Забытые тезисы Путина по нац.политике
maxfux — 11.03.2015 Три года назад Путин тезисно изложил свое понимание национальной политики. Где-то можно соглашаться, где-то нет. Однако, спустя более чем три года, часть изложенных им проблем, фактически осталась не решенной.Для тех, кто запамятовал, освежу некоторые, на мой взгляд основные тезисы, как Путин видит национальную политику и роль русского народа в России.
"В одном из самых ранних русских философско-религиозных трудов «Слово о законе и благодати» отвергается сама теория «избранного народа» и проповедуется идея равенства перед Богом. А в «Повести временных лет» так описан многонациональный характер древнерусского государства: «Вот только кто по-славянски говорит на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане... А вот другие народы: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, корсь, нарова, ливы - эти говорят на своих языках...»
Именно об этом особом характере русской государственности писал Иван Ильин: «Не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь, не задушить иноплеменную и инославную жизнь, а дать всем дыхание и великую Родину... всех соблюсти, всех примирить, всем дать молиться по-своему, трудиться по-своему и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительство».
Стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации - русский народ, русская культура. Вот как раз этот стержень разного рода провокаторы и наши противники всеми силами будут пытаться вырвать из России - под насквозь фальшивые разговоры о праве русских на самоопределение, о «расовой чистоте», о необходимости «завершить дело 1991 года и окончательно разрушить империю, сидящую на шее у русского народа». Чтобы в конечном счете - заставить людей своими руками уничтожать собственную Родину.
Глубоко убежден, попытки проповедовать идеи построения русского «национального», моноэтнического государства противоречат всей нашей тысячелетней истории. Более того, это кратчайший путь к уничтожению русского народа и русской государственности. Да и любой дееспособной, суверенной государственности на нашей земле.
Когда начинают кричать: «Хватит кормить
Кавказ», - ждите, завтра неизбежно последует призыв: «Хватит
кормить Сибирь, Дальний Восток, Урал, Поволжье, Подмосковье...».
Именно по таким рецептам действовали те, кто привел к распаду
Советский Союз. Что касается пресловутого национального
самоопределения, которым, борясь за власть и геополитические
дивиденды, не раз спекулировали политики самых разных направлений -
от Владимира Ленина до Вудро Вильсона, - то русский народ давно
самоопределился. Самоопределение русского народа - это
полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром. И
этот выбор русский народ подтверждал раз за разом - и не на
плебисцитах и референдумах, а кровью. Всей своей тысячелетней
историей.
*********
В нашей стране, где у многих в головах еще не закончилась гражданская война, где прошлое крайне политизировано и «раздергано» на идеологические цитаты (часто понимаемые разными людьми с точностью до противоположного), необходима тонкая культурная терапия. Культурная политика, которая на всех уровнях - от школьных пособий до исторической документалистики - формировала бы такое понимание единства исторического процесса, в котором представитель каждого этноса, так же как и потомок «красного комиссара» или «белого офицера», видел бы свое место. Ощущал бы себя наследником «одной для всех» - противоречивой, трагической, но великой истории России.
************
Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на
гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не
должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он
должен прежде всего быть гражданином России и гордиться этим. Никто
не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше
законов государства. Однако при этом сами законы государства должны
учитывать национальные и религиозные особенности."
Это, на мой взгляд, основные тезисы путинского понимания истории
России и русского народа.
Вместе с тем, практически не решены те задачи, которые ставил
президент перед своим аппаратом:
"Когда речь заходит о том, что в России, а в особенности на
исторических русских территориях, ущемляются права русских, это
говорит о том, что государственные структуры не выполняют своих
прямых задач - не защищают жизнь, права и безопасность граждан.
И поскольку большинство этих граждан - русские, то возникает
возможность паразитировать на теме «национального угнетения
русских» и облечь обоснованный общественный протест в самую
примитивную и вульгарную форму межнациональных беспорядков. И
одновременно по всякому поводу голосить про «русский фашизм».
Нужно отдавать отчет, какие риски и угрозы заключены в ситуациях, чреватых переходом в стадию национального конфликта. И соответствующим, самым жестким образом, без оглядки на чины и звания, оценивать действия или бездействия правоохранительных структур, органов власти, которые привели к межнациональному напряжению.
Рецептов для таких ситуаций не очень много. Не возводить ничего в принцип, не делать скоропалительных обобщений. Необходимо тщательное выяснение сути проблемы, обстоятельств, урегулирование взаимных претензий по каждому конкретному случаю, где замешан «национальный вопрос». Этот процесс там, где нет каких-то специфических обстоятельств, должен быть публичным, потому что отсутствие оперативной информации порождает усугубляющие ситуацию слухи. И здесь исключительно важное значение имеют профессионализм и ответственность средств массовой информации.
..................
Вместе с тем тот, кто приезжает в регионы с другими культурными, историческими традициями, должен с уважением относиться к местным обычаям. К обычаям русского и всех других народов России. Всякое другое - неадекватное, агрессивное, вызывающее, неуважительное - поведение должно встречать соответствующий законный, но жесткий ответ, и в первую очередь со стороны органов власти, которые сегодня часто просто бездействуют. Надо посмотреть, все ли необходимые для контроля такого поведения людей нормы содержатся в Административном и Уголовном кодексах, в регламентах органов внутренних дел. Речь идет об ужесточении права, введении уголовной ответственности за нарушение миграционных правил и норм регистрации. Иногда достаточно предупредить. Но если предупреждение будет опираться на конкретную правовую норму, оно будет более действенно. Его правильно поймут - не как мнение отдельного полицейского или чиновника, а именно как требование закона, одинакового для всех.
Во внутренней миграции также важны цивилизованные рамки. В том числе это необходимо для гармоничного развития социальной инфраструктуры, медицины, образования, рынка труда. Во многих «миграционно привлекательных» регионах и мегаполисах эти системы уже сейчас работают на пределе, что создает достаточно сложную ситуацию как для «коренных», так и для «приезжих».
Считаю, что следует пойти на ужесточение правил регистрации и санкций за их нарушение. Естественно, не ущемляя конституционных прав граждан на выбор места жительства.
Третье - это укрепление судебной системы и строительство эффективных правоохранительных органов. Это принципиально важно не только для внешней иммиграции, но, в нашем случае, и для внутренней, в частности миграции из регионов Северного Кавказа. Без этого никогда не могут быть обеспечены объективный арбитраж интересов различных сообществ (как принимающего большинства, так и мигрантов) и восприятие миграционной ситуации как безопасной и справедливой.
Более того, недееспособность или коррумпированность суда и полиции всегда будут вести не только к недовольству и радикализации принимающего мигрантов общества, но и к укоренению «разборок по понятиям» и теневой криминализованной экономики в самой среде мигрантов.
Нельзя допустить, чтобы у нас возникли замкнутые, обособленные национальные анклавы, в которых часто действуют не законы, а разного рода «понятия». И в первую очередь нарушаются права самих мигрантов - как со стороны собственных криминальных авторитетов, так и коррупционеров от власти.
Именно на коррупции расцветает этническая преступность. С
правовой точки зрения преступные группировки, построенные по
национальному, клановому принципу, ничем не лучше обычных банд. Но
в наших условиях этническая преступность является проблемой не
только криминальной, но и проблемой государственной безопасности. И
к ней надо соответствующим образом относиться".
Судя по нескольким последним случаям, в ряде регионов особо ничего
не поменялось. Те же энтические группы, тоже самое покровительство
местных чиновников, бездействие правоохранителей и судей. Как
результат - всплески нац.розни, недовольство местных жителей.
Может быть, президенту пора СПРАШИВАТЬ с тех, кто не слышит его
слов, кто не реагирует на его сигналы?
|
</> |