Зачем?

топ 100 блогов marta_ya11.07.2014

В моей семье, разумеется, никогда ничего не соблюдали. Папа поменял имя Израиль на более благозвучную в советском обществе версию. Мама вообще долгое время избегала домашнего обсуждения национального вопроса. Никаких тебе гефилте-фиш и раздельных тарелок для мясного и молочного.

Когда я в 14 лет попыталась переиграть ситуацию и стала начинать утро с омовения рук и молитвы, у родителей сразу возникло много вопросов. И первым из них, конечно же, был «Зачем?». В 14 лет очень трудно найти подходящие слова и объяснить умным, знающим и все понимающим родителям, зачем тебе что-то нужно.

 Зачем?


И не важно, что ты отстаиваешь — электрические барабаны, пирсинг в брови, право гулять с этим мальчиком или утреннюю молитву.
Родители все равно лучше знают и больше понимают. И они найдут способ убедить тебя, что «все это бессмыслица и блажь, лучше сделай уроки». Окей, бессмыслица и блажь. Я не стала настаивать.

Второй раз я задумалась о «возвращении к корням», когда родились мои младшие дети. Я хотела сделать сыну брит милу, но быстро столкнулась с тем, что на брит ребенка должен обязательно отнести отец, а еще это надо делать на восьмой день (на восьмой день мой сын был уже не на ИВЛ, но еще в кювезе с регулятором температуры, и ни о какой традиции речь просто не шла). В общем, меня снова спрашивали: «Зачем вам это, девушка?» На этот раз спрашивал умудренный жизнью рав, сочувственно покачивая головой. И мне снова было нечего сказать. Потому что у меня была запутанная личная жизнь, никакого опыта общения с раввинами и внешне я, полагаю, совершенно не производила впечатления хорошей еврейской девочки. Или даже приличной еврейской женщины. В его реальности мне не было места — и это даже в общем было понятно.

На третий раз я подготовилась лучше. У меня было с десяток ответов на вопрос «Зачем?» для разных слоев населения и разного уровня культур. У меня был знакомый реформистский раввин, готовый смотреть сквозь пальцы на то, что мой переход совершается не так быстро, как, возможно, хотелось бы. Я знала адреса кошерных магазинов и понимала, где купить правильное мясо и правильный хумус, чтобы кашрут был еще и вкусным. У меня было достаточно денег, чтобы купить себе платья, которые вполне укладываются в представления евреев о правильном и приличном и в то же время не противоречат моим представлениям о прекрасном. Но и тут меня поджидало некоторое количество «беготни по пустыне» — и я могу честно сказать, что я пока только в самом начале пути.

Во-первых, к этому моменту у меня было трое детей. Они выросли, в отличие от меня, с пониманием своей национальной принадлежности, а старшая даже училась в еврейской школе и привыкла начинать утро с молитвы, но все-таки они совершенно не понимали: зачем им брать тарелки для мяса из отдельного шкафа и складывать в отдельную раковину, если раньше все прекрасно сосуществовало совместно? Не говоря уже о том, что мысль провести неделю перед Песахом, отказавшись от любимых булочек и маминых сырников, казалась им совершенно бессмысленной и кощунственно жестокой.

Ну и как вы объясните пятилетнему красавцу, зачем нужна кипа?
Или 16-летней протестующей фемине, почему на мясную полку в холодильнике не надо ставить йогурт?

Во-вторых, у меня было больше страха, чем представлений о том, что разрешено и позволено. И не было ровным счетом никакого поддерживающего окружения. Почему-то в Москве евреи либо жестко соблюдают примерно всё — и тогда смотрят на меня с плохо скрываемым осуждением, либо не соблюдают ничего — и тогда встречают меня радостным непониманием. В этом смысле реформистская община оказалась почти идеальным местом для таких несознательных элементов, как я. С одной стороны, настоящий шахарит и шаббатний стол, с другой — все это прекрасно происходит в субботу утром и никто не смотрит на тебя косо из-за того, что ты приехала на машине.

И, наконец, в-третьих, (и это, наверное, самое главное) мне постоянно приходилось отвечать на вопрос «Зачем?» самой себе. Зачем мне собирать всех за одним столом в пятницу вечером? Зачем мне раздельная посуда для мясного и молочного и кошерная колбаса? Зачем отказываться от любимых драных джинсов и маек-алкоголичек, которые были моей униформой долгие годы?

И вопрос посложнее — а что, если отказаться только на один день, только сегодня?
А что, если вот сюда пойти так, как привычно, и сесть как привычно, и на деловом банкете не отказываться от мороженого после стейка? Просто чтобы избежать вопросов?

Удивительно, но ответ оказался невероятно простым, коротким и идеально устроил и меня, и, впоследствии, моих детей. Мне это нужно, потому что это дарит мне счастье и душевный покой. Вот, собственно, и все. Ничего не знаю про то, насколько актуально соблюдение в современном мире, и «не остыл ли суп», и вернется ли кто-то когда-нибудь за этим супом. Но знаю, что у меня от домашних шаббатов и праздников, от костюмов на Пурим для маленькой Эстер, от халы, которую я впервые пытаюсь печь сама, и от теплого света свечей по пятницам случается мир в душе и покой. И хрупкое ощущение счастья. Именно оно мне невероятно дорого.

Специально для сайта Букник




Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот они http://yixosoup.livejournal.com/6870.html http://qasulung.livejournal.com/6775.html http://jipibonn.livejournal.com/6723.html http://heguoken.livejournal.com/6618.html http://lijihajj.livejournal.com/6772.html http://dylandi.livejournal.com/4664.html http://ingeky.livejournal.com/5011.html http://jailamu.livejournal.com/5074.html http://shardeighbk.livejournal.com/5083.html ...
Сидел за компом, как тот дятел, забивал диспансерных (госпади, какая же херня). Пошёл кофе попить и глянуть новости. Снова аресты, задержания, бряцанье оружием, надувание щёк. Нет уж пойду снова долбить по клавиатуре. И да, полчаса вспоминал одну фамилию, вспомнил, Чарли Мингус. ...
Третий Спас, который отмечается 29 августа, часто называют "Спасом на полотне", "Спасом на холстах", "холщовым Спасом". Это связано с тем, что этот день Церковь празднует перенесение Нерукотворного образа Спасителя, а также с тем, что в деревенском быту этот праздник отмечался торгом ...
Вчера на встрече с губернатором почувствовал, что реально устал. Просто надоело, появилось желание уйти во внутреннюю иммиграцию, как можно дальше от чиновников, не читать ленту и выйти из penza_ru .      Обличающие посты про быдло-народ , который срет себе ...
(Далее 19 фото) (Далее 19 фото)   (Далее 19 фото)    (Далее 19 фото)   (Далее 19 фото)   (Далее 19 фото)    (Далее 16 фото) (Далее 14 фото)   (Смотреть еще 19 фотографий)   (Смотреть еще 4 ...