Заметки на полях (165). Знание и вера


Знание стоит на опыте. Вера зиждется на доверии...
...Можно доверять любимой жене. Верить ей. А можно нанять приватного сыскаря, чтобы тайком проследил за женой. Сыскарь принесет целый ворох фактов, и скажет: "Да, сударь. Она вам верна". Теперь ты знаешь: жена тебе не изменяет. У вас крепкая семья. Сыщик отработал гонорар.
Куда делось доверие?
Ушло, освободив дом для знания.
Или - ушло, освободив дом совсем для другого знания, которое живописует вот эта картинка, позаимствованная мною у камрада

Впрочем, описанный выше метод - не единственный, которым вера заменяется знанием. Есть ещё личный субъективный опыт, доступный нам в переживаниях, куда нет пути другим людям. Дон Хуан назвал то, шё получается в итоге такого опыта, безмолвным знанием.
Меня, например, одно время очень боялись люди, с которыми я имел регулярное общение. Им казалось, шё я умею читать мысли, потому шё из моего рта вылетали слова, столь точно описывающие их с понтом тайные переживания, шё это было невыносимо и страшно.
На чём базировалось это явление? На опыте. Но это был такой опыт, который нельзя получить, наняв сыскаря, даже если он, сыскарь, принесёт ворох фактов, добросовестно отработав гонорар.
|
</> |