За личным автомобилем — к Молотову и Микояну

топ 100 блогов sergeytsvetkov06.10.2025
Эмка
Эмка

Вот такие письма на имя первых лиц страны приходилось писать даже заслуженным артистам СССР, чтобы вымолить право приобрести автомобиль (не в подарок, а приобрести за наличные!).

За личным автомобилем — к Молотову и Микояну
За личным автомобилем — к Молотову и Микояну

В Советском Союзе эпохи Сталина за распределение автомобилей отвечал экономический совет при Совете народных комиссаров. В этот орган поступали заявления от разных людей, включая творческих личностей, шахтёров, инженеров, военных и других желающих приобрести автомобиль.

В 1930-е годы председателем Совета народных комиссаров был Вячеслав Молотов (Скрябин). Большинство заявлений направлялось ему, а также заместителю председателя Совнаркома и одновременно наркому внешней торговли Анастасу Микояну. Именно они принимали решение о выдаче разрешений на покупку автомобилей.

Некоторые люди обращались напрямую к Иосифу Сталину, сопровождая свои просьбы заверениями в любви к «отцу народов». Художник-иллюстратор Константин Ротов, например, решил обратиться к генеральному прокурору Андрею Вышинскому.

Сотрудники наркоматов также обращались к своим руководителям. Однако все заявления всё равно поступали в экономический совет к Скрябину (Молотову) и в Совнарком к Микояну.

В архивных документах можно найти множество подобных заявлений. Помимо автомобилей, руководители просили предоставить им запасные части и шины — всё это было в дефиците и распределялось централизованно.

За личным автомобилем — к Молотову и Микояну

Обратите внимание на исправления в заявлении Утёсова: «Что делать?» — «Нужно заплатить». Это был диалог между Микояном и Скрябиным (Молотовым), который закончился для Леонида Осиповича удачно: ему разрешили купить автомобиль ГАЗ-М1 за наличные. В 1939 году стоимость «Эмки» составляла 9500 рублей. Для сравнения: в середине тридцатых годов средняя зарплата рабочих и служащих составляла 300–350 рублей в месяц.

За личным автомобилем — к Молотову и Микояну

В ответ на обращение Никиты Богословского, направленное в Экономсовет Совнаркома, 27 июля в Ленинград пришло письмо с отказом. В нём сообщалось, что в связи с отсутствием доступных для продажи легковых автомобилей, удовлетворить просьбу о продаже одной машины не представляется возможным.

В одном из поздних интервью он признавался: "Благодаря кино и эстраде я получал большие по сравнению с общей массой населения деньги. В молодые годы был абсолютным пижоном. Шиковал. Если заказывал номер в гостинице, то не ниже трехкомнатного люкса. Когда я жил еще в Ленинграде и приезжал в Москву на съемки, то останавливался в гостинице "Националь". Чтобы ехать обедать в "Метрополь", вызывал интуристовскую машину "Линкольн"".

За личным автомобилем — к Молотову и Микояну

Даже при покупке подержанного автомобиля в СССР требовалось получить разрешение от вышестоящих органов. Так поступили Григорий Александров и Любовь Орлова.

В 1939 году самая знаменитая пара Советского Союза решила приобрести подержанный автомобиль «Бьюик» у американца Брауна, проживающего в СССР. В письме они описали все сложности, связанные с такими сделками.

Разрешение Микояна на это прошение не сохранилось, но, судя по тому, что «Бьюик» упоминается в другом прошении, Александров и Орлова всё же смогли купить автомобиль.

Не прошло и года, как Александров и Орлова вновь обратились к Микояну с просьбой о разрешении продать им транспортное средство, на этот раз уже советского производства. По всей видимости, «исправно работавшее транспортное средство» из предыдущего обращения не оправдало ожиданий, превратившись в «старый автомобиль марки «Бьюик», который требует замены спустя много лет».

Просьба рассматривалась очень долго. Вначале Экономсовет предполагал выделить "Эмку" в июле из резерва третьего квартала 1940 года, но что-то поменялось в планах, и 4 октября 1940 года Александров с Орловой получили отрицательный ответ: "Ваше ходатайство о выделении Вам в личное пользование легковой машины удовлетворить не представляется возможным".

За личным автомобилем — к Молотову и Микояну

В 1939 году Сергей Михалков ещё не был соавтором гимна Советского Союза, но уже был известен как автор стихотворной тетралогии о дяде Стёпе. Кроме того, в этом году в газете «Правда» было опубликовано стихотворение «Светлана», которое очень понравилось Сталину.

В том же 1939 году Михалков был награждён своим первым орденом Ленина, о чём он упоминает в заявлении с просьбой о предоставлении автомобиля ГАЗ-М1.

Прошение поддержал и ЦК ВЛКСМ – руководящий орган комсомола, сообщавший в Экономсовет, что "писатель Михалков хочет осуществить на машине поездку по Союзу". Резолюция зампреда Совнаркома Микояна на служебной записке: "Не возражаю".

Хотя решение было положительным, автомобиль ГАЗ-М1 так и не был предоставлен детскому писателю. 30 сентября 1940 года Сергей Михалков повторно обратился в Экономсовет, аргументируя своё новое обращение тем, что "завод в 1939 году выполнял спецзадания, мне машину не выдали, а в настоящее время фонды аннулированы и машина мне выдана быть не может". На этот раз Михалков просил "дать разрешение на получение за наличный расчет малолитражки", под которой подразумевался двухдверный КИМ-10, стоивший 8000 руб., но в этой просьбе экономсовет ему отказал.

По материалам

***

Приобретайте мои книги в электронной и бумажной версии!

Мои книги в электронном виде (в 4-5 раз дешевле бумажных версий).

Вы можете заказать у меня книгу с дарственной надписью — себе или в подарок.

Заказы принимаю на мой мейл [email protected]

«Последняя война Российской империи» (описание)

За личным автомобилем — к Молотову и Микояну

«Суворов — от победы к победе».

За личным автомобилем — к Молотову и Микояну

«Названный Лжедмитрием».

За личным автомобилем — к Молотову и Микояну

ВКонтакте https://vk.com/id301377172

Мой телеграм-канал Истории от историка.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вооруженные Силы Российской Федерации заняли второе место в рейтинге мощнейших армий мира, составленном специалистами американского аналитического портала Business Insider. На первое место они поставили армию США. По мнению экспертов из США, основную мощь Российской армии составляют "п ...
Знакомо ли вам слово "кинтана"? чур не гуглить. Во-первых, все равно нагуглите велогонщика. А во-вторых, меня интересует именно распространенность этого слова. Я точно в детстве в фентезятине всякой видела это слово и вполне себе четко представляла, что это. а оказуется и слова такого ...
Но я не совсем о них. Я о том, что большие в разные стороны разговоры делают невозможным написание чего-то большего, цельного. Все отрывочное, обрывочное и тем самым  заманчивое. Хочется вернуться к тобой же написанному, хочется перечитать написанное тебе, а оно пропадает пропадом в ...
Ассоциация по защите авторских прав в интернете (АЗАПИ) пожаловалась на распространение пиратского книжного контента в Telegram. Как утверждают в организации, защищенные авторским правом книги находятся в свободном доступе в более чем 170 каналах Telegram-каналах, у которых ...
                    Вдвоём веселее   ...