За личным автомобилем — к Молотову и Микояну
sergeytsvetkov — 06.10.2025
Вот такие письма на имя первых лиц страны приходилось писать даже заслуженным артистам СССР, чтобы вымолить право приобрести автомобиль (не в подарок, а приобрести за наличные!).


В Советском Союзе эпохи Сталина за распределение автомобилей отвечал экономический совет при Совете народных комиссаров. В этот орган поступали заявления от разных людей, включая творческих личностей, шахтёров, инженеров, военных и других желающих приобрести автомобиль.
В 1930-е годы председателем Совета народных комиссаров был Вячеслав Молотов (Скрябин). Большинство заявлений направлялось ему, а также заместителю председателя Совнаркома и одновременно наркому внешней торговли Анастасу Микояну. Именно они принимали решение о выдаче разрешений на покупку автомобилей.
Некоторые люди обращались напрямую к Иосифу Сталину, сопровождая свои просьбы заверениями в любви к «отцу народов». Художник-иллюстратор Константин Ротов, например, решил обратиться к генеральному прокурору Андрею Вышинскому.
Сотрудники наркоматов также обращались к своим руководителям. Однако все заявления всё равно поступали в экономический совет к Скрябину (Молотову) и в Совнарком к Микояну.
В архивных документах можно найти множество подобных заявлений. Помимо автомобилей, руководители просили предоставить им запасные части и шины — всё это было в дефиците и распределялось централизованно.

Обратите внимание на исправления в заявлении Утёсова: «Что делать?» — «Нужно заплатить». Это был диалог между Микояном и Скрябиным (Молотовым), который закончился для Леонида Осиповича удачно: ему разрешили купить автомобиль ГАЗ-М1 за наличные. В 1939 году стоимость «Эмки» составляла 9500 рублей. Для сравнения: в середине тридцатых годов средняя зарплата рабочих и служащих составляла 300–350 рублей в месяц.

В ответ на обращение Никиты Богословского, направленное в Экономсовет Совнаркома, 27 июля в Ленинград пришло письмо с отказом. В нём сообщалось, что в связи с отсутствием доступных для продажи легковых автомобилей, удовлетворить просьбу о продаже одной машины не представляется возможным.
В одном из поздних интервью он признавался: "Благодаря кино и эстраде я получал большие по сравнению с общей массой населения деньги. В молодые годы был абсолютным пижоном. Шиковал. Если заказывал номер в гостинице, то не ниже трехкомнатного люкса. Когда я жил еще в Ленинграде и приезжал в Москву на съемки, то останавливался в гостинице "Националь". Чтобы ехать обедать в "Метрополь", вызывал интуристовскую машину "Линкольн"".

Даже при покупке подержанного автомобиля в СССР требовалось получить разрешение от вышестоящих органов. Так поступили Григорий Александров и Любовь Орлова.
В 1939 году самая знаменитая пара Советского Союза решила приобрести подержанный автомобиль «Бьюик» у американца Брауна, проживающего в СССР. В письме они описали все сложности, связанные с такими сделками.
Разрешение Микояна на это прошение не сохранилось, но, судя по тому, что «Бьюик» упоминается в другом прошении, Александров и Орлова всё же смогли купить автомобиль.
Не прошло и года, как Александров и Орлова вновь обратились к Микояну с просьбой о разрешении продать им транспортное средство, на этот раз уже советского производства. По всей видимости, «исправно работавшее транспортное средство» из предыдущего обращения не оправдало ожиданий, превратившись в «старый автомобиль марки «Бьюик», который требует замены спустя много лет».
Просьба рассматривалась очень долго. Вначале Экономсовет предполагал выделить "Эмку" в июле из резерва третьего квартала 1940 года, но что-то поменялось в планах, и 4 октября 1940 года Александров с Орловой получили отрицательный ответ: "Ваше ходатайство о выделении Вам в личное пользование легковой машины удовлетворить не представляется возможным".

В 1939 году Сергей Михалков ещё не был соавтором гимна Советского Союза, но уже был известен как автор стихотворной тетралогии о дяде Стёпе. Кроме того, в этом году в газете «Правда» было опубликовано стихотворение «Светлана», которое очень понравилось Сталину.
В том же 1939 году Михалков был награждён своим первым орденом Ленина, о чём он упоминает в заявлении с просьбой о предоставлении автомобиля ГАЗ-М1.
Прошение поддержал и ЦК ВЛКСМ – руководящий орган комсомола, сообщавший в Экономсовет, что "писатель Михалков хочет осуществить на машине поездку по Союзу". Резолюция зампреда Совнаркома Микояна на служебной записке: "Не возражаю".
Хотя решение было положительным, автомобиль ГАЗ-М1 так и не был предоставлен детскому писателю. 30 сентября 1940 года Сергей Михалков повторно обратился в Экономсовет, аргументируя своё новое обращение тем, что "завод в 1939 году выполнял спецзадания, мне машину не выдали, а в настоящее время фонды аннулированы и машина мне выдана быть не может". На этот раз Михалков просил "дать разрешение на получение за наличный расчет малолитражки", под которой подразумевался двухдверный КИМ-10, стоивший 8000 руб., но в этой просьбе экономсовет ему отказал.
***
Приобретайте мои книги в электронной и бумажной версии!
Мои книги в электронном виде (в 4-5 раз дешевле бумажных версий).
Вы можете заказать у меня книгу с дарственной надписью — себе или в подарок.
Заказы принимаю на мой мейл [email protected]
«Последняя война Российской империи» (описание)

«Суворов — от победы к победе».


ВКонтакте https://vk.com/id301377172
Мой телеграм-канал Истории от историка.
Междугородняя эвакуация автомобиля — что важно знать заранее
Танк Т-90М2 и планы производства и модернизации танков на УВЗ
В тёмно-синем лесу...
так и живем
Испания. Ruta de Las Xanas
Мое десятилетие в Живом Журнале.
Сказки возвращаются
Что читать: The Hallmarked Man Роберта Гэлбрейта

