ЗАКЛИНАНИЕ ЛЕСНЫХ ОХОТНИКОВ

мишка мишка — где твоя сберкнижка!
ЗАКЛИНАНИЕ ЛЕСНЫХ ОХОТНИКОВ
Заметка с таким названием опубликована в номере газеты
«Архангельск» от 25 июля 1908 года. Её автор П.Лысый пишет о
сохранившейся в те времена в дальних уголках Архангельской губернии
вере в силу заклинаний и ритуалов, применяемых в хлебопашестве, при
выгоне скота на пастбище, накануне рыбной ловли и лесной охоты, а
также при многих прочих делах, которые сопровождаются наговорами,
"обходами", "словами" и заклинаниями. Там, «пошептав над водицей»,
пытаются «приворожить» жениха или невесту, а при случае даже
«испортить свадьбу». Владеющие этими «знаниями» и «умениями» хранят
их в строгой тайне и «пред смертью словесно передают какому-нибудь
одному лицу».
Тем не менее автору газетной публикации удалось записать заклинание
лесных охотников в Пинежском уезде. Источник получения «запретной»
(для посторонних) «информации» П.Лысый не раскрыл. О том, сохранила
ли она «силу» в XXI веке, могут поведать современные охотники. Им и
более мирным людям предлагается оценить несомненную красоту
русского народного слова, запечатленного в древнем заговоре.
Заклинание приводится в редакции первоисточника. Для удобства
чтения из газетного текста лишь убраны «еры» и «яти»:
«Господи Боже, благослови Отче! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Есть море океан; за тем морем-океаном – гора сносная, на той на
горы сносной сидит птица орец, всем птицам – птица царь: глава у
него до неба, крыла у него до земли; прилетают к нему птицы со всех
четырех царств и земель: от востока и до запада, от севера и до
лета. И тот орел царским птицам заповедывает о мне, рабе Божием
(имя рек), и говорит, чтобы все орлы и соколы, и кречеты, и
ястребы, и рябы, и жаравы, и всякие прочие птицы, которые мне
годны, рабу Божию (имя рек), покорны все были рабу Божию (имя рек):
молитвы царския, иже-херувимскую песнь поют, сами с места на место
переуступают; и как я, раб Божий (имя рек), с места на место не
переступываю, тако-же-бы птицы от меня, раба Божия (имя рек), не
летели, не отлетали и не отходили. Мне Божьей благодатью владеть
дано от всещедраго Бога и от птичьего царя орла и как вам во веки
веков аминь».
К тексту заклинания прилагается примечание, в котором содержатся
подсказки для произносящего и другие «слова»:
«Кто этот заговор держит, и тот-бы стоял при церкви за обедней,
когда иже-херувимскую песнь поют: стоя тут, выщерби чрева маленький
иверенек из под правой ноги и положи ко оружью , которое с тобой.
Как мертвый лежит во гробе, не чует и не видит, тако-же бы меня
раба Божия (имя рек) и белая, и серая, и пестрая, и пернатая моего
пищального стуку, и бряку, и духу не слышала и не видела, и как во
мертвых никто не испортит и не узорочит тако же бы меня раба Божия
(имя рек), с моею пищалью не уркнул бы и не испортил никакой лихой
человек от вернаго и невернаго человека, и от своей думы, и от
своего взгляду, и от своей крови, и от своих домовитых людей, во
всегда, ныне и присно во веки веком. Аминь. – И как рождается Иисус
Христос из пречистой Богородицы, такожде бы рождалась моя
стрельчатая пищаль: с огнивом, и с кремнем, и с порохом, и запалом
и шурупы, закрой и защити, Иисус Христос и Пречистая Богородица, от
всякаго злого и лихого человека и мою стрельчату пищаль и раба
Божия (имя рек) от вернаго и невернаго во веки веков. Аминь».
Разумеется, бытовали тогда, существуют и ныне в северных землях
многие другие формы охотничьих заклинаний. Одну из кратких "обав"
(и так называют в наших местах заклинания) поведал автору этих
строк его отец, родившийся в лешуконской деревне Пылема.
Произносится она непосредственно на месте предстоящей охоты. Её
текст:
"Хозяин леший, звери и птицы лешие, мы пришли взять жизни ваших
сородичей. Не для прихоти и забавы, лишь на пропитание. Простите
нас! И не препятствуйте в нашем деле. Простите!"
Произносящий и товарищи по охоте кланяются на четыре стороны света
в пояс. И ждут "знака". Им может быть скрип дерева, крик птицы,
прочие звуки и природные явления. Лишь, получив "разрешение", можно
приступать к охоте.
Автор будет признателен землякам, которые вспомнят известные им
охотничьи (рыбацкие) заклинания и поделятся ими в комментариях с
другими любителями народной словесности.
**
Фото из альбома «Северный край», изданного в 1914 году в
Санкт-Петербурге
Автор Александр Чашев

|
</> |