Зачем постригались в монахи?

В дальнейшем выступления
против дисциплинирующего воздействия социалистического государства
и социалистических преобразований приняли замаскированный характер.
Представители буржуазной теоретической традиции теряли прежние
возможности идейного воздействия. Поэтому отрицательное отношение к
социализму нередко стало принимать формы негативных оценок
технического прогресса - этой составной и необходимой части
созданоя нового ощества.
Так, А.М. Лодыженский,
профессор Ростовского университета, в 1924г. утверждал, что
индустриальный путь развития влечет за собой вырождение
цивилизации* /* Лодыженский А.М. Кризис современной культуры и его
отражение в современной философии. Ростов на Дрну,1924. с.9./
В качестве идейных единомышленников А. Лодыженский привлекает Л.
Лопатина, М. Гершензона, ссылается на дореволюционное творчество В.
Брюсова, А. Блока, А. Белого, не скупится на выдержки из сочинений
О. Шпенглера и А. Бергсона.
Основной недостаток
индустриальной культуры, развитие которой определяется техническим
прогрессом, А. Лодыженский характеризует выражением: "Человека
забыли". Исходя из представлений о некой неизменной сущности
человека, А. Лодыженский рассуждает о падении нравов и огрублении
чувств, утверждает, что "нами управляют машины"* /*Там же,
с.24/.
Утрату самоценности личности, её
духовное оскудение он выводит не из системы капиталистического
отчуждения орудий, предметов и продуктов труда от непосредственных
производителей, не из буржуазных общественных отношений, а из
расширения и углубления технического развития, как такового.
Аверьянов Ю.И. Этические аспекты проблемы "человек - техника" в
идейной борьбе 20-х годов. // Философские проблемы общественного
развития. М.:Мысль,1975. с.180.