Заговор успешных имитаторов добивает культуру труда в нормальных-то странах

топ 100 блогов ifc30.05.2025 индийцы захватывают топ-менеджмент

Минутка вдогонку.

Недавно писал о культуре праздности, а также влиянии оной на развитие/функционирование разных человеческих сообществ. И в комментариях были контраргументы по поводу маиса: дескать, это преувеличение, что те же майя и ацтеки трудились в полях столь мало, и именно потому тратили оставшееся время на кровавый досуг.

В том посте я цитировал мнение коллеги Мараховского, но не цитировал написанный им же в середине месяца пост по теме, где коллега задавал резонные вопросы о структурах человеческой повседневности. Сделаю это сейчас.

Итак:

<...> «Каноничные пастух и крестьянин» вовсе не являются каноничными. Они вообще не являются типичными представителями наших предков.

Ибо что такое 10-11 тысячелетий возделывания полей и выпаса баранов по сравнению с 200 (если не больше) тысячелетиями существования человека как биологического вида? Земледелец и скотовод - по большому счёту такие же инновации в человеческом образе жизни, как мобильный интернет. Просто на данный момент эти два массовых занятия продержались чуть дольше (но как основные занятия человечества они уже завершились - согласно оценкам Всемирного банка, в конце прошлого десятилетия вообще во всём сельскохозяйственном секторе, от вспашки полей до торговли джекфрутами, было занято не более миллиарда человек, или 28% работающего населения планеты. Ещё в 1991 году их было 44%. Сейчас, если тенденция сохраняется, в сельхозиндустрии вообще работает около 25% трудящихся землян, а непосредственно в поле и на лугах - не более пары процентов).

Примерно 95-57% поколений позади нас, чисто физически относившихся к современному человеку, были пресловутыми охотниками-собирателями.

Напрягались ли эти охотники с собирателями? Мы понятия не имеем, но мы знаем, как напрягаются современные члены племён, ведущих условно «первобытный» образ жизни. Кажется, я уже приводил данный факт на страницах проекта: они работают, если этот термин применим к их деятельности, по 3-4 часа в день.

У нас, кстати, остаётся вопрос философского порядка. А именно - можем ли мы вообще считать «человека ненапряжного» человеком в полном смысле слова? Хомо сапиенс ли существо из джунглей, не умеющее и не желающее ни считать, ни читать, ни преобразовывать среду вокруг себя, ни заключать сделок, ни рассказывать мифов, ни делать запасов, а обменивающееся вместо настоящего, рекурсивного человеческого языка сигналами, более напоминающими коммуникативный язык галок и гусей и живущими в вечном «здесь и сейчас»?

Возможно, мы будем правы, если сочтём такого «до-трудового» предка ещё лишь глиной, биологической заготовкой под будущего человека, на которую «человека в полном смысле» только предстояло записать истории.

И, возможно, правы мифы, начинающие человеческую историю в пределах условной «библейской хронологии» в десяток тысячелетий (когда пашня и стадо вышли на историческую арену).

Что касается «человекочасов» в аграрно-скотоводческую эпоху, то есть в эти минувшие несколько исторических тысяч лет, то у нас есть некоторые прикидки.

В частности, вот что пишет Ф. Бродель в своих «Структурах повседневности» о мезоамериканских индейцах и их главном продукте питания:

«Маис - определённо чудесное растение. Он быстро формируется, и фактически его зёрна бывают съедобны даже ещё до того, как созрели. Урожай в сухой зоне колониальной Мексики составлял сам-семьдесят - сам-восемьдесят. В Мичоакане урожайность сам-полтораста рассматривалась как низкая. Возле Керетаро на очень хороших землях отмечали рекордные цифры, в которые едва можно поверить: сам-восемьсот. В той же Мексике в жарких и умеренных районах удается даже получать два урожая - риего (с орошением) и темпораль (за счёт осадков).

(…) Культура маиса всегда требовала лишь небольших усилий. Ф. Маркес Миранда, археолог, лучше кого бы то ни было показал в недавнем прошлом преимущества, которыми располагают крестьяне, выращивающие маис: он требует от них всего лишь 50 дней работы в году, один день из каждых семи или восьми, смотря по сезону. И вот крестьяне свободны, слишком свободны».


Культуры Старого Света, от риса до ржи и пшеницы, требовали больше времени - но чем дальше на север, тем сильней проявлялся сезонный фактор: зима в значительной степени до самого XX века редуцировала и коммуникации, и человеческий труд до следовых значений.

<...>

Но и сезонность - ещё не всё: помимо периода с октября по март, который держал людей преимущественно по домам, выгоняя лишь за хворостом, над миром царила также дикатутура светового дня.

Если бы автор этих взволнованных строк жил в XVIII веке, то пришлось бы ему либо работать строго днём (это, кстати, тоже сильно сокращало бы его рабочее время зимой), либо изводить кучу ресурсов на освещение. Не знаю как вы, ув. друзья, а я в своё время пробовал «играть в Бараша», то есть писать и читать при свечах. Мне требовалось очень много свечей, чтобы мои избалованные электричеством глаза соглашались считать это хоть каким-то освещением.

…Суммируем. В сельскохозяйственно-скотоводческий период нашей истории мы, люди, работали не «больше» и не «меньше», а просто очень сильно иначе.

Мы иначе трудились в смысле физических операций, иначе в смысле операций умственных, иначе в смысле создаваемого продукта и иначе в смысле получаемых наград и достигаемых целей (и приобретаемых по пути профессиональных заболеваний, если уж на то пошло).

<...>

Уровень жизни - понятие более чем настоящее с точки зрения «социальной реальности», но вполне фантомное с точки зрения физической действительности. Представим себе ближневосточного царя какого-нибудь пятого века до Рождества Христова. У него высочайший уровень жизни, но в чём этот уровень выражается с нашей сегодняшней точки зрения, кроме возможности в любое время суток заказать себе доставку, наложницу или даже книжку из богатейшей библиотеки на 500 томов, а также организовать на завтра какое-нибудь мероприятие типа ещё одной охоты всё в том же ближнем лесу?

Да он даже такси за 40 километров вызвать не может. Выезд так далеко - целое мероприятие, требующее длительной подготовки (мне, кажется, уже довелось как-то писать, что всего 150 лет назад сразу за Новым Арбатом путешественников, выезжавших из Москвы на запад, поджидали волки). Не говоря о том, что если вы, например, царь Иудеи, то в 40 километрах к северу от вас уже столица соседнего Северного Израильского царства. А если вы царь Рима - то ближайшие ваши противники живут в 18 километрах, попробуйте к ним заявиться.

Нет, уровень жизни царя можно сравнить лишь с уровнем жизни его современников, но не с нашим.

То же и с трудом - комплексом усилий, прилагаемых к достижению этого самого «уровня жизни».

Сегодня мы можем сравнить свой труд с трудом средневековых крестьян (или скотоводов, или бортников) даже в меньшей степени, чем труд дворника с трудом композитора. Потому что сегодняшние дворник и композитор по крайней мере на свои гонорары покупают товары и услуги из одной технологической эпохи и одной социальной вселенной.

В чём же нам измерять и сравнивать труд разных исторических эпох, если у нас другие способы приложения усилий и другие цели этих усилий?

<...>

Первые несколько тысячелетий истории всё сельское хозяйство сводилось к «потыкать палкой-копалкой тут и там, разбросать семена, слегка прикрыть их почвой». Урожай был ничтожен по нынешним временам - но это была эпоха очень маленьких наций и низкой плотности населений.

Потом (я читал, что тысяч девять лет назад) пришло мотыжное земледелие, давшее больший урожай для прокорма большего количества юнитов - но и взявшее плату в виде куда большего количества человекочасов. Изменилось всё - даже сами юниты (человек земледельческой эпохи начал отличаться от своего кроманьонского предка и ростом, и морфологией).

Потом, ещё через пяток тысячелетий, случилась революция плуга. И та же история: другие возможности, другие результаты, другие усилия.

Во что превратится труд завтра - мы можем лишь фантазировать.


Однако если по поводу труда мы можем лишь фантазировать, то насчёт культуры праздности есть некоторые наглядные примеры. Чем, например, занимаются слишком свободные мексиканские крестьяне в наши дни? Выращивают специфичные культуры, из которых после делают вещества.

Если же жители современной глобальной деревни не занимаются ничем подобным, а делают карьеры ловких городских парней, то на выходе нередко получается какой-нибудь Риши Сунак. Помните, был на вражеском Острове такой премьер-министр, получивший ылитное образование и пришедший к успешному успеху.

Много толкового сделал для нормальной-то страны тот Риши? Его премьерство длилось менее двух лет, после чего возглавляемая им партия с треском продула внеочередные выборы таким же дегенератам, но транслировавшим островному лохторату более востребованные лозунги. И сейчас те дегенераты погружают Остров ещё глубже в тухес, но это совсем другая история, к теме поста не относящаяся.

Прочёл на днях, что выходцы из Индии захватили (см. скрин в начале поста) должности топ-манагеров в пачке эльфийских корпораций. Но что они собой представляют в профессиональном аспекте, эти выходцы? Предположу, что они поголовно - старательные отличницы, искусно имитирующие приверженность дежурной эльфийской current thing (пивная, пивная, скрам, эджайл, блокчейн, ещё парочку), а также наводняющие структуры оных корпораций массовыми троечниками, результат ИБД которых очень наглядно демонстрируют не раз упоминаемые мною здесь технологические проблемы Boeing.

Происходящее, just for lulz, можно назвать заговором успешных имитаторов. Которые отменно научились исполнять успешный успех и сдавать нормы ГБО, однако им глубоко плевать на то, что получается в результате in real life.

Отсюда проистекает и деградация нормальных-то стран как таковых. Культуру труда в коих уже вытеснила культура праздности и культура имитации, шустро перенятая, кстати, у эльфов мордорским кряклиатом.

И если Этой Стране для банального физического выживания таки требуется культуру труда сохранять и лелеять, то её противникам - нет. Они ведь в курсе, что на самом деле мы не собираемся на них нападать и завоёвывать.

А значит - можно расслабиться и продолжать грабить, бухать и отдыхать, закидываясь производимыми глобальной деревней веществами.

В чём я и желаю им достичь максимально возможного успешного успеха.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
                                           ...
Какой-то энтузиаст карту составил: От португальского Лагоса до Сингапура - правда поезд дойдет только до Джохор-Бару в Малайзии, а потом через пролив надо "вплавь" - ж/д парома нет (ленивые англичане не построили - бестолочи!). так что тут нек-рая "натяжка" Конечно единого поезда ...
1 2 3 4 5 ...
Как думаете, почему второй образ выглядит на этих фотографиях более роскошно? UPD: Загадка была на внимательность! Правильный ответ - черный стеклярус поддерживает природный контраст модели и делает образ более завершенным. Вывод - ...
Современный эталон женской привлекательности не очень целесообразен с точки зрения биологии: мальчишеская "обезжиренная" фигура без бедер для производства потомства не слишком хорошо приспособлена. Почему общество на нынешнем этапе ...