Законы физики, памятники истории, эпоха фотографий, наступившая немного
newparadigma-ru — 13.07.2024 Когда-то дава это в некоторых сообществах, но не грех повторить, дополнив и акцентировав.Обожаю это фото. На снимке великий Храм Амона-Ра в Луксоре (в этой части сделан в 1400 году до н.э. при Аменхотепе III). NYPL, выставившая это фото, относит дату съемки к периоду 1870-1875 годов.
Бросаются в глаза подпорки. После разлива Нила слегка поехали эти грандиозные колонны, и их подперли брусом из мачтовых деревьев. Возникает вопрос: а как стояли-то эти великие колонны без малого три с половиной тысячи лет, если простой разлив их колышет?
К счастью в Луксоре катастрофы избежали. Ученым удалось отстоять и закрепить этот ряд, сегодня им любуется ЮНЕСКО и человечество. А вот в другом великом Храме - Карнакском, в части, построенной в 1500 году до н.э. Тутмосом I, таки рухнула колоннада, как домино. После разлива 1899 года поднялся уровень грунтовых вод и упали 11 грандиозных карнакских колонн (прочтите о шоке ученых, обнаруживших после падения липовые фундаменты, т.е. фактически отсутствие таковых - как они стояли-то 3,5 тыс. лет?), и их восстанавливали много лет.
Но есть на фото кое-что интереснее подпорок. Прямо перед нами загадочно распавшийся блок.
Что распался - совсем не загадка. Качество смеси во всей мегалитике Египта чаще всего ниже плинтуса. Настоящая загадка: почему этот распавшийся набор висит? Нижняя многотонная глыба отошла, но вместо того, чтобы рухнуть по законам природы, слегка провисла левым дальним краем, и все.
Сетевым историкам академического и альтернативного направлений, и ютупоисторикам заодно, предлагается угадать ответ с восьми раз.
Этот же набор за двадцать лет до того. 1856 год. Удаляется опалубный грунт и городок строителей. Видно, что многотонная глыба за двадцать лет только слегка провисла в дальней части и отъехала в дальнюю (от нас) сторону.
Показанная динамика отвечает на два вопроса.
Первый вопрос: почему эти гигантские колонны стали падать от разливов только в 19 веке? Как они достояли до этого времени, будучи регулярно подверженными разливам? Ответ: вот так и стояли в опалубном грунте и впервые оказались без него только когда грунт был убран в 19 веке.
Во-вторых, тот же грунт дает ответ на вопрос: как громоздили мегатонны перекрытий на второй ярус сооружений вроде Карнакского и Луксорского Храмов при отсутствии соответствующей техники до 19 века? Ответ еще проще: никак. Формовали мега-блоки на грунте, грунт убирали. Простейшей технологией, которая вообще не требует техники.
*
Еще один разлив в том же гипостиле Луксора, на этот раз в какой-то из 1860-1869 годов. Угрожающе подвинулась, к счастью, только одна колонна.
Но главная красота не там, а на дальнем плане.
Почему эти примерно три сотни тонн, бывший блок, висят, только чуть прогнувшись, хотя место слома уже крошится давно, уважаемые историки сети и ютупоисторики?
Этот же блок после 1860 года.
Довисел этот блок аж до 1908 года. Вот как хорошо сделали его формовщики!
А это оба показанных бывших блока в одном кадре. 1864 год.
Не буду больше мучить сете- и ютупоисториков вопросом. Причина проста: насколько плохо сработали бракоделы-изготовители формованной смеси, настолько добросовестно - формовщики-арматурщики. Армировочные элементы из ковкого чугуна, использовавшиеся в строительстве еще в 16-17 веках, держат распавшийся блок.
*
Еще Луксор. Этот блок архитрава над стутей Рамзеса в принципе не может висеть без сквозных стержней, причем нескольких.
Он же, вид снизу, 1870 год.
Между 1870 и 1880 годами.
Сейчас, разумеется, монолит как новый.
А это снимок комический. 1859 год. Строительный грунт уже убрали. Деревня строителей, ставшая ко времени допуска ученых и фотографов вполне респектабельным населенным пунктом, также убрана, но домик привилегированного сословия деревни еще стоит. Не во всех строительных городках был жесткий бесчеловечный режим, как в последнем лагере строителей на Гизе, где-то администрация из числа самих лагерников договорилась с прорабами и начала развивать свой населенный пункт с пользой для себя и поселка.
Нас же интересует лопнувший блок, на коем поставило часть своего домика местное привилегированное сословие.
Какие еще вопросы к структуре блока?
*
Напомню уже показывавшиеся фокусы с гравитацией, объясняющиеся возведением данных объектов в индустриальную эпоху методом армированной формованной смеси, и пойдем смотреть новые.
Тайна висящей арки в Карнаке на фото 1856 и 1859 годов вызвала животрепещущие, очень забавные отклики историков ЖЖ, прочтите, не пожалеете.
К 1891 году часть армировочных элементов все-таки не выдержала, два блока отвалилось, и сооружение упростилось. Это фото с другой стороны, колонн Тутмоса III.
В этом упрощенном виде и зафиксировали конструкцию реставраторы, дополнительно, от греха подальше, укрепив стальными рельсами со сквозными анкерами. Абсурд остался. И единый древнеегипетский барельеф эпохи Нового Царства - тоже.
Чудесный карнакский мегалит. 1857 год.
Немного с другого ракурса.
Великолепное фото Бонфилса 1867 г. Помимо прекрасного распавшегося мегалита видны балки от мегалитов распавшихся и рассыпавшихся полностью. Чугун, разумеется. Карнакский Храм, без сомнений делался во времена, когда Каир был Вавилоном, а Египет - частью классического античного мира греко-римлян. Рецидив этих времен мы видели на первой в истории карте Карнака Ричарда Поукока, где он был Храмом Юпитера. И это максимум 17 век, эпоха чугуна.
Еще любимый Карнак. 1859 год. Много распавшихся блоков, каждый минимум двести тонн. Обломки висят.
Гипостиль. Распавшийся блок. 1869 год. Изображение отзеркалено.
Он же. 1880-е годы.
Тот же Карнак. 1856 год. Блок весом не менее сотни тонн полностью распался, но обломки не рассыпались, висят, сохраняя кубическую форму, даже несмотря на то, что находятся под нагрузкой.
Это снимок 1873 года. Распавшийся блок весом не в одну сотню тонн. Нижний обломок не упал, а только слегка провис.
А это 1909 год. Восстановительные работы вследствие катастрофы колонн 1899 года и общего неважного качества все еще идут. Хрупкий, но добросовестно армированный мегаблок по-прежнему висит в распавшемся виде, нижний обломок за 36 лет только немного сдвинулся в левую от фотографа сторону. У ковкого чугуна, удерживающего расколовшийся блок, есть некоторый запас пластичности.
*
Триумфальную арку Септимия Севера в Пальмире с повисшим на арматуре центральным арочным элементом и почти полностью рассыпавшимся блоком над ней фиксировали многие художники и фотографы. Этот абсурд полвека не волновал внематричного заказчика, хотя фактически сдавал сквозные металлоизделия в формованных элементах любому грамотному человеку.
Элемент повис из-за расхождения опор арки. Блок рассыпался из-за крайне низкого качества смеси, характерного для всех памятников Пальмиры.
После более чем полувековой паузы реставраторы зафиксировали элемент более естественным образом. Стягивать опоры не рискнули - развалится сооружение, воткнули вставку. А сейчас, после разрушения арки игилодебилами можно будет поставить памятник монументально.
Еще Пальмира. Бонфилс. 1867 год. Редкий пример добросовестной формовки при характерном для Пальмиры отвратительном качестве смеси. Блок перекладины этих ворот лопнул, но не упал, сквозной металл удержал его, а нагрузку приняли аналогичные элементы блоков перекрытия и правая (от нас) боковая стойка.
Внизу городушки Тадмора, городка строителей, преобразовавшегося, как и в Луксоре, из лагеря в респектабельную деревню, выселенную в 1930 году. Не обращайте внимания.
Бонфилс не был бы Бонфилсом, великим фотографом, если бы не снял это дело подробнее.
Эти же ворота, 1929 год. Видно, что толщина этого мега-блока значительно превышает высоту.
А это тот же вход в Храм Баала с другой стороны. Бесподобно безобразная пальмирская формованная смесь балки перекрытия входа лопнула аж в двух местах, но загадочно осталась висеть.
Фотография Гертруды Белл 1900 года.
К моменту реставрации даже обломки успели почти рассыпаться, поэтому ученые приставили форму и заполнили ее современной смесью, а остатки балки пристроили там, где им место.
Еще один пальмирский объект, башня Элахбель, 103 г. н.э.
Тот самый счастливый случай, когда ученым ничего делать не надо. Перекрытие лопнуло пополам, но оно не несущий элемент, а просто филенка, элемент декора, нагрузку же держат другие элементы. Ничего этим половинкам не сделается, будут висеть как висели, поэтому ученые просто замазали щель, да и всё.
Старое фото пришлось отзеркалить — фотограф ошибся при печати.
*
Арка Адриана в Афинах 131 года н.э., величественное сооружение, увенчанное композицией из коринфских колонн и пилястр, поддерживающих ионический архитрав, посредине которого расположен антаблемент с треугольным фронтоном, снимается с 1847 года. Ионический архитрав впервые внятно попал в объектив в 1850 году.
Видно, что архитрав лопнул, но не упал, как должны падать ионические и любые другие архитравы дочугунной истории, а только провис. На совесть проложили его чугуном камнетесы Адриана, тем самым сохранив от разваливания всю конструкцию для ЮНЕСКО и человечества.
Понятно, что и ученые-реставраторы, работавшие с 1890-х годов до на наших дней, аккуратно поддержали усилия строителей Адриана. Поднимать не рискнули — неизвестно было состояние и чугуна, удерживавшего части архитрава в воздухе, и самих частей, был риск развалить эти части совсем. Поэтому снаружи просто замазали щель между частями, не скрывая — а как ее скроешь?
Снизу подперли изрядным чугунным брусом. Который немедленно заржавел и практически слился по цвету с элементами Арки, также насквозь почерневшими вследствие коррозии чугуна. Простое изящное решение!
Проделав такое, уже не стоит стесняться ни чугунных закладных камнетесов Адриана.
Ни подпорок из эпохи стали.
А часть панели, дожившую до эпохи фотографий и снятую на дагерротип в 1847 году, на стекло в 1850 году, ученые снесли к зевсовой матери. И правильно. Без панели Арка куда величественней и интересней.
*
Еще Эллада. Прославленные Пропилеи Афинского Акрополя. Библиотека Конгресса определяет время снимка между 1900 и 1920 годами.
Крайний блок архитрава показывает, что прославленный Николаос Баланос уже поработал над памятником методом анастилоза. Но два лопнувших пополам блока этот великий специалист решил оставить как есть, оценив надежность и прочность армирования. Исправляли просчет великого уже последователи.
*
Дворец Хатры, прославившийся на весь мир после сбивания игилодебилами в 2015 году двух голов на швеллерах из ковкого чугуна. Здесь и оставленных голов, бесспорно таких же, и других свидетельств постройки в индустриальную эпоху хватает. Самое явное - в книге археолога Вальтера, работавшего в Хатре в 1906-1911 годах, и в свидетельстве археолога, ассириолога, дипломата и т.д. Гертруды Белл.
На чем держатся эти много тонн, если не на сквозной балке из металла?
Это невозможно по законам физики.
Особенно доставляет квадратный блок к нижней части перекрытия.
Он же, подробно, на фото Гертруды Белл. Видно, что мадам снимала после археолога. Вертикальный блок у стены успел отвалиться, но загадочным образом не упал, а повис. Хотя внизу (см. снимок археолога) нет никаких куч, на которые он мог бы упасть и замереть подобным образом.
Как ни старались Гертруда и археолог передать древность объекта, а объективно они таки-сдали постройку индустриальной эпохи.
*
А это Новый Свет. Мезоамерика. Древний город Митла, построенный ок. 500 года н.э. Здесь подробно показывался. Фото 1862 года.
Стены совсем развалились. Но не перекрытие.
*
Эпически висел стотонный куб над входом Храма Бахуса в Баальбеке. Съемки той и другой стороны висящего куба показали причину такого вываливания и зависания. Два из армировочных элементов нижней части куба не были сквозными, они сломались либо выдернулись при обваливании куба. Верхнюю часть куба проложили добросовестно, элементы натянулись, прорезали пазы и куб, но уцелели.
Любуемся также двумя блоками над повисшим кубом, которые по законам физики так висеть не могут.
В порядке антифлудинга сетевых и ютупоученых - знатоков физики, рассказывающих про силы трения, сопромат и пр. В ежеквартальном отчете британского Фонда исследования Палестины, в 1873 году проводившего обследование Храма, приведены вычисления, показавшие вес этого повисшего куба в 100 тонн, двух блоков над ним - в 30 и 20 тонн. Читайте на стр. 159 отчета.
Именно на съемках Баальбека, невероятным образом попавших в общий доступ, были показаны сквозные армировочные элементы в мегалитических блоках.
Сверзилось с исполинской стены Храма Бахуса и раскололось нагромождение древнеримских блоков, таинственными (но не для знающих о строительном грунте) технологиями поднятых наверх. Что не удивляет, учитывая качество ниже плинтуса всех памятников древности и руин памятников древности из наследия ЮНЕСКО и человечества. Выяснилось, что они сделаны из формованной смеси и проложены металлическими балками, мегалитической арматурой, цветным прокатом. Это именно цветмет, а не ковкий чугун, выплавляемый еще и в 17 веке. Чугун, даже ковкая модификация, использовавшаяся в строительстве вплоть до эпохи стали, расколется при таком падении и сгибе.
На всех последующих съемках арматуру вытащили, пазы пусты. У кого еще есть какие-то сомнения в происхождении этих пазов, каких полно на всех мега-блоках и конструкциях Баальбека? И не только Баальбека, естественно.
|
</> |