) – религиозный еврей, сотрудник Тель-Авивского университета. ????? - классическая еврейская марокканская фамилия, иногда сохраняемая в исходном виде, иногда ивритизируемая и превращающаяся в нехитрое Деръи. Так что знаменитый Арье Деръи – изначально Эдреи, точь-в-точь как непрасно гордившийся своей филологической неиспорченностью недавний министр от партии Ликуд Яаков Эдри, изъявший из своего былого величия один только "айин". Но это все пустяки.
Результаты исследования Мендельса и Эдри были опубликованы здесь (в двух частях):

Journal for the study of the Pseudepigrapha
Vol 16.2 (2007): 91-137
© 2007 Sage Publications (London, Thousand Oaks, CA, and New Delhi)
DOI: 10.1177/0951820706074303
http://JSP.sagepub.com
A Split Jewish Diaspora:
Its Dramatic Consequences
ARYE EDREI AND DORON MENDELS

Journal for the study of the Pseudepigrapha
Vol 17.3 (2008): 00-00
© 2008 SAGE Publications, Los Angeles, London, New Delhi and Singapore
DOI: 10.1177/
http://JSP.sagepub.com
A Split Jewish Diaspora:
Its Dramatic Consequences II
ARYE EDREI AND DORON MENDELS

По этим ссылкам можно без особого труда и совершенно бесплатно найти и скачать полные тексты статей (что я и сделал). Готов прислать их любому желающему по электронной почте.
Позднее (в 2009 году) Мендельс и Эдри издали свои материалы в виде книги на немецком языке, свободно продающейся, скажем, на Амазоне:

Zweierlei Diaspora: Zur Spaltung der antiken judischen Welt. Mit einem Vorwort von Dan Diner. Aus dem Englischen von Michael Dewey (Toldot) (German Edition) Arye Edrei, Doron Mendels
English summary: The book reflects the dramatic split between the Western and Eastern Jewish Diaspora, caused by the lack of a unifying system of textual communication, leading to the continuous disappearance of Western Jewry in late antiquity.

Эта книга базируется на указанных выше статьях, однако включает существенные добавления и исправления.
Вот как суммируется исследование МЭ (Мендельса и Эдри) ими самими в интервью с ними, сделанном в 2008 году (перевожу с небольшими сокращениями).
После гибели Второго храма в европейской части еврейского мира развернулся "продолжительный и драматический" процесс ассимиляции – не менее драматический, чем "гибель десяти колен". Его главной причиной стал "языковый разрыв". На востоке еврейского мира еврейская культура продолжала бурно развиваться на иврите и арамейском языке, породив мидраши, Мишну и Талмуд. Однако эти тексты не были переведены на языки, на которых говорили "западные евреи", – греческий и латынь. В результате "западные евреи" отделились от культурных еврейских центров на Востоке.
Образовавшийся культурный вакуум заполнило, прежде всего, павлианское христианство, проповедовавшее по-гречески, хорошо знакомое с Ветхим Заветом и базировавшее на нем свое учение. Поэтому огромное большинство евреев Европы приняло христианство.
Разделение между западными (говорившими по-гречески) и восточными (говорившими на иврите и арамейском) евреями начало оформляться еще до гибели Храма. Однако Храм и традиционное паломничество в Иерусалим не давали ему стать необратимым, сохраняя "ощущение единого народа". После гибели Храма "иудаизм стал опираться на тексты". В Иудее и на Востоке были созданы мидраши, Мишна, а позднее Талмуд, доступные только на иврите и арамейском.
Мендельс подчеркивает, что в течение долгого времени, даже после завершения ее редактирования (р. Йехудой а-Наси) в начале третьего века н.э., Мишна не была записана – ее учили устно. Таким образом, не было никакой возможности ее перевести.
Все это привело к культурному обнищанию западного еврейства, принявшего две формы: ассимиляцию в местных культурах, использовавших знакомые западным евреям языки, или образование слабых общин "библейских евреев", культура которых основывалась исключительно на Библии, не будучи знакомой с более поздними еврейскими источниками.
Не случайно мы не располагаем никакими свидетельствами литературного творчества западноевропейских евреев между вторым и пятым-шестым веками н.э. Даже Пасхальная Агада, ставшая признанной заменой пасхального жертвоприношения в период после гибели Храма, в Европе не распространилась.
Позднее этот культурный вакуум был весьма существенным образом заполнен христианством. Павел и его ученики, отцы церкви, с одной стороны, говорили по-гречески, а с другой адресовались к Библии и вполне могли восприниматься как подходящие для европейских общин интерпретаторы иудаизма. Мендельс подчеркивает, что евреи Запада внесли огромный вклад в продвижение христианства, ставшее в течение 300 лет доминирующей на Западе религией. Они стали основой развивающихся христианских общин.
Лишь в 8-м столетии мы вновь обнаруживаем в Европе еврейские общины, частью общины "библейских евреев", знакомых только с Библией, частью – общины, эмигрировавшие в Европу из других мест и уже адаптировавшие Вавилонский Талмуд как обязывающую основу своей культуры. В эту эпоху были сделаны важнейшие выводы, и еврейские общины Европы впервые стали относиться к ивриту как к "языку учения", так что знание хотя бы его основ стало повсеместным.

Работа Мендельса и Эдри была воспринята научной общественностью практически без возражений.
Спрашивается, почему?

Продолжение следует

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Весёлая, зелёная, и что-то вкусное во рту) Подросла на глазах)) Белая ...
В этой фотографии зашифрован логотип одной из ведущих ИТ-компаний, производителя лучшего оборудования в своём классе. Молодёжь скажет: «Ну-у, так себе шифр. И не похоже, и не остроумно, да и лучшее ли это оборудование?» А коллеги постарше лишь вздохнут и украдкой смахнут скупую ...
По итогам комментариев к предыдущему, созрел у меня чудеснейший пост-опрос! А что вы планируете делать после того, как Все Дела Будут Сделаны? Когда Все дети вырастут и Вся работа будет выработана (ну или ресурсы мозга для даной работы кончатся)? Когда Все Отстанут? короче, НА ПЕНСИИ? ...
Ситуация рабочая, хотя и довольно тревожная. Умение Путина владеть своими эмоциями еще раз удивило. А то намедни его упрекали в чрезмерной мягкости. Мол, надо было этого канадца Харпера размазать и т.д. А принцип всех восточных единоборств заключается как раз таки в простой, на первый взгл ...
Ну вот и подошел к теме, куда дальше двигаться… В феврале 2017 ворвался вихрем в ЖЖ, начал публиковать посты, дружить, комментировать журналы друзей, столкнулся впервые с понятием троллинг (любопытное явление) и уже неплохо освоился. Зачем?! Давайте разбираться: Информирование ...