За кулисами события - 2

топ 100 блогов ya_exidna24.11.2016 Продолжение - начало здесь.
Вечерняя репетиция 17-го числа вызвала у меня двойственные чувства.
С одной стороны, слабое подобие декораций, неготовность света, ошибки механики, вынужденные паузы... вы знаете, у нас даже в таких сложных постановках, как "Семь красавиц" и "Катя и принц Сиама", практически не было моментов, когда опускают антрактный занавес и за ним (зрители делают вид, что не замечают, и слушают музыкальную паузу) быстро-быстро шуршат рабочие сцены, унося и принося всякие ширмы и прочие табуретки... нет-нет, у нас спектакль идёт, как фильм: всё продумано, декорации меняются на глазах у публики: кулисы, представляющие петербургские здания (ночью там даже окна светились!), одним движением превращаются в тайские узоры, пещера становится дворцом и так далее. А без декораций... эх, увы и ах и прочие междометия, непечатные слова и слёзы.
Часть костюмов оставляют желать... желанья? что толку напрасно и вечно желать?!
Прими как факт, что танцевать будут в этих нарядах: ярких, богатых, явно непростых, похожих на костюмы других классических балетов: "Они привыкли шить, как в советские времена!" - сказал хореограф о знаменитой на весь мир фирме (российской по происхождению, но работающей во многих странах мира). При этом хореограф изучил больше двухсот эскизов, представленных художником, часть из них видела и я, и там было меньше блёсток и псевдовостока, но гораздо больше стиля.

С другой стороны... я много раз об этом писала: это совершенно особенное, удивительное чувство, когда из слов (из моего текста!) вырастает балет! Просто чудо - ни с чем не сравнить! Я никогда не могу себе представить окончательного результата, а в этот раз я даже толком не слышала музыки: её всю написали заново, специально для этого балета!
И вот я вижу всё это... и это прекрасно, друзья мои. Несмотря ни на что - я вижу, как исполнилось задуманное, как сто раз обсуждённые сцены воплотились в танцы и движения, ко мне мгновенно привязались некоторые музыкальные темы, и хореографу в который раз удалось удивить меня нестандартными и неожиданными решениями... просто счастье.
Занавес открылся, и муж, заранее напуганный нашими кулуарными разговорами и страстями, с облегчением шепнул мне: "Красота же, что вы все так переживали-то?". Не знаю, чего он ожидал (полного провала?))), но множество красивых, нарядных, синхронно и слаженно танцующих на фоне отнюдь не голых стен людей поразили его: "Что же вы ещё хотели-то? Всё замечательно!".
Потом он специально подходил к хореографу, к композитору, ко всем главным действующим (не на сцене, они не главные, а так!))) лицам и уверял их (нас!))), что вот он, простой зритель, инженер, повидавший из-за жены и дочерей чёрт-те сколько балетов в больших и очень больших театрах, и он уверяет нас, что всё получилось, всё сойдёт и так, и пройдёт прекрасно, а музыка какая! а кордебалет! а второй акт!
Да, второй акт был прекрасен: хореография, музыка, роскошь костюмов и смыслы затмили минимализм оформления, к тому же здесь были интересные и эффектные сцены с "тканями": например, воды Нила по воле бога Хапи заливали пожар Александрии, и это было очень красиво, а что где-то должен быть ещё и город - никто не знал.

Кстати, о богах.
Клеопатра, как вы, скорее всего, и сами знаете, была не египтянкой, однако владела местным языком (наравне с ещё несколькими) и почитала не только эллинистических, но и египетских богов, особенно Исиду. В балете есть сцена, где наша главная героиня просит помощи у жреца и... впрочем, процитирую наш балетный подстрочник: "...Жрец  разжигает огонь в жертвенной чаше, читает заклинания – и из дыма возникают видения: выходят в медленном торжественном танце египетские божества, как будто сошедшие с древних папирусов: мужчины и женщины с головами животных – сокола, птицы, льва, собаки, лягушки, кошки, барана, змеи. Постепенно все богини-женщины выходят вперёд, образуя круг (среди них и пока не выделяющаяся Змея). Жрец призывает Клеопатру в центр круга – богини околдовывают её, дарят ей свою женскую силу и могущество: каждая по-своему. Змея танцует отдельно, словно внушая Клеопатре быть такой же гибкой, хитрой, изящной, как она..." (с, вариант либретто).
Богов я художнику не называла поимённо: их много, сначала хореограф должен был решить, сколько у него исполнителей (семь или девять), а потом художник мог выбрать любых на свой вкус, чтобы лучше смотрелись.
Змея была обговорена заранее: в балете нужно соблюдать баланс женских и мужских сольных партий, из-за этого, в частности, у нас Октавия (сестра Октавиана и жена Марка Антония) стала играть куда более важную роль, чем она играла её в истории.
Либреттист - человек подневольный. :) Но на такие вещи я никогда не жалуюсь и отношусь с пониманием. Легко могу перекроить любой сюжет под требования местной труппы. В балете "Семь красавиц", например, я изначально написала семь совершенно равнозначных женских ролей (исходя из первоисточника - поэмы Низами) - казалось бы, что плохого? Танцуйте себе - но нет! Как это, дорогой либреттист, семь одинаковых (хотя совершенно разных!) красавиц?! В театре так не принято: есть прима, есть вторая балерина, есть корифейки, пиши не по поэме, а по понятиям! И пришлось. Ничего, я справилась, выделила одну, чтоб была более лучше поглавнее... это лирическое отступление, объясняющее Змею с большой буквы. Ну и ладно: из той Змеи мы сделали символ смерти Клеопатры, чего проще, и красиво было, и народу понятно.
Египетские боги той же вереницей появлялись и во втором акте, во сне Клеопатры, но там они были уже не дружелюбны, а пугающи... и вот идёт репетиция 17-го числа (я не забыла, с чего начала, не волнуйтесь!))).

В сцене с богами даже были декорации (некоторым картинам повезло), жрец жёг настоящий огонь, в музыке звучали всякие спецэффекты, боги вышли - всё неплохо и впечатляюще, а что у некоторых богов пока нет головных уборов - ничего, подумала я, завтра генеральная, скорее всего, всё будет. Ну или к премьере успеют.
Кажется, там были головы ибиса, волка, ещё какая-то, я больше следила за очень удачной Змеёй и была недовольна красным (неуместным в этой сцене по смыслу) нарядом Клеопатры.
Фото с той репетиции: боги с обнажёнными головами.
За кулисами события - 2
Во втором акте боги появились в других головных уборах - нечто вроде корон или шапок: ничего, не так плохо, хотя могли бы и с теми же "зверскими" головами выходить, чтобы зрители не запутались, но ладно, пусть так.
Я быстро записывала в блокнотик всякие рабочие замечания, репетиция неоднократно прерывалась, в гостиницу мы вернулись совсем ночью, и я и думать забыла о шапках египетских богов, там было много других проблем.

18-го числа мы пришли на генеральную.
На этот раз всё шло практически без сбоев, и вот, как и было сказано, "...жрец  разжигает огонь в жертвенной чаше, читает заклинания – и из дыма возникают видения: выходят в медленном торжественном танце египетские божества, как будто сошедшие с древних папирусов"... боги, боги мои!!!
Друзья мои, я никогда не смогу этого развидеть.
На головах некоторых богов были... как бы это сказать... плюшевые игрушечные звериные головы а ля Диснейленд или, скорее, городская ярмарка... у моей Мыши есть шапка-хаски, что-то такое!
Ей-богу, я почти поняла, что такое "кондрашка": она меня чуть не хватила.
В антракте я понеслась, размахивая блокнотиком, к виновникам торжества.
С воплем: "Снимите это немедленно!".
Все отнеслись ко мне с пониманием, утешали и утишали, как могли, обещали выкинуть плюшевые шапки или отдать их бедным, и только главный хореограф театра робко спросила: "А что не так с этими головами?" - и я вспомнила всю нашу измирскую эпопею с поясом Золушки... всюду жизнь, да.
А вся наша жизнь есть борьба.
Я победила; на премьере боги и в первом акте выходили в "коронах" из второго, а у меня, как либреттиста, был первый случай, когда я почувствовала лёгкое недоумение зала и услышала шорох программок: зрители хотели понять, боги ли это со звериными головами или кто? Обычно в моих балетах всё понятно "без шпагралки либретто"(с, знаменитый балетный критик).
Вот такие события за кулисами.
И таких эпизодов много, обо всех я не буду рассказывать: всё-таки это сплетни, нехорошо выносить сор из нашей театральной избы и указывать пальцем... но иногда очень хочется! :)

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Facebook "Волков анонсировал новую акцию. 14 февраля в знак протеста против властей нужно выйти и делать из свечек сердечки". А как, гуляючи на улице, сделать из свечки сердечко? Чисто технически. https://www.facebook.com/arsenyigonchukov/posts/3598162113566013 ...
Да-да, многие сейчас пожалеют, что закупили именно гречку, но это медицинский факт. Гречка сегодня может серьезно усугубить процесс течения заболевания коронавирусной инфекцией covid-19. И вот почему Очень многие знают про полезные свойства гречки, которая поможет избежать ...
...
* Воспитание является программированием человека. Когда мы говорим о том, что родители не занимаются воспитанием детей, мы имеем ввиду, что родители не занимаются программированием детей. Воспитатели в детском саду или учителя тоже занимаются программированием детей. Любая поступающая ...
Тока зашёл домой. Ну вот нафига так работать? Это я себя спрашиваю. Кот орёт нечеловеческим голосом. Собака с укором так. Бродячему коту тож кинул сардельки. Счас сварю макаронасов, которых уже не 500, а внезапно 400 гр в пачке. То то я не наелся в прошлый раз. У меня ...