Закон человеческий
julija_welboy — 24.07.2023На Донбассе есть небольшие вкрапления западных украинцев, которые еще в советское время приезжали сюда на заработки. Устраивались на шахты, получали подъемных по 1000 рублей (советских!), но работать не всегда могли. Тогда они заводили дом, обрастали хозяйством, занимались животноводством, огородничеством, наживали, торговали, - одним словом, разбавляли собой местный рабочий социум.
И конечно, привносили свой менталитет. Вопросом "А вы ее саджалы?" на Донбассе встречать людей было не принято. Всё, что находится за границей твоего забора и ограждённой тобой территории, - общее, для всех людей, даже если там будет расти денежное дерево.
Западная цивилизация, которая пустила корни на Западной Украине, и даже в некотором смысле породила ее, росла и воспитывалась на законе о частной собственности. Растёт дерево: если не ты его посадил, ты не имеешь права ничего рвать, пусть даже оно стоит в чистом поле. Возможно, хозяин еще найдется, или он уже есть, просто не заявил свои права, поэтому спустить овчарку на человека за горсть шелковицы - логично. Так человеческий закон приводит к нечеловеческому поведению.
Мы опираемся на другое мировоззрение: русский мир, он общий, данный Богом, его нельзя присвоить.
У нас с жителями Зап.Украины диаметрально противоположное отношение к имуществу, к миру материальных благ. Очень показательны в этом смысле украинские комментаторы, которые назвали меня в ЖЖ "каличка убогая", используя это слово как оскорбление. Страх показаться бедным, потерять "майно" заставляет их презирать людей.
Калики, как известно, не имели своего имущества. В русской традиции "калики перехожие" - это странники из народа, о которых заботится сам Господь. На этих людях ореол святости, они под покровительством светлых сил. Привечать и кормить каликов считалось достойным поведением. Согласно былинам, калики призвали Илью Муромца встать на защиту Русской земли.
"Вынимали калики поспешливо
Для коров сбереженные крохи".
(С. Есенин).
По сюжету стихотворения нищие, которым дали по краюшке хлеба, находят возможным (и даже важным для себя) поделиться этой краюшкой еще с кем-нибудь. Поскольку беднее нищего в селе никого нет, они делятся с животными.
Для нас ценность не имущество, а сострадание. Не забрать, а отдать. Не вырвать изо рта горсть шелковицы, а поделиться, пусть даже крошкой. Сострадание - это не стыд, не долг, а душевная потребность.
Это наш закон - не человеческий, а божий. И называется он совесть.
|
</> |