Загадочная геометрия пустыни

топ 100 блогов picturehistory13.03.2022 Загадочная геометрия пустыни 000

Есть такие темы, которые вынашиваешь долгое время и никак не можешь окончательно взяться за них. Такой темой почти три года были для меня загадочные линии пустыни Наска в Перу. Я знал, что рисунками в пустыне давно занимается министерство аэронавтики Перу, Прочел многочисленные описания и статьи в местной прессе. Мог съездить в Наску и посмотреть на линии и рисунки, но не ехал. Нужна была последняя встреча. Встреча с человеком, который посвятил изучению линий почти тридцать лет жизни, - немецким ученым Марией Райхе.

наска аэро5-53-54

Прямые линии, пересекающиеся полосы, спирали… В чем смысл «письма», оставленного нам древними инками? Ответ на этот вопрос пока не найден.

Как это часто бывает, мы познакомились, когда я меньше всего ожидал встречи. Утром позвонили из Национального института культуры Перу и сказали, что вечером в помещении библиотеки выступает Мария Райхе с новым сообщением о линиях Наски. Нечего и говорить: в библиотеке я был, конечно, первым. Мария Райхе пришла минут за сорок до начала выступления.  Высокая, худая, с седыми прядями прямых волос, в сатиновом платье и тапочках на босу ногу, она быстро поднялась по центральной лестнице.

Обратившись ко мне, сказала: «Молодой человек, вы не могли бы мне помочь?» Я согласился с великой радостью. Так было даже интереснее. Приготовления заняли минут двадцать. Мы вытащили на сцену несколько стендов, прикрепили к ним рисунки и чертежи, большие фотографии фигур Наски. В зале поставили аппарат для показа диапозитивов. Вскоре зал был забит людьми до отказа. Интерес к Наске у перуанцев большой: ведь линии и фигуры считаются одним из важнейших элементов культурного наследия страны. Уже после лекции я представился Марии Райхе и рассказал о намерении написать о Наске.

«Тогда приходите ко мне домой», - сказала она и дала свой адрес.

Я приехал к ней утром следующего дня. В первую очередь меня интересовала жизнь самой Марии. Она уехала из Германии в 30-х годах. Причин к тому было много: фашисты вызывали возмущение, перспектив найти подходящую работу не было, зато было огромное желание повидать неизведанный мир. Помогло случайное объявление в газете. Семья немцев, проживавшая в Куско, искала учительницу-немку для детей. Без раздумий Мария отправилась по адресу. Ей дали билет и деньги на дорогу.

Позже эта первая работа в Перу в качестве домашней учительницы долго мешала признанию ее открытий. «Что может открыть домашняя учительница?» - высокомерно говорили власть имущие. А ведь Мария давно уже сменила профессию: окончила математический факультет университета, владея испанским и английским языками, работала переводчицей. И как-то раз именно в этом качестве поехала на север Перу c Полем Косоком, известным исследователем древних цивилизаций Америки.

Его интересовала проблема плотности населения в различных районах Перу во времена инканата (империи инков).  Установить количество людей, живших на севере перуанской пустыни, можно было по числу ирригационных каналов.  Уже когда экспедиция свертывала работы, кто-то сказал Косоку, что на юге, в Наске, тоже есть каналы. Ученый в сопровождении  Марии отправился туда. «Каналы» они увидели сразу и тут же понялли, что, во всяком случае, для ирригационных целей они служить не могли. Каналы рассекали поверхность пампы в разных направлениях, поднимались вверх, в горы…

Никакой привязки к водоемам и рекам установить не удалось, а попытка реконструировать один из «полузасыпанных каналов» (такое создавалось впечатление) показала, что они были неоправданно мелкими. «Нет, это не каналы», - решил Косок. Но тогда что? Открытие пришло случайно. Впрочем, открытием его назвать нельзя. Это была лишь догадка. 21 июня 1939 года Поль Косок стоял на одном из «каналов» прямом как стрела. Желто-бордовое солнце пустыни медленно опускалось за горбатую гору. Косок бросил последний взгляд на свет-тело, любуясь красками заката, и вдруг отметил: солнце садилось точно на линии «канала», уходившего за горизонт.
наска желитая пустыня ф

Множество гигантских рисунков разбросано по пустыне Наска. Одних лишь изображений птиц насчитывается восемнадцать. По мнению Марии Райхе, все фигуры - будь то обезьяна, колибри, касатка или паук  - имели когда-то точный астрономический смысл.

«Мария, какое сегодня число?»

«Двадцать первое», - ответила она, еще не догадываясь, о чем идет речь.

«А месяц?»

«Июнь», - теперь она тоже смотрела на линию, бежавшую от них по пустыне к светящемуся кругу. Косок по опыту знал, какое большое значение придавали древние наблюдению за светилами, припомнилось ему и то, что одним из первых их достижений было открытие феномена «стояния солнца», когда оно в течение нескольких дней восходит и заходит почти в одних и тех же точках горизонта. На языке кечуа есть даже слово, означающее «привязанное солнце». Поэтому ученый догадался легко.

«Это линия зимнего солнцестояния» - сказал Косок.

Теперь они только и делали, что бродили по пампе да рассматривали линии, пытаясь найти тайный смысл «послания» древних. Во время одной из таких прогулок Ко- сок нашел и первый рисунок. Его можно было разглядеть, лишь поднявшись на лестницу-стремянку. «Самая большая книга по астрономии», - сказал он о пампе то ли в шутку, то ли всерьез. За ним это название рисунков Наски повторяли потом многие. Перед отъездом из Перу Косок посоветовал Марии Райхе заняться изучением линий. Семь лет ушло на розыск фигур и составление топологических планов, нанесение линий на карты.

Сделать это было непросто, поскольку фигуры, достигающие 200 метров в длину, и линии, протянувшиеся от них в разных направлениях на десятки километров, полностью с земли не видны. Райхе кропотливо собирала данные, еще и еще раз проверяла измерения, но очень хотелось зримо убедиться, что рисунки и линии выглядят с воздуха именно так, как на составленных ею планах. Подняться в воздух в первый раз она смогла только в 1947 году. Помог опять-таки случай.

В городе Ике, расположенном неподалеку от Наски, два уважаемых человека выиграли крупную сумму на скачках. Стараясь с пользой поместить свалившийся с неба капитал, они решили приобрести небольшой вертолет и организовать службу опыления плантаций хлопка. Как только двухместный маленький «Белл» появился в Ике - а это был первый вертолет в Перу. - Мария пришла к хозяевам. «Испытайте его в полетах над Наской», - попросила она.

1,НАСКА ФОТО ЧЕЛ
Только в сравнении с фигурой человека становится зримым колоссальный труд, затраченный древними «геометрами» на создание этих поразительных чертежей.

Те милостиво согласились, но не бесплатно. Жадность оказалась сильнее любопытства. И владельцы запросили неслыханную по тем временам сумму - - шесть тысяч солей. «Хорошо, что в это время одна из немецких фирм прислала мне фотоаппарат - качестве премии за публикации фотографий рисунков Наски, рассказывает Мария и, будто вспоминая что-то очень забавное, неожиданно смеется: - Пришлось отдать им камеру в обмен на полет». Теперь возникла новая проблема: как произвести аэрофотосъемку?

Аппарат Марии владельцы вертолета не пожелали дать даже на короткое время. Она пошла к военным летчикам. Доказывала, просила, часами сидела в приемных министерства авиации. Наконец и там согласились помочь. Демонтировали с самолета стационарный аппарат для аэрофотосъемок и выдали его Марии. Как с драгоценным трофеем, приехала она снова в Ику. Первый раз полетела, свесившись за борт: ее привязали веревками, а тяжелый аппарат она держала в руках.

Потом знакомый инженер сконструировал для нее специальную подвеску, рабочие изготовили раму из досок, и последующие полеты стали относительно безопасными как для фотографа. так и для фотоаппарата. Первые снимки рисунков поразили всех, и с тех пор у Марии сложились хорошие отношения с летчиками. Ей помогали на добровольных началах, даже отпускники, презрев трату драгоценного времени, вызывались полетать с ней над пампой. - Мария, - спросил я, воспользовавшись паузой в рассказе,- а на что вы жили все эти годы?

- Подобные вопросы мне задают постоянно, - сказала она. - Вначале жила переводами, но постепенно исследование пампы стало занимать все больше времени. Помогали многие - кто чем мог. Долгое время жила в комнате, которую мне предоставил один из знакомых в Наске. Потом стала получать небольшие гонорары: их присылали мне европейские журналы за фотографии. Каждую сумму старалась растянуть насколько возможно. На пару лет хватило гонорара за книжку, опубликованную в ФРГ. Да и много ли мне нужно? Она говорила задумчиво, как бы погружаясь в прошлое. Лицо ее сделалось суровым, глубокие морщины придавали ему аскетическое выражение.

- Только вот что, - она вдруг снова улыбнулась,  - если будете писать о моей персоне, не пытайтесь делать из меня жертву науки. Исследования пампы ниспослали мне такую радость, какую может подарить только настоящее творчество. Попытаюсь объяснить и еще один момент. Надеюсь, вы меня поймете, вы же из социалистической страны. Может быть, если бы я родилась и жила у вас, все было бы иначе, но в этом мире… Так вот, за все прошедшие годы я не знала, что такое хозяин! Я не давала себя эксплуатировать и была совершенно свободна!

Загадочная геометрия пустыни 0

Да, она работала одна. Работа продвигалась медленно. Первая подробная схема рисунков и линий Наски была составлена только в 1956 году. Там было множество расходящихся от рисунков линий, а сами рисунки изображали птиц, ящерицу, собаку, кита, обезьяну. Несколько параллельных линий четко указывали на точки восхода и захода солнца во время летнего или зимнего солнцестояний. Иные «следили» за восходами и заходами луны*
_______________________________________________________
*Интересно отметить, что впоследствии многие линии были датированы. Оказалось, «лунные» чертежи более древние, a «солнечные» относятся именно к периоду инканата: ведь инки были ярыми солнцепоклонниками.
_______________________________________________________

Я знал, что схема и описание рисунков были опубликованы в книге Райхе, но все попытки найти ее в магазинах Лимы не увенчались успехом. Воспользовавшись встречей, я спросил Марию о книге. - И не ищите, - ответила она. - Я запретила продавать книгу в Перу. В последнее время все больше и больше людей жаждут познакомиться c рисунками Наски, но пампа не готова пока принимать всех желающих. Райхе быстро поднялась с кресла и ушла к себе в комнату.

Вернулась минут через десять с пачкой фотографий. - Посмотрите, многие фигуры затоптаны туристами. Вот следы автомобилей на рисунках. Если бы книга продавалась в Лиме, они почти все были бы затерты следами ног: ведь по схеме легко найти рисунки… Но у изображений есть и более опасный враг. Это дожди. Сотни лет в пампе не было крупного дождя, а в прошлом году из-за дыма заводов Марконы - частички сажи способствуют конденсации влаги над пампой - прошел трехчасовой ливень. Еще два-три таких ливня, и рисунки будут потеряны навсегда.

- Означает ли это, что через несколько лет уже никто не сможет их увидеть? - спросил я.

- Может быть, и так, но спасти их можно. Сейчас отдел аэрофотосъемки военной авиации работает над этим. Мы делаем подробную съемку, составляем огромный план пампы с рисунками по фотографиям.

Главное - чтобы удалось завершить работу в ближайшее время, тогда рисунки и линии можно будет восстановить, даже если их размоют дожди. Одна из таких съемок, кстати, пред стоит в понедельник.

«Что ж вы молчали?» - едва не закричал я. Но вовремя спохватился, - для такой фразы мы были еще мало знакомы.

Вместо этого я сказал: - А не могли бы вы взять меня в экспедицию?

наска ф

- Поздно, сегодня суббота, начальства уже нет на месте, - ответила Райхе, но, увидев мое расстроенное лицо, добавила: - Впрочем, вы можете рискнуть. Поезжайте в Наску. Если там договоритесь с пилотом, он поднимется и слетает с вами над пампой. Но помните, я вам ничего не обещаю. Конечно, я решил ехать.

Пятьсот километров по пустыне, даже в одиночестве, - не такой большой риск, если учесть редчайшую возможность побывать в Наске вместе с Райхе. До Ики, в котором Мария когда-то нанимала вертолет, я доехал почти без остановок. Было даже интересно наблюдать за изменениями окраски песчаных холмов. Пустыня только издали кажется однообразной и унылой. Если же приглядеться внимательно, то увидишь, как серый песок сменяется желтым, розоватым, серебристым, потом неожиданно красасным. Иногда дорога шла по самому берегу океана, и тогда, оторвав на мгновение взгляд от шоссе, я видел на горизонте далекие баркасы рыбаков.

Трудности подстерегали меня в 70 километрах от Наски. Поднявшийся неизвестно откуда сильный ветер погнал навстречу тучи песка. Видимость внезапно и стремительно стала ухудшаться: 100, 50, 40 метров… Теперь можно было двигаться, ориентируясь только по белым штрихам разделительной полосы. Мне стало тоскливо. Песок хлестал в ветровое стекло машины, как струи тропического ливня. Если так будет продолжаться, я не приеду в Наску до вечера, а это значит, что вся моя затея провалится. Буран стих неожиданно. Впереди показалась невысокая гора, преграждавшая дорогу.

Тоннели и крутые повороты спуска в пампу я проехал без приключений, и за небольшим поселком, расположившимся в долине горной реки Рио-Гранде, дорога опять вытянулась в струну. От От шоссе к горизонту уходили две параллельные линии, напоминающие следы гигантского грузовика. Я остановил машину. Геологи считают, что эта часть пустыни, отделенная от океана невысокими горами, несколько раз заполнялась водой. Мощные потоки принесли сюда с гор смесь песка, глины и камней. Солнце раскололо камни на мелкие кусочки и окрасило их в бурый цвет.

Образовалась 50-километровая площадка, густо усыпанная осколками. Я поднял один камень. Под ним был уплотненный светло-желтый грунт. Теперь стало понятно, как проводились линии: бурые камни на нужном направлении раздвигались сантиметров на 20 и открывали светлую почву. Как полагают археологи, культура Наски расположена на временной шкале при- мерно между 300 годом до нашей эры и 900 годом нашей эры. Есть и одно достоверное доказательство: когда в пустыне под слоем грунта нашли деревянный столбик и попытались датировать его радиоуглеродным методом, оказалось, что «возраст» столбика около 1,5 тысячи лет.

***

Разыскать членов экспедиции в маленьком городе Наска не составляло особого труда. Я быстро подружился с Карлосом Эдмундо, командиром вертолета, и тот любезно согласился начать программу полетов на полчаса раньше, не, чтобы показать мне пампу. B шесть часов утра следующего дня все было готово к вылету. Как раз в это время появилась Мария. Посмотрев на вертолет, она подошла к пилоту и сказала: - Так мы потеряем слишком много времени, снимите двери, в следующий вылет нам придется снимать стационарным аппаратом.

Загадочная геометрия пустыни 00

Я не сразу понял, что это означало лично для меня. И только когда двери действительно сняли, до меня дошло, что лететь придется, повиснув на единственном ремне от кресла. Честно признаюсь, к такому испытанию я не был готов. Не волнуйтесь, - сказала Мария, заметив мое ошеломление. - И вообще, не думайте о высоте. Когда будете фотографировать, упритесь ногой в эту ступеньку. Она показала на небольшой кронштейн под порожком двери. Если бы я не знал, что она сама летала привязанной за бортом вертолета, я бы еще не раз подумал, лететь или нет, но теперь - пусть даже из самолюбия - отступать было нельзя. Мария заново проверила крепление ремня на моем кресле, села рядом с пилотом, надела наушники, и мы тронулись.

Минуты через три вертолет был уже над пампой. Землю покрывала утренняя дымка, но солнце еще не успело подняться высоко над горизонтом, поэтому линии были видны отчетливо. Мы ясно различили внизу фигуру кита. Не знаю, что меня волновало больше всего: то ли ветер, врывавшийся в проем двери вертолета, то ли серо-голубая курящаяся пампа, от встречи с которой меня удерживал лишь неважнецкий, прямо скажем, ремешок, то ли поразительная картина пересекающихся прямоугольников и расходящихся лучами, убегающих за горы поразительно прямых линий. Как я нажимал на спуск фотоаппарата, помню довольно-таки плохо…

Загадочная геометрия пустыни 0

С Марией Райхе я снова встретился несколько дней спустя, в Лиме. Теперь я был полностью готов к подробному разговору. Она не удивилась, когда беседа началась с вопроса о том, для чего могли служить линии Наски древним обитателям Перу. - Начнем с начала, как говорят Французы, - сказала она, раскладывая фотографии рисунков Наски. - Для древних народов положения Солнца, Луны служили календарем. По нему определялись приход весны и осени, сезонные колебания водного режима, а следовательно, сроки посева и сбора урожаев.

Именно поэтому мы нашли в пампе такое количество линий, соответствующих восходу и заходу солнца в период летнего и зимнего солнцестояний. Максимальные отклонения Луны к югу и северу, видимо, тоже имели большое значение. Мы знаем также, что древние умели рассчитывать и более сложные явления. Такие, например, как солнечные затмения. Вот почему, несмотря на популярность рисунков, больший интерес представляют для нас не они, а линии. Линий, кстати, гораздо больше, чем изображений. Привлекают внимание и прямоугольники, как их часто и без малейших раздумий называют, «взлетно-посадочные полосы». Они всегда связаны с лучами, лучше сказать - с концентрацией лучей.

- Меня, как вы понимаете, интересуют больше рисунки именно из-за их популярности, - сказал я. - Что они могут означать?

- На этот вопрос пока нет ясного ответа. Понятно лишь, что древние наблюдали и за звездами. С уверенностью могу сказать: рисунок обезьяны соответствует даже не одному, а трем созвездиям. A эти кривые, похожие на развертку осциллографа, прекрасно совпадают c движением звезд на ночном небе. Впрочем, истинно научное осмысление этого еще впереди, и мое предположение пока остается догадкой. Конечно, нужно более тщательное исследование. Я же перед собой подобной задачи не ставила.

- В таком случае, что выходит для вас на первый план сегодня? - задал я вопрос.

Загадочная геометрия пустыни 0000.jpg

И вот что ответила Мария Райхе: - Больше всего мне хочется проникнуть в образ мышления древних, оставивших нам столь необычные письмена. Крайне важно определить, как люди, не умевшие летать над пампой, - а если умевшие, то с помощью чего?! - могли спроектировать и перенести на ее поверхность во множество раз увеличенную карту звездного неба… …

В конце концов Марии Райхе удалось определить, что при увеличении рисунков древние пользовались довольно сложной системой начертания равносторонних треугольников, причем стороны их, в свою очередь, служили радиусами окружностей. Райхе долго и кропотливо измеряла фигуры, расстояния между ними, радиусы кривизны - в нескольких точках в пампе ей удалось найти центры, из которых были проведены окружности.

Наконец настал такой момент, когда она сама смогла вычерчивать фигуры, но при проверке не все линии их совпадали с действительными, и Мария снова принималась за кропотливый поиск. Спустя какое-то время - новая удача: удалось установить точную единицу измерений - она равнялась 66,4 сантиметра. Такую меру в Перу называют «брасадой», она соответствует среднему расстоянию от плеча человека до костяшек пальцев, сжатых в кулак. Теперь копирование сложных фигур велось с точностью до сантиметра…

Последний вопрос, который я задал Марии Райхе, не совсем относился к теме, более того, я чувствовал себя неловко, но все-таки решился: - Что вы думаете о книге и фильме «Воспоминание о будущем» Дейникена?

Загадочная геометрия пустыни 00000000000000000000000

- Видите ли, Дейникен любит объяснять некоторые малоизученные явления жизни на Земле следами или воздействием космических пришельцев. Многим это нравится. Но в случае с Наской он, на мой взгляд, поступил просто непорядочно: взял из одной моей публикации фотографию лапы стилизованной птицы, напечатал ее и задал вопрос: не похож ли рисунок на современные стоянки самолетов в аэропортах? Конечно, на первый взгляд сходство есть, и большое.

Но ведь Дейникен-то уж точно знает, что снимок сделан с высоты двухметровой лестницы и в диаметре лапа имеет всего-навсего четыре метра. Кстати, на той же странице в моей публикации был помещен для сравнения и другой снимок: лапа-«аэропорт» и… возвышающийся над ней человек. Некоторые считают, что Дейникен делает полезное дело, привлекая внимание к любопытным явлениям. Мне же после тридцатилетней эпопеи, напоминающей временами сражения Дон Кихота, кажется, что тот небольшой кусочек правды о прошлом человечества, который удалось открыть, гораздо прекраснее любых сказок.

* * *

Рисунки Наски и в историческом, и в археологическом смысле бесценны. Отрадно, что правительство Перу, Национальный институт культуры уделяют серьезное внимание защите этого памятника. Только в последнее время на исследование рисунков было выделено около миллиона солей. Принимаются меры и к тому, чтобы Наска - без ущерба для следов древней культуры - - стала доступной туристам. Очевидно, не так далек тот день, когда над линиями будут совершаться рейсы вертолетов или самолетов. Ведется строительство высокой башни, с которой можно будет наблюдать рисунки и фотографировать их. Несомненно, что рано или поздно пустыня Наска перестанет быть загадкой для человека. 37

В.Весенский соб.кор. "Комсомольской правды специально для «Вокруг света» 1976,№ 3

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
По просьбе уважаемой na_le_vo попробую их собрать в одном месте: Глазастик: Кася: Кася с детьми и Бася из группы поддержки: Нашествие квантовых котов: Настенька: Настенька с Глазастиком: Диночка в последний год жизни: На ...
art ma-zaika Holiday of Good FruiT В  Виссарион, который провозгласил себя новым Христом, проводит службу во время "Праздника добрых плодов". В  Бывший офицер полиции ...
...
Рис. 17. Флаги РСФСР 1918 г. Два варианта. [5, 6] Государственный флаг РСФСР 1918 г. Описание: Флаг Российской Социалистической ...
Типичный дебилоид из когорты питерских либероидов… Но хохмить не будем. Мне знающие люди сообщили, что он очень болен – фимоз головного мозга. Это инфекционное заболевание косит российских либералов как чума. ...