Загадки Мезоамерики и немного африканской антропологии
web_mistress — 06.11.2010 "Город, где люди становились богами" - перевод названия Теотиуакана в Мексике. Кто его построил и как они там жили - достоверно неизвестно, поскольку люди исчезли, оставив после себяЭто я тут сериал History Channel посмотрела о индейцах Мезоамерики, в которых полжизни путалась - майя, инки, ацтеки, ольмеки, тольтеки, сапотеки, тараски... (Вернее, послушала сериал, пока перешивала свитер.) Так вот меня два момента озадачили:
- чрезвычайная "кровожадность" мезоамериканских богов. Мы обсуждали этот момент с коллегой и не смогли вспомнить в других странах такие массовые кровопролитные жертвоприношения. Жестокость была, инквизиция была, но не как жертва богу. А в Латинской Америке - много где, и довольно компактно. Что-то в воде?
- "мирное" и таинственное исчезновение нескольких крупных цивилизаций. Майя и теотиуаканцы как пример. Но тут, я думаю, дело может быть в недостатке информации, в сложности сохранения археологических материалов в том климате или еще что-то. Но все равно странно.
И с Кетцалькоатлем, как две капли воды напоминавшем Кортеса, конечно, удивительно-удивительная история.
* * *
Спросила шефа-испанца,
* * *
Новый номер "Вокруг света" называется "Африка. Наедине со своей свободой". К 50-летию деколонизации. Про "наедине", конечно же, передерг. Но тексты любопытные. И вот там тоже о жестокости инициации в племенах (до сих пор избиения, порка, нанесение шрамов, эти жуткие тарелки в губах и т.д.), которую антропологи называют "контролируемым насилием". Зачем оно?
Я по этому поводу вспомнила исследование американских студенческих общежитий. Для вступления в студенческое братство студенты тоже проходили жестокие унизительные ритуалы. Запреты ничего не давали. Как объясняют антропологи - жестокость инициации необходима для выживания группы. Тот, кто проходит через серьезные сложности для вступления в группу, психологически гораздо более к ней привязан. Есть в этом что-то маркетинговое - что дорого досталось, больше ценится. То же, видимо, и в Африке.
Плюс - если боль регулярно причиняется в обычной жизни, видимо, она не так страшит на войне или охоте. Минус - не поручусь, но мне кажется, такое "контролируемое насилие" в обычной жизни приводит к излишней жестокости во время конфликтов. Потому как "норма" сдвинута.