Закон о работе такси: что меняется для перевозчиков и какие данные будут

Для служб и сервисов заказа такси, а также для их водителей теперь действуют строгие правила.
Требования прописаны в законе «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации», который вступил в силу 1 сентября.
Зачем нужен этот закон
Фактически перевозкой пассажиров мог заниматься любой водитель, зарегистрированный в агрегаторе через приложение. Либо вообще без регистрации: достаточно было установить на машину «шашечки» и встать у вокзала или аэропорта. Некоторые регионы принимали свои нормативные акты, касающиеся такси, другие — пускали дело на самотек.
Теперь вступивший в силу федеральный закон регулирует все отношения, касающиеся перевозок пассажиров и багажа легковым такси, и определяет порядок контроля за этой сферой. Одно из главных требований — у водителей должно быть разрешение на работу в такси.
Закон касается как небольших компаний, которые напрямую оказывают услуги такси, так и крупных агрегаторов, которые лишь предоставляют сервис для заказа автомобиля, например «Яндекс Go».
Перевозчики обязаны передавать информацию в ФСБ и МВД
По этому закону сервис такси обязан вести журнал регистрации заказов в электронной форме или на бумаге, фиксируя в нем:
- Номер заказа.
- Дату и время, когда заказ приняли и когда выполнили.
- Адреса начала и окончания поездки.
- Марку, модель и госномер легкового такси.
- Фамилию, имя и отчество водителя.
- Расчетное и фактическое время начала и окончания поездки.
- Телефон заказчика.
- Дополнительные требования к поездке — например, есть ли в машине детское кресло и можно ли в ней перевозить инвалидную коляску.
Перевозчик обязан хранить эти записи минимум 6 месяцев — и только на территории РФ.
В случаях, установленных законом, их придется предоставить по требованию ФСБ или МВД: например, в рамках уголовного дела или проверки сообщения о преступлении. Перевозчик не может проверить, есть ли вообще такое дело или сообщение. Зато может проверить прокуратура — как по своей инициативе, так и по обращению службы такси.

7 заказов такси, которые закончились разборками в суде
21586
Но для ФСБ еще предусмотрен круглосуточный доступ к системе заказов без каких-либо запросов — по постановлению правительства, которое тоже вступило в силу 1 сентября. Там сказано, что служба заказа легкового такси, внесенная в реестр организаторов распространения информации, обязана предоставить ФСБ круглосуточный удаленный доступ к базам данных о заказах. Для МВД подобный доступ не предусмотрен — получение информации возможно только по запросам.
Перевозчики, не внесенные в реестр, предоставляют такие данные в ФСБ и МВД только по запросам — в срок от 3 до 10 рабочих дней.
Отвечать за ущерб придется не только водителю, но и службе такси
Службы такси и раньше возмещали ущерб наравне с водителем, но потерпевшим часто приходилось обращаться в суды.
Теперь норма об ответственности службы такси прописана в законе. Главное условие взыскания ущерба — он не покрывается страховкой по ОСАГО. О том, как устроено ОСАГО, Тинькофф Журнал рассказывал в отдельном материале. Базовая ставка страхового тарифа для автомобилей такси значительно выше.
В ДТП виноват водитель, а ответит служба такси
11
У службы заказа такси должны быть филиалы
Служба заказа такси обязана иметь филиал в регионе, где работает, — но только если количество заказов превышает 4 тысячи в сутки. Если заказов меньше, создавать филиал не обязательно.
Службы такси и машины попадут в единую государственную систему
Правительство уже утвердило положение об этой информационной системе. Она будет собирать информацию из региональных реестров такси. В базу будут вносить:
- Номер записи в региональном реестре легковых такси.
- Дату, когда запись внесли в региональный реестр.
- Марку, модель и госномер транспортного средства, его VIN.
- Данные собственника автомобиля.
- Номер и дату выдачи СТС.
- Даты заключения и окончания срока действия договора, подтверждающего право владения и пользования транспортным средством, номер договора.
- Фотографию автомобиля — если это предусмотрено региональным законом.

Сколько машин такси в регионах России
617
Кто сможет пользоваться системой
Доступ получат, например, страховые компании, ГИБДД и обычные граждане.
Пассажиры смогут проверить, действительно ли водитель работает в такси.
Сотрудникам ГИБДД будет проще штрафовать водителей, перевозящих пассажиров без действующего разрешения. Санкция за такое — штраф 5000 ₽
.
А водитель такси не сможет сэкономить на ОСАГО, если укажет, что использует машину исключительно в личных целях. Страховая компания не возместит ущерб после ДТП, если выяснится, что полис оформлен на личную машину, а она числится в информационной системе как такси. В этом случае таксисту придется платить потерпевшему из своего кармана.
Что важно запомнить
- Водителям будет сложно «побомбить» пару часов после работы: сначала придется получить разрешение.
- В такси не смогут работать судимые, лишенные прав и те, кто не платит штрафы за нарушение ПДД.
- МВД и ФСБ смогут отслеживать маршруты — преступлений с участием водителей такси должно стать меньше. А такси станет более безопасным для пассажиров видом транспорта.
- Пассажир, пострадавший в ДТП, сможет предъявить претензии не только к водителю, но и к перевозчику.
Источник:
Ещё по теме: