Задвину спорную тему
togarini_orta — 15.06.2015 Ну, понедельник же, день тяжелый.Знаете, не очень люблю тему про "каблуки для себя - каблуки не для себя", но постоянно натыкаюсь на довольно агрессивные тексты в сети (как за "для себя", так и против), и это заставляет меня все время в мыслях к этому всему возвращаться.
Вообще, проблема существования неких "женских стандартов внешности", а точнее - невозможность соблюдения этих стандартов подавляющим большинством женщин - есть. В фем-теории этот вопрос изучен очень хорошо, думаю, тут не надо делать пространных отступлений от темы, все и так в курсе. Но вот что делать, и где корень всего - вопрос пока, на мой взгляд, не решенный. В целом, я вижу, что в фем-сообществе есть две мощных и видимых позиции: бодипозтив и радикально-феминисткая позиция, призывающая отказаться от "женских штучек" вообще. Я наверно сейчас словлю помидоров и с той, и с другой стороны, но все-таки скажу - мне не нравятся обе эти позиции.
Начну с крамольной такой мыслишки - в целом в желании нравиться людям, и в том числе нравиться противоположному полу в сексуальном плане (ну, тут и для представителей/представительниц своего пола исключений нет, ествественно), нет ничего постыдного и ущербного. Люди существа социальные, нам важно быть частью какой-то группы, важно быть "своим", принятым, видимым, значимым, привлекательным для других. Внешность, имидж, манера поведения, "подача" в деле установления связей между людьми играет не последнюю роль. Причем, это справедливо для представителей обоих полов.
Основная проблема тут, очевидно, кроется в объективизации женщин мужчинами, и в объективизации женщин другими женщинами.
О чем я говорю.
Привлекательная женщина (в общем смысле привлекательная) рассматривается только как сексуальный объект, причем, всем окружением, и ближним, и дальним. Очень часто привлекательные женщины жалуются на чрезмерное и наглое внимание со стороны мужчин, и это не находит понимание у общественности. Мужчины считают, что "красотка зажралась, ты ей комплимент, а она шарахается или кривится", женщины считают, что это нелепое кокетство и попытка возвыситься над остальными, не такими удачливыми в плане внешности. Но часто это не кокетство и не высокомерие - это действительно усталость от постоянного отбивания чужих попыток повзаимодействовать. Да, женщина может красиво и продуманно одеться, может создать привлекательный образ, но это не значит, что она вышла на улицу, чтобы одарить собой каждого мимопроходящего мужчину или вызвать жгучую зависть в каждой женщине. Это вот та мысль, на которой мужчины всегда запинаются. Привыкнув рассматривать женщин, как товары на витрине, они испытывают негодовавание и гнев, когда "товар" проявляет собственную волю. Мужчины чувствуют себя обманутыми - зачем создавать такой провлекательный образ, если ты не хочешь отдаться? Мысль о том, что женщина может быть в нем, мимокрокодиле, не заинтересованной - просто не приходит в их буйные и скорбные головушки. Это вот и есть суть объективизации, вот это, а не каблуки и косметика - низведение живого человека, личности, до плоской привлекательной картинки с ограниченным числом функций и без собственной воли. Если женщина просто кажется вам привлекательной, то это еще не объективизация (мужчины часто путают симпатию и объективизацию), вот если женщина кажется вам привлекательной, и вам кажется, что этого достаточно, чтобы иметь на нее "права" (не в буквальном смысле, конечно) - то вот это она самая.
Что бы себе там мужчины не думали, в объективизации нет ничего хорошего. Даже самая распоследняя "крашенная кукла" (чтоб не использовать известное унижающее определение такого типа женщин) хочет, чтобы за фасадом ее внешности в ней рассмотрели человека с какими-то особенностями и личными интересами. Между субъектом и объектом не может быть человеческих отношений, только, простите, имущественные, причем, односторонние (да, я знаю, что для многих именно это желаемый идеал и есть). Нет, женщинам не нравится чувствовать себя вещью. Хотеть быть привлекательной женщиной и хотеть быть привлекательным куском плоти - это очень разные вещи. Последнее, чаще всего, женщинам как раз не хочется.
Вернусь к теме дискуссии. Почему мне не нравится бодипозитив. Вообще, идея о том, что всякий человек достоин принятия, и нельзя запихивать таких разных людей в тесные шаблонные рамки, да еще и по такому спорному параметру как внешность - это хорошая идея. Очень хорошая идея. Но если мы будем рассматривать ее с феминисткой точки зрения, то топтание на уровне "мы тоже красивы" в плане борьбы с объективизацией ни к чему не приведет. Я даже не могу обвинить бодипозитив в том, что это движение приведет к тому, что объективизировать будут всех женщин, вне зависимости от того, укладываются ли они в шаблон привлекательности или нет. Блин, да и так всех женщин уже объективизируют и объективизировали всегда.
Радикальная позиция тоже несет в себе рациональное зерно. Отказавшись от погони за стандартом красоты и молодости, женщина как минимум сэкономит массу сил, времени, здоровья и денег. Как максимум - действительно создаст себе более комфортные условия существования, без необходимости постоянно отбиваться от попыток вторжения в ее личное пространство всяких незванных гостей. Но как тут верно wavegiude заметила - мы можем избежать объективизации, "замаскировавшись", однако это будет обозначать, что кого-то, на чьем фоне мы маскируемся, придется подставить под основной удар. И таки да, объективизируют, опять же, и так всех или практически всех. Отказ от каблуков и косметики не сильно повлияет на ощущение мужчины, что он вправе - ну не столкнетесь вы с этим на улице, так столкнетесь дома или в офисе.
Словом, честно говоря, отказ от каблуков-косметики-для себя-не для себя мне не кажутся первоочередной задачей. Вообще идею "облачиться в мешок, чтоб мужики не смотрели" не сильно поддерживаю. Вон, весь Ближний Восток в мешках ходит, не больно им это помогает. Каких-то конкретных выводов в процессе обмозгования у меня не сложилось, вполне допускаю, что в чем-то не права. Так, сырые мысли вслух.
|
</> |