Загадки старого кино


Все-таки в старом советском кино
существовала некая загадка, разгадать которую будущим киноведам и кинокритикам будет не очень просто. Ну, во-первых, как некоторые из таких фильмов вообще могли появиться в тоталитарной, закрытой, недружелюбной стране?
Ну, например, «9 дней одного года». Вчера как раз показывали по «Культуре», я мимо проходила, села и не смогла оторваться. Как он снят, этот черно-белый шедевр! Без компьютерной графики, безо всяких наворотов и режиссерских домыслов, но каждый картинка, каждый кадр – просто шедевр, вспомните хотя бы сцену на телеграфе, где происходит решительное объяснение героев Баталова и Лавровой. Или в деревне в родительском доме разговор, когда Гусев лежит на раскладушке, а его отец сидит за столом. И вроде бы фильм такой советский-пресоветский, где ученые работают над разработкой атомной бомбы, а получился фильм как вполне диссидентский, безнадежный и … вечный.
В этом смысле еще более диссидентским смотрится сейчас фильм Глеба Памфилова «Тема». Там вообще глушь беспросветная, мрак и ужас. А ведь режиссер взялся выполнять государственный заказ, осуждающий тех, кто собрался выезжать за границу на ПМЖ. А получилась исповедь на тему, что ждет художника, который идет на сделку с совестью. Потому и фильм положили на полку и много лет не выпускали на экраны.
Очень полезно иногда пересматривать старые фильмы. Они намного лучше и актуальнее новых.
|
</> |