За наш счет...
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![За наш счет...](http://img.rufox.ru/files/news2/470879.jpg)
Известно каждому, что бензин за последние два месяца в Ивановской области прибавил в цене сразу два-три рубля за литр (до 6%).
И переживать по этому поводу стоит не только владельцам "железных коней", но и всем остальным "бесколесным" по одной простой причине: стоимость топлива заложена практически во все товары и услуги. Дорожает топливо - дорожают предметы первой необходимости: продукты лекарства, одежда. Даже коммунальные услуги: вывоз мусора - наиболее яркий пример. Исследования говорят, что составляющая топлива в цене любого товара равна приблизительно 5%.
Таким образом, стоимость топлива на данный момент в России не только является источником повышения цен на все, но и тормозит развитие экономики в целом. Вместо модернизации производства и развития торговли предприятия лишь увеличивают топливные издержки.
Как известно, Россия является нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей страной. В 2010 году в России было добыто 500 млн. тонн нефти, 225 из которых осталось в нашей стране, остальные 275 млн. тонн были проданы за границу. Себестоимость добычи и транспортировки тонны нефти равна приблизительно 1500 рублей. При стоимости барреля нефти на мировом рынке в 100 долларов США, тонна приблизительно будет стоить 600 долларов (18 тысяч рублей). Чистую прибыль нефтедобывающих компаний до вычета акцизов и налогов посчитать несложно. Тем более, что Россия существует фактически только за счет этих сборов.
В нашей стране действует 27 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые способны получить 200 кг бензина из тонны сырой нефти. Для сравнения: в США с использованием современных средств переработки количество получаемого бензина равно 500 кг. Следовательно, первая причина дороговизны отечественного топлива - низкий уровень технической оснащенности НПЗ, которые являются частью нефтяных гигантов: "Роснефть", "Лукойл", "Газпромнефть" и др. Мораль весьма проста: гораздо проще продавать сырую нефть за рубеж (поскольку выручка от продаж на мировой рынок фактически равна той сумме, которую нефтяные компании получат после переработки), чем инвестировать в отечественную переработку. Справедливости ради отметим, что некоторые положительные шаги в этом направлении все-таки предпринимаются "Лукойлом".
Немудрено и по другой причине: стоимость государственного акциза на тонну бензина - 5673 р. На тонну дизеля - 2500 р. С этой точки зрения снова оказывается, что гораздо выгоднее производить низкокачественное топливо и не думать об инвестициях в переработку. Это не случайность и не заговор олигархов, а реальная российская экономическая политика.
Еще одна проблема, наиболее существенная - это акцизы и налоги, которое государство получает с конечной стоимости топлива.
Из чего же состоит стоимость литра бензина?
1,9% - себестоимость добычи нефти
1,3% - расходы на переработку
16% - транспортировка, маркетинг
5,5% - прибыль производителя нефти
10,1% - прибыль переработчика нефти
9,5% - прибыль конечной автозаправочной станции
И самое занятное:
7,5% - налог на прибыль
15,4% - НДС
11,9 - акцизы
20,9 - налог на добычу полезных ископаемых.
Итого: 55,7% государство требует себе с одного литра бензина.
Несложно сосчитать, что литр самого популярного 92-го бензина будет отпускаться с НПЗ по цене менее 15 рублей за литр, с которого аналогично государство заберет 20% в качестве налога на прибыль и 18% - НДС. Это происходит на каждом этапе от добычи нефти до поставки готового топлива на АЗС.
Итого: литр 92-го в Иванове стоит 25.10 рублей. В соседних регионах бывает и по 26-27 рублей, что является средней ценой по России на данный момент. Для ехидного сравнения: в США (где перерабатывается только импортная нефть) литр бензина в пересчете стоит около 20 рублей, а в крупнейшем экспорте нефти ОАЭ литр бензина можно купить примерно за 5 рублей. Если не брать в расчет страны, где существуют государственные субсидии на стоимость бензина (этакий политический инструмент), то уже выгоднее заправляться в Киргизии, Казахстане и Китае, а не в России.
Разумеется, первое, что приходит в голову: не ту страну назвали Гондурасом. Но эпилог статьи весьма прозаичен: мы действительно являемся "сырьевым придатком", а менять ничего не собираемся. Россия качает и отправляет нефть за границу, а граждане переплачивают огромные суммы всегда и везде. Хотя, жить должно было бы проще – баррель стоит сотню, а не десятку, как в 90-ые. Впрочем, перед скорыми выборами главный "фронтовик", конечно, по столу кулачком-то стукнет - там и заживем. А вот только пикеты "Молодой гвардии Единой России" автозаправок в этом контексте выглядят просто комично, поскольку топливный "олигархат" – это и есть государственная власть. Это Путин и его дружки Тимченко, Вексельберг, Абрамович и другие. Кроме тех, кому сидеть в тюрьме еще лет пять.
|
</> |